Повторение. Синтаксис. Синтаксический разбор.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Гайнутдинова Альбина Касимовна

Технологическая карта урока  повторения по теме: "Синтаксис,Синтаксический разбор" в 7 классе с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksis_7_klass.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение. Синтаксис. Синтаксический разбор. 

Технологическая карта урока 7 класс

 Цели деятельности педагога:

Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложений по цели высказывания)

Тип урока: Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать предмет изучения синтаксиса, отличия словосочетания от предложения, простого предложения от сложного, главных членов предложения от второстепенных, порядок синтаксического разбора простого предложения; уметь отличать словосочетание от предложения, составлять словосочетания по указанным схемам, определять количество грамматических основ в предложении, находить границы частей в сложном предложении, составлять простые и сложные предложения на указанную тему, производить синтаксический разбор простого предложения.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка, ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми.

Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал: Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем Основные понятия: Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синтаксический разбор

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия

1. Актуализация и пробное учебное действие

 

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний. Задания на слайде

Демонстрирует презентацию.

Перед вами термины, которые встречались вам при изучении русского языка. Выберите из них только те, которые относятся к синтаксису. (Грамматическая основа предложения, местоимение, гласный, кавычки, суффикс, дефис, обстоят., степень сравнения, условное наклонение, алфавит, обращение, сказуемое, чередование гласных, точка, словосочетание, время глагола, звук, однородные члены предложения, восклицательный знак, окончание слова.)

Отвечают на вопросы.

Смотрят презентацию, воспринимают

информацию, осваивают лингвистические термины

Индивидуальная, фронтальная

 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивные: принимают и сохраняют задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают

и отвечают

2. Выявление места
и причины затруднения

 

Эвристическая беседа, ответы

на вопросы.

Игра по рядам

Комментирует задание

(на слайде).– Из приведенных сочетаний слов выпишите только словосочетания и отметьте в них главное слово.(Карандаши и ручки, после уроков, тридцать три, очень стараться, доволен результатом, менее пяти минут, читать книгу, школьники)

– Какие сочетания слов не являются словосоч.?

–Чем является сочетание «девочка пишет»? Распространите предложение. Каждый следующий произносит предложение, прибавляя

к нему одно слово, правильно повторив все предыдущее предложение целиком. (Девочка пишет письмо; Девочка пишет письмо родителям; Девочка пишет письмо своим родителям. Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не считаются. Дополняет ответы на вопросы

Высказывают

и обосновывают свою точку зрения. Обдумывают ответы

на вопросы и осознают, что знаний недостаточно

проявляют способность к самооценке.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность

Личностные: имеют желание осознавать свои

трудности, стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке.

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

3.Физминутка

для глаз

 

 

Ребята, смотрим на экран и повторяем движения за предметами, выполняем физминутку для глаз

Выполняют

фронтально

Познавательные: извлекают необходимую информацию

из объяснения.

Регулятивные: планируют необходимые действия

4. Целеполагание и построение выхода из затруднения

 

Работа по учебнику. Синтаксический разбор предложения.

Беседу по вопросам

(с. 6 учебника)

– Выполните синтаксический разбор полученного предложения (см. памятку на с. 202 учебника).

дополняет ответы. Организует изучение параграфа.– Что изучает синтаксис?– Назовите известные вам единицы синтаксиса.– Какие трудности возникли у вас при повторении данной темы?

Отвечают на вопросы, выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая

УУД:

-регулятивные- целеполагание как постановка учебной задачи

-коммуникативные-планирование учебного сотрудничества со сверстниками, прогнозирование пробного действия

 

5. Творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Письменная работа

– Представьте, что вы получили телеграмму такого содержания: «Встречайте четверг прилетаю утром 6.00 рейс 157. Маша».– Измените текст, устранив неясность при помощи знаков препинания или меняя порядок слов. Прочитайте текст телеграммы с нужной интонацией.

Прилетаю четверг утром 6.00. Рейс 157. Встречайте. Маша

Комментирует задание (на слайде). Какими членами предложения являются глаголы в следующих предложениях?

(Учить – ум точить.

(Пословица)).Учитесь выразительно читать вслух. Желание говорить правду похвально. Все стали весело смеяться. Пойдем на реку купаться. (1 – подлежащее и сказуемое; 2 – сказуемое и дополнение; 3 определение; 4 – входит в состав глагольного сказуемого; обстоятельство цели)

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между языковыми явлениями. Составляют план работы

Фронтальная, индивидуальная

УУД:

-коммуникативные-планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли

-познавательные-поиск и выделение информации, знаково- символическое моделирование, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления

Составьте словосочетания на тему «Любимый уголок природы».Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом

Самостоятельно выполняют творческое задание, разноуровневые упражнения

Индивидуальная, групповая

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: действуют по приведенному плану

Личностные -самоопределение

 

7. Включение в систему знаний и повторение

Письменная творческая работа, оценивание

Проверка и обсуждение работ учащихся.Организует выполнение задания.

– Используя составленные в классе словосочетания, придумайте и запишите текст на тему «Любимый уголок природы»

Составляют текст с опорой на словосочетания. Оценивают работу товарищей

 

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки

8. Работа с пликерс-картами

Устная работа, оценивание

Учитель сканирует QR-коды учащихся и проецирует на экране результаты

 

Выполняют

Фронтальный мгновенный опрос

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.Регулятивные:принимают и сохраняют задачу.

9 Рефлексия учебной деятельности

(итог урока)

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Выберите одну из предложенных карточек: понравился урок – с улыбающимся лицом, нет – с грустным лицом.

Определяют эмоциональное состояние.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/5d5bbf3a29e3e_html_57d5db3d35067108.png

Индивидуальная,

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом ЗУН и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений

10. Домашнее

задание

 

Д/З. стр.7,упр.9. Устный разбор домашнего задания с комментариями учителя

 

Слушают и запоминают

фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видеоурок "Повторение изученного. Синтаксис. Синтаксический разбор".

Видеоурок "Повторение изученного. Синтаксис. Синтаксический разбор", 8 класс....

Повторение синтаксический разбор предложения 5 класс

Синтаксический разбор предложения 5 класс...

конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Синтаксис. Синтаксический разбор"

Урок 2  (7 класс)Тема: Синтаксис. Синтаксический разборЦели: создание условий для повторения основных синтаксических понятий.Задачи: а) повторить основные синтаксические понятия;б) выполнить...

Презентация. Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Повторение по темам: "Части речи. Синтаксический разбор предложения"»

Тема урока: Повторение по теме «Части речи. Синтаксический разбор предложения».Тип урока: урок обобщающего повторения (рефлексии)Дидактическая задача урока:  повторение и обобщение из...

Мастер-класс Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Повторение по темам: "Части речи. Синтаксический разбор предложения"»

Тема урока: Повторение по теме «Части речи. Синтаксический разбор предложения».Тип урока: урок обобщающего повторения (рефлексии)Дидактическая задача урока:  повторение и обобщение из...

Брошюра для урока по русскому языку для 6 класса по теме «Повторение по темам: "Части речи. Синтаксический разбор предложения"»

Цели урока:Образовательная:- повторение названия известных учащимся частей речи;- закрепление умения определять часть речи по вопросу;Развивающая:- формирование умения определять часть речи по вопросу...