ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
материал (7 класс)

Сойнова Анна Валентиновна

доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 в школе-интернате для обучающихся с ОВЗ


«Игра – это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребёнка вливается

живительный  поток представлений, поня-

тий об окружающем мире. Игра–это искра,

зажигающая огонек пытливости  и любозна-

тельности».

В.А. Сухомлинский

Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Через игру ребёнок постигает мир, законы взаимоотношений, приобретает новые знания в различных областях жизни и науки. Игра даёт возможность обучающемуся оценить себя на фоне других ребят, выдвигая при этом иные критерии оценки. Игра способствует формированию и развитию ключевых компетенций ученика, развитию творческого мышления и активизации самостоятельной работы учеников.

Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся VIII вида отмечается запоздалое по сравнению с нормой развитие познавательного интереса, его неустойчивость.

Речевое недоразвитие детей, отсутствие у них внимания к единице языка, несформированность языковых обобщений, недостатки мыслительной деятельности, сенсомоторной сферы, нарушение звукового анализа и синтеза слова затрудняют усвоение русского языка учащимися, не вызывают интереса к предмету. Часто учащиеся, испытывая затруднения, не верят в свои силы. Во время урока они или совсем перестают работать, или выполняют работу небрежно, без всякого желания, допуская многочисленные ошибки.

Активизировать работу учащихся с ОВЗ помогают различные дидактические игры, занимательные задания. Специфика коррекционной школы такова, что без использования игровых технологий невозможно построить образовательный процесс

Игровые технологии используются для решения следующих задач:

  • активизация познавательного интереса;
  • развитие коммуникабельности;
  • создание условий для творческого самовыражения;
  • развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
  • конструктивное общение в составе социальной группы;
  • создание позитивного психологического климата в коллективе.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства игры;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; доступность для учащихся данного возраста; умеренность в использовании игр на уроках.


Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у обучающихся эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Игровая форма обучения представляет собой наиболее успешное и перспективное нововведение последних лет. Установлено, что игра способствует формированию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. 

Игры требуют от обучающихся умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями обучающийся учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Интеллектуальные игры, бесспорно, воздействуют на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности,  а значит, побуждают их познавательную активность. 

Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Использование дидактической игры в школе VIII вида имеет свои особенности:
Требования к подбору игр следующие:

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи.В связи с этим она не имеет права быть только элементом занятий.

Урок с дидактической игрой.

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Выделяют

1. Игры - упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры- путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры - соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

4. Урок - деловая игра.

5. Урок – ролевая игра.

Виды дидактических игр:

Фонетические игры.

Лексико-фразеологические игры.

Игры по морфемике и словообразованию.

Морфологические игры.

Синтаксические игры.

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, пунктуацию.

Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учеником дидактическую цель, а также проанализировать, достигнута ли эта цель в результате проведения игры.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки задания по самоподготовке до выполнения контрольной работы и обобщения.


Примеры дидактических игр по фонетике и графике

« Загадки».

1.Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (Азбука)

2.Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят? (Буквы )

3.Земля белая, а птицы на ней черные? (Бумага и буквы )

Кто быстрее”.

1. Чем оканчиваются день и ночь ? ( Ь )

2. Что стоит посредине земли? ( М )

“ Кто больше”

1.Составить слова по 1 большому слову: электричество.

2. Кто больше прочитает слов по часовой стрелке и против часовой стрелки.

( око , лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел).

Примеры дидактических игр по морфологи:

«Будь внимательным!»

Образуйте: а) множественное число - от единственного:

дуга – дуги, рука – руки, мука - … , человек - … ;

б) единственное число - от множественного:

певцы – певец, венцы – венец, щипцы - … , пони - … ;

в) женский род – от мужского:

повар - повариха, портной – портниха, храбрец –…

« Загадки».

Отгадать, о какой части речи говорится в стихах, и рассказать о ней.

1.Мы самые главные,

Мы самые умные,

Мы называем предметы, людей

И отвечаем на вопросы простых падежей! (Существительное).

Примеры дидактических игр по орфографии

«Орфографическое лото».

На карточках написаны слова на трудные орфограммы. Выбирается ведущий, он называет номер фишки (например, №22). Ученик, которому выпал этот номер, выходит к доске, пишет слово и объясняет орфограмму.

«Лингвистические задачи». Найти и исправить ошибки в предложениях, аргументировать свой ответ.

“Сова жила в великом замке “Каштаны”. Да, это был не дом, а настоящий замок. На двери замка был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком. Под звонком и колокольчиком были прибиты объявления, написанные

Кристофером Робином”. Но правильно ли Кристофер Робин написал эти объявления, исправьте ошибки, если они есть.

1. Прашу ножать если незапускают.

2. Прошу падергать ниаткрывают.

Кто быстрее”.

1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).

2. Имена девочек состоят из 2-х букв А и удвоенных согласных. Как их зовут? (Алла, Анна).

Примеры дидактических игр по морфемике и словообразованию

«Составь слово»

Составить слово из карточек, указать лексическое значение этих слов. (Карточки могут остаться лишние). Карточки находятся в воздушных шарах. Шар необходимо лопнуть так, чтобы задания не разлетелись , не потерялись!

ПРИ- , - ИТЬ , - ГОТОВ - , О- , -ЕТЬ - , -БЕЖ - , - УТ ;

РАС - , - ПИС - , К , А , У , -ЛИС - , - ИТЬ - .

« Загадки»

- Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же – в дневнике я и в журнале. ( Оценка ).

Примеры дидактических игр по лексике

1. Игра "Переводчик".

I. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

1) Доктор прописал пациенту инъекции. 2) Разъяренная вьюга замела тропинки. 3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

2. Игра "Следствие ведут знатоки".

Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения. Игра обычно проводится при изучении темы "Профессиональная лексика".

1) Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

2) Лешему он [Римский-Корсаков] придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней

8. Игра "Корректор".

1. Найди ошибку в выборе слова. 1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли. 2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты. 3) Из передовой бригады он перешел в отсталую. 4) В центре города построен памятник герою.

Заключение

Результаты использования игр показали, что дети легче усваивают тот учебный материал, который подаётся  в игровой форме.  В процессе игровой деятельности учащиеся имеют возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках, что, несомненно, повышает  качество знаний обучающихся по предмету.   

Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. На современном этапе моделирования образовательного процесса уроков русского языка и литературы данные технологии занимают одно из в...

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных...

Игровые технологии на уроках русского языка

Материал представляет обзор игр, применяемых мной на уроках русского языка в 5, 6, 7 классах...

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...