Приёмы активизации деятельности учащихся в преподавании лингвистических дисциплин
презентация к уроку по русскому языку

В данном материалы размещены приёмы активизации учащихся на уроках русского языка и литературы на разных этапах современного урока, также представлены образцы дидактических материалов для применения на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_aktivizatsii_deyatelnosti.odp1.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Мастер-класс учителя русского языка и литературы МБОУ «Березкинская основная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» Ахмадуллиной Эльверы Шайхулловны

Слайд 2

Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность. Бернард Шоу, драматург (лауреат Нобелевской премии по литературе (1925)

Слайд 3

Приветствие Доброе утро! Добрый день!

Слайд 4

Светофор настроений Красный — пока не готов Желтый – еще чуть-чуть, и я буду готов к сотрудничеству Зеленый -готов к сотрудничеству

Слайд 5

Фонетика. Приём «Прислушайся» Предлагаю сначала сесть тем ученикам, имя которых начинается 1)на звонкий мягкий согласный звук ( Денис, Ленара), 2) на звонкий твердый (Ранэль, Разиль), 3) на глухой согласный звук (Султан, Тимур), 4) на гласный (Аделя, Аида, Илья). Это сразу заставляет сосредоточиться.

Слайд 6

Фразеология. Синтаксис. Прием «Входной билет» Учитель дает «билет» с заданием по фразеологии, ученик отвечает и проходит в класс. При затруднении обращаются к фразеологическому словарю. Такой же прием эффективен при повторении раздела «Синтаксис» с целью подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку.

Слайд 7

Объясни значение фразеологизма

Слайд 8

Прием «Межпредметные связи»

Слайд 9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (отрывок) «...Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг нее нитку, которой шила, и послала к блаженному Петру, наречённому Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои души в руки Божии месяца июня в 25-й день...»

Слайд 10

Старый и новый стили календаря В России григорианский календарь (новый стиль) введен с 14 февраля 1918. Различие между старым и новым стилями составляет: в XVIII в. — 11 суток, в XIX в. — 12 суток и в XX в. — 13 суток.

Слайд 11

О празднике День семьи, любви и верности Тип праздника - светский Установлен в 2008 году Отмечается в России Дата 8 июля

Слайд 12

Праздник, приуроченный ко Дню святых Петра и Февронии

Слайд 13

Лингвистические угадайки – угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку; – расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам; – разгадывание загадок (в том числе и лингвистических); – игры-задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.

Слайд 14

Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать. «Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.

Слайд 15

Лингвистические «почемучки» Вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов).

Слайд 16

Вопросы занимательного характера 1. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына? 2. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете – стукните. Вырастешь – вырастишь. В пенье птиц – в пении птиц. В «Песне о Соколе» – в «Песни о вещем Олеге».

Слайд 17

Прием написания Синквейна Синквейн -белый стих из пяти строк Первая строка -ключевое слово. Вторая -два прилагательных. Третья -три глагола. Четвёртая -короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение. Пятое — одно слово, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Активизирует восприятие художественного текста

Слайд 18

И.С.Тургенев. Синквейн на стихотворение в прозе «Близнецы» Близнецы. Родные, похожие. Ненавидели, корчились, бранились. Мосты сожжены. Жутко.

Слайд 19

И.С.Тургенев. Синквейн к стихотворению в прозе «Два богача» Богач. Добрый, щедрый, не жадный. Хвалю, умиляюсь. Вспоминаю... Убогий богаче намного. Богатство!

Слайд 20

Прием образного мышления Психологическая основа данного приема - механизм воображения, восприятия учебного материала в образах, что активизирует мыслительную способность и творческую деятельность в заданной ситуации.

Слайд 21

Сказка о деепричастии Деепричастие было незаконнорожденным сыном Наречия и генерала Глагола, славного многими победами. Когда ребенок вырос, он стал адъютантом своего отца и служил не молчаливым исполнителем, а добавочным действием при Глаголе. Деепричастие умело воодушевлять войска своим появлением на поле боя, а если и это не помогала, то, по поручению отца, приводило резерв – Деепричастный Оборот. И оно само, и Деепричастный Оборот выделяются на письме запятыми, так как это – гвардия, которую Глагол вводит в бой в самый нужный момент. Таким образом, Деепричастие и Деепричастный Оборот – это обстоятельства, которые решают исход дела. Переведите сказку на язык науки.

Слайд 22

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. Августин Аврелий, проповедник, богослов и философ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемная ситуация на уроках биологии для активизации деятельности учащихся»

Активизация мышления играет большую роль в повышении качества знаний учащихся, в интеллектуальном развитии и формировании у них научного мировоззрения, в воспитании активности как положительной черты ...

АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ        “Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным...

Учебник физики – неизменная основа активизации деятельности учащихся на уроках

Исходя из опыта своей работы, рассматриваются основные преимущества и недостатки учебников: Перышкин А.В. 7 -9 класс; Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика.10класс» и «Физика. 11класс»...

Активизация деятельности учащихся на уроках литературы.

В работе представлен личный опыт по активизации деятельности учащихся на уроках литературы....

Системная интеграция ИКТ в процессе преподавания лингвистических дисциплин

В презентации содержатся материалы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы...

Приёмы активизации деяетльности учащихся на разныхэтапах уроков русского языка и литературы

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;отличаться...

Приёмы активизации деятельности учащихся

Мастер-класс "Приёмы активизации деятельности учащихся"....