Из опыта работы. Игровые формы на уроках русского языка.
опыты и эксперименты по русскому языку (5 класс)

Ната Николаевна Петрова

Материал может быть использован учителями на уроках как изучения нового материала, так и во внеурочной работе по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_formy_na_urokah_russkogo_yazyka.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

        

 

Игровые формы на уроках русского языка.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Петровой Натальи Николаевны.

 МОУ СШ №6 Центрального района Волгограда

Л.Н.Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».

       Но сейчас мало любить и знать свой предмет. Необходимо ещё и применение педагогом на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения.

«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания»,- говорил Буслаев.

         Нельзя забывать и то, что игра – естественная потребность для  детей среднего школьного возраста. Только в игре ребёнок раскрепощается, а, раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве.

           Игра не должна уводить от усвоения трудных вопросов грамматики, а должна делать это усвоение прочным и интересным.

   Можно обратиться к такой форме организации урока, как путешествие (на воображаемом корабле) по карте «Океан знаний». Она представляет собой множество стран-островов – это разделы курса русского языка. На этих островах учеников встречают то мудрый дедушка Корень, то бабушка Азбука, то королева Грамматика, то его величество Глагол...

        Рядом с островами «Морфология», «Орфография», «Пунктуация», «Лексика» пристроился и остров «Безграмотландия». Это остров хитрых и злых пиратов Единицы и Двойки. Они так и следят за теми учениками, которые ленятся, не слушают объяснений учителя и получают плохие оценки. Пираты забирают таких учеников к себе на остров Безграмотландию. Попавшим в плен нужно потрудиться над теми орфограммами и правилами, которые они не усвоили. А помогают им в этом капитаны корабля «Учебник» - консультанты учителя.

         Использовать лингвистическую карту, форму игры – путешествия по Океану знаний можно и при объяснении новой темы урока, и при обобщении материала.

       Вот фрагмент одного из уроков в 5 классе, тема – «Правописание корней гор-гар».

Один из учеников, получивший накануне индивидуальное задание, даёт толкование слов гореть, сгорать, угорать. На доске карта «Океана знаний».

- Ребята,- говорит учитель,- наш славный корабль приближается к острову «Орфография». Столицей этого острова является город Кореньград. Сегодня в нём нас ожидают дедушка Корень и его друзья – Орфограммы. Корень пригласил нас в гости, но стражи города – Ударения не хотят впускать нас в город до тех пор, пока мы не решим две лингвистические задачи.

      Итак, задача первая.

Перед вами, ребята, слова: гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный.

 - Разведите эти слова по их родовым гнёздам. Значение одного – «возвышаться», другого – «пылать».

       Ученики у себя в тетрадях (один у доски) рисуют родовые гнёзда для этих слов и решают задачу.

- Молодцы! А сегодня мы будем работать со словами, корень которых  имеет значение «пылать».

     Ударения приготовили для нас следующую лингвистическую задачу. Она, пожалуй, труднее первой.

     Рассмотрите таблицу внимательно и скажите, когда же в корне гор – гар будем писать гласную  а, а когда  о.

                     загар                               гореть

                      угар                                загореться  

- Ваши версии? Кто из вас ближе к истине?  

       А теперь посмотрим, что о правописании гор  гар говорится в нашем учебнике. Познакомьтесь с правилом, сформулированными учёными. Ваши мнения совпали? Да, вы правы, в учебнике об этом сказано меньше. Молодцы, ребята!

     - А кто же помог нам в нашем исследовании? Верно, ударение. Вот теперь эти строгие, но справедливые Ударения разрешат нам увидеть город Кореньград, а дедушка Корень с удовольствием проведёт с нами экскурсию по очень важному для русского языка разделу – по острову «Орфография». (Далее идёт практическая часть урока).

        После такого объяснения новой темы  юные лингвисты с охотой принимаются за исследования на последующих уроках.

  Задание на дом о практической части урока можно дать дифференцированно, по группам. А теоретическая часть задания формулируется примерно так:

  1. Составьте рассказ о том, что нового узнали сегодня на уроке. (Не заучивать параграф, правило, а по-своему, как поняли, рассказать и привести в доказательство свои примеры).
  2. Кому трудно выполнить первое задание, может о новой теме рассказать по учебнику.
  3. Для тех, кто любит творчество, задание другое – придумать сказку о корнях гор –гар.  

И сказки сочиняют во множестве.

     Понимание учащимися той или иной орфограммы через грамматическую сказку гораздо глубже, прочнее, нежели понимание, полученное из сухих строчек учебника. Лингвистические сказки могут быть использованы учителем на разных этапах урока, в разных его формах, типах и вариантах.

    Создание на уроках постоянного элемента сказочности (как в содержании материала, так и в методах его подачи) вызывает интерес к предмету, развивает детскую любознательность, раскрывает взаимозависимость разных явлений языка.

       

  Сказки на уроках русского языка можно использовать по- разному:

  1. В качестве дидактического материала;
  2. Как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);
  3. Как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).

При изучении любой темы в 5 классе сказки могут использоваться в качестве дидактического материала, но особенно эффективны они при изучении таких разделов, как «Лексика», «Словообразование», «Морфология» («Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»).

        При изучении раздела «Лексика» на материале примеров из сказок строится знакомство учащихся с лексическим значением слова, с явлением многозначности, с употреблением слова в переносном значении, с синонимами и антонимами.

   Возможны следующие задания.

Задание 1.

К выделенным словам найдите в предложениях  правого столбца слова, близкие по смыслу.

1. Иван Быкович тем временем вылез               1. Размахнулся тут Иван своим         

из земли, приловчился и отсёк  чуду -                  острым мечом и срубил

                                                                                   чуду- юду огненный палец.

-юду  три головы.

        

Задание 2.

Найдите в правом столбце слова и выражения, которыми можно объяснить значение выделенных сочетаний.

  1. 1.Воротился Иван-царевич в свои                1. – Что, хозяин, кручинишься,                       палаты невесел.                                                    

ниже плеч буйну голову повесил                 

.

  1. Всех выше, всех лучше царевна                    2. Царевичи принялись ссо-

золотого царства – такая краса, что ни                  риться,   а  царевна-красавица

в сказке сказать, ни пером написать.                      тотчас   остановила    их.

Задание 3.

Слово красный в древнерусском языке имело значения «красивый», «нарядный», «парадный», «ласковый», «добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

  1. Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.
  2. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек – чтобы пособили им ткать ковры.

3.  Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.    

Подберите из сказок примеры на каждый случай.

       

Задание 4.

Найдите синонимы в следующих предложениях. Какова их роль?

  1. Сел Иван-царевич на коня и вслед за Никанором-богатырём поехал на неприятеля; стали биться, рубиться, изводить силу змеиную. (Синонимы позволяют более точно описать ту или иную картину, событие).
  2. Едут они степями, едут они лугами. А день такой жаркий, такой знойный. (Синонимами, расположенными рядом, часто передаётся степень проявления признака или интенсивного действия).

Лингвистическую сказку можно использовать как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изучаемом явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное её восприятие, так как нужно не просто слушать, но и искать ответ на заключённую в ней задачу.

         При  повторении материала по теме можно применять следующую форму: урок-кроссворд.

    Сообщаем цели урока, обращаем внимание на то, что раньше кроссворды мы использовали лишь на некоторых этапах урока, в качестве домашнего задания или учащиеся составляли их самостоятельно, а сегодня весь урок будет посвящён этой увлекательной и полезной игре. Примеры для анализа взяты из произведений русского поэта, гордости русской литературы. Его предстоит узнать – это будет нетрудно сделать. Говорим о том, что если кроссворд будет заполнен правильно, то в выделенных клеточках ребята прочитают название вида предложения по наличию главных членов.  

        На доске открывается кроссворд. Всем ребятам раздаются листочки с кроссвордами.

  Далее идёт работа над заданиями для кроссворда.

Кроссворд разгадан, читаем, что получилось в выделенных клетках. Подводим итоги урока, выясняем, из каких пушкинских произведений были взяты предложения для кроссворда.  

      На уроках русского языка  я провожу словарные диктанты с элементами игры.  

      Словарный диктант можно оживить с помощью игры «Зоркий глаз».

Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдёт в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм?

           Игра «Я работаю волшебником» не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например:

       Преврати имена нарицательные в имена собственные.

Птица орёл – (город Орёл).  Цветок роза – (девочка Роза).  Воздушный шарик – (собака Шарик).  Наша школа – (повесть «Школа»).

            Игра «Помоги Пете Ошибкину».

Например:

  1. Не был   Петя  Ошибкин написал слитно. «Это слово,- сказал он,- можно заменить синонимом без не – отсутствовал». Почему он не прав?
  2. Ненавидел  в тетради Пети написано раздельно. «НЕ с глаголами пишется раздельно»,- заявил Ошибкин.  И т. д.

      Игра «По щучьему веленью» помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, чётко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему веленью, по моему хотенью назовите мне слова с орфограммой   -тся - -ться  в глаголах». И др.

          Игра «Угадайка» помогает учащимся усваивать опознавательные признаки  орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам.

Проводить словарный диктант на основе игры «Угадайка» можно несколькими способами: 1) учитель называет опознавательные признаки орфограмм, дети узнают орфограммы и называют слова с ними, затем эти слова записываются в тетрадь; 2) учитель диктует слова, дети записывают  их, обозначают орфограммы; после проверки учитель называет опознавательные признаки  орфограммы, а дети находят в диктанте слово с описанной орфограммой и объясняют написание.

    Например:

  1. Орфограмма находится в окончании после буквы, обозначающей шипящий звук. Выбор зависит от места ударения в слове.
  2. Орфограмма находится в приставке. Выбор зависит от того, какой звук (звонкий или глухой) обозначает первая буква корня.
  3. Орфограмма находится на конце слова после шипящей. Выбор написания зависит от того, к какому склонению относится существительное. И т.д.

        Интересно проводить словарные диктанты на основе загадок.  

Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму.

Например: тема «Правописание гласных после шипящих и  Ц».

                Костяная спинка,

                Жёсткая щетинка.

                                                     С мятной пастой дружит,

                                                      Нам усердно служит.

                                                (Зубная щётка.)

                                                Не моторы, а гудят,

                                                Не пилоты, а летят,

                                                Не змеи, а жалят.

(Пчёлы.)

        На всех этапах обучения русскому языку наибольшее количество ошибок учащиеся допускают в словах с безударными гласными.

Исходя из этого и учитывая возрастные особенности учащихся, часто на уроке русского языка в 5-6 классах я провожу игру с мячом «Проверь безударную гласную!»

                Задача играющих – как можно быстрее найти проверочное слово. Правила достаточно просты: 1) проверять то, что требует проверки;

2) подбирать проверочные слова-«родственники», а не просто похожие.

                Играем так. Ведущий ученик называет слово с безударной гласной в корне и бросает мяч. Ученик, поймавший мяч, находит проверочное слово и возвращает мяч ведущему и т.д. Игра проходит живо, динамично, заменяет физпаузу и занимает совсем немного времени – не более одной минуты. А польза налицо. Благодаря регулярной тренировке умение подбирать проверочные слова автоматизируется.

        Слова для игры (10-12) учащиеся подыскивают накануне дома. Задания варьируются: сгруппировать слова с безударными гласными в корне из домашнего упражнения, из контрольного диктанта, из изучаемого литературного произведения и т.п.

        Игра «Найди имя собственное». Игра проводится как соревнование: Кто быстрее и правильнее?  Победитель тот, кто наберёт  наибольшее число пар за определённое время.

                К нарицательным существительным первого столбца надо найти имя собственное из второго столбца, которое само или прилагательное от которого в сочетании с определяемым нарицательным существительным образует фразеологизм.  Например: азбука Морзе.

                Азбука                                Анюта

                 Близнецы                                Диоген

                Бочка                                 Коломна

                Верста                                 Морзе

                Глазки                                Сиам                                 

                Грамота                                Тришка

                Кафтан                                Филька

Можно дать дополнительный вопрос: объяснить значение некоторых сочетаний или найти к ним синонимы. Можно предложить учащимся употребить новые для них обороты в предложении или составить с ними короткий рассказ.         Игра «Видимо-невидимо» - игровая форма проведения словарной или терминологической работы по любой теме.

                Ученики разбиваются на несколько команд по 5-6 человек. На доске вывешивается заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом, «вдоль» и «поперёк» написано 15-20 слов. По истечении заранее оговорённого времени (1 минута) плакат снимается, а команды записывают все запомнившееся слова.

        Затем команды обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужие записи ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись.

        Проверенные листочки возвращаются прежней команде для «проверки проверяющих» и выяснения возможных недоразумений, после чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.  Темами для такой работы могут быть следующие: непроизносимые согласные; безударные гласные в личных окончаниях глаголов; сложные прилагательные с дефисом и т.д.

                На уроках русского языка можно использовать ещё и такие игры:

-«Волшебная палочка»;

-«Слепой капитан»;

-«Живой алфавит»;

- Лото на уроке русского языка.

                Игра обеспечивает заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, активизирует деятельность детей, содействует развитию воли, памяти, мышления.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Организация КСО на уроках русского языка и литературы.

В статье раскрывается опыт работы по организации Коллективного способа обучения на уроках. Рассматриваются этапы работы в группах, учебные задания, виды контроля. Излагаются преимущества КСО....

Из опыта работы.Игровые технологии на уроках русского языка в 5-х классах

Воспитание интереса к русскому языку, обучение и творчество, разновидности игр, цели и задачи игр на уроках, примеры уроков ...

Из опыта работы. Элементы занимательности на уроках русского языка

нестандартные задания, игры, прививающие интерес к русскому языку...

Игровые формы на уроке русского языка в 7-ом классе

Для работы на уроках русского языка...

Использование игровых форм на уроке русского языка.

Конспект урока по русскому языку. 7 класс....

Игровая форма на уроках русского языка

Как сделать русский язык интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? Этот вопрос волнует каждого учителя и, конечно, всем известно, что без игровых заданий здесь не обойтись.Давайте пон...

Игровые формы на уроках русского языка 6 класс

Повторение темы  "Имя существительное» в занимательной форме, 6 класс...