Урок русского языка в 6 классе «Работа над ошибками»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Леньшина Нина Александровна

Урок русского языка в 6 классе «Работа над ошибками» разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Такие уроки я провожу уже в 5 классе, дети учатся выполнять работу над ошибками по таблице; такая работа позволяет систематизировать знания, увидеть, на какие правила чаще всего допускаются ошибки и постепенно ликвидировать пробелы в знаниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Урок русского языка в 6 классе «Работа над ошибками»

1. Цели урока:

Образовательные:

  • убедить детей в том, что работа над ошибками – это один из путей формирования грамотного письма;
  • повторить орфографические правила; формировать умение объяснять написание слов;
  • формировать умение объяснять постановку знака или его отсутствие.

2. Развивающие:

  • развивать способность к самоконтролю;
  • продолжить развитие у учащихся умения высказываться на грамматическую тему;
  • развивать творческие способности учащихся.

3. Воспитательные:

  •  воспитание чувства дружбы;
  •  воспитание трудолюбия, самостоятельности, способности к самоорганизации и самоконтролю.

Задачи:

- систематизировать изученное;

- развивать орфографическую  и пунктуационную грамотность; учиться группировать орфограммы и пунктограммы по видам;

- закрепить умение применять при письме правила постановки запятой при причастном обороте, между однородными членами предложения, в сложном предложении.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формировать умение самооценки степени самостоятельности учащихся в оценивании качества своей учебной работы, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; внимание, уважение к окружающим; этические нормы поведения: вежливость, точность, собранность, взаимопомощь.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: высказывать свои предположения, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других; участвовать в обсуждении учебной проблемы, учиться работать в группе.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, выбирать действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации, адекватно воспринимать оценку учителя.

Оборудование урока:  компьютер, проектор, орфографические словари, справочники.

Тип урока: коррекция знаний и умений

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Как написали диктант:

Количество учащихся

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка«3»

Оценка «2»

%

%

%

%

III. Мотивация учебной деятельности.

«Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок" (Конфуций)

  • В чем суть высказывания философа?
  • А нужна ли нам работа над ошибками? Может быть, можно обойтись и без нее?
    (Ответы учащихся о том, что работа над ошибками необходима, так как она способствует развитию грамотности, помогает повторить изученный ранее материал).

IV. Формулировка темы, задач урока.

V. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся:

1.Повторение основных правил по теме  «Причастие»:

1)правописание падежных окончаний причастий,

2)правописание суффиксов причастий,

                     3)слитное и раздельное написание НЕ с причастиями,

4)знаки препинания в предложениях с причастным оборотом,

2.Повторение правил по другим темам ( в зависимости от допущенных ошибок).

VI.Выполнение  работы над ошибками  ( учащиеся, написавшие диктант без ошибок и допустившие минимальное количество ошибок, работают консультантами). Учащимся выдаются таблицы, в которых они будут выполнять работу над допущенными ошибками, и текст диктанта.

 

п/п

Слово, в котором допущена ошибка

Часть речи (для орфограмм в суффиксах и окончаниях)

Часть слова

Название орфограммы

Объяснение

Примеры

1

непрекращающейся

нестаявший

причастие

приставка

НЕ с причастиями

нет зависимого слова,

нет противопоставления с союзом А

непрочитанное письмо,

незаконченная работа

2

подтаявших

причастие

суффикс

суффикс перед суффиксом причастия ВШ

пишется суффикс глагола, от которого образовано причастие (подтаять – подтаявший)

развеявший, посеянный

3

за сараями

виражи

корень

непроверяемая безударная гласная в корне

запомнить

медаль

колонна

4

длинными

имя прилагательное

корень, суффикс

Н и НН в суффиксах имён прилагательных

прилагательное образовано от имени существительного с основой на -н

сонный

карманный

5

6

7

                                                                                       

                                                                                         Диктант

1)После многодневной непрекращающейся осады весна ворвалась в город. 2)Рушились подточенные солнцем снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками, а в лужах терпели бедствие бумажные флотилии, дымились еще не очищенные от снега скаты темно-серых крыш. 3)Грачи, словно минеры, озабоченно прощупывали длинными белыми носами нестаявший снег. 
4)Зима отступила в сады
, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи.
5)Под всеми крышами барабанила капель, во всех дворах звенели детские голоса, а над домами и дворами, над улицами и перекрестками выписывали виражи грачи,
не смолкавшие ни на одну минуту.
6)За городом уже пестрело от проталин. 7)Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы. 8)Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха бессчетного множества
подтаявших льдинок, от стекающей капля за каплей где-то в тайниках сугробов талой воды.  

                                                                                                               

                                                                                                                     (По Е.Носову,  129 слов)

 Для выполнения работы над пунктуационными ошибками можно предложить другую таблицу ( в этом случае предложения должны быть пронумерованы):


п/п

Предложение, в котором допущена ошибка

Название пунктограммы

Объяснение

Примеры

1

2, 5

запятая в предложениях с причастным оборотом

2 - п.о. -  после опр. слова КРЕПОСТИ (здесь может быть схема);

5 - п.о. - после опр. слова ГРАЧИ

Месяц, выглянувший из-за облаков, осветил дом и сад.

(причастный оборот и определяемое слово выделяются графически)

2

3

Учащиеся работают в группах, в случае необходимости обращаясь к консультантам и учителю.

VII. . Итоги урока. Рефлексия.

Закончи предложения:

  • Я выполнял задания…
  • Теперь я могу…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я научился…
  • Я понял, что…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрёл…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Мне захотелось…

VIII. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Активизация логического мышления на уроках русского языка при выполнении работы над ошибками

Использование работы над ошибками с целью активизации логического мышления и повышения качества знаний учащихся на уроках русского языка....

Презентация по русскому языку. 11 класс. Задание 8. Ошибки в построении предложений с однородными членами.

Данная презентация помогает наглядно представить ошибки, когда мы составляем предложения с однородными членами. Обычно я после повторения темы "Знаки препинания с однородными членами" в 11 к...

Презентация по русскому языку. 11 класс. Задание 8. Ошибки в построении предложений с однородными членами.

В тестовых заданиях ЕГЭ по русскому языку особую трудность вызывает задание 8. Не все ребята могут сформулировать ошибку и выбрать соответствие. Поэтому на уроке при повотрении  темы "Знаки ...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Работа над ошибками итоговой контрольной работы. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи"

Предложен материал для самостоятельного закрепления орфограммы, вызвавшей трудности при написании контрольной работы....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Работа над ошибками итоговой контрольной работы.

Предложен материал для самостоятельной работы над устранением выявленных проблем....