Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса"Учиться языку как искусству"
    рабочая программа по русскому языку (8 класс)

    Новикова Олеся Григорьевна

    Рабочая программа элективного курса "Учиться языку как искусству" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл elektivnyy_kurs.docx39.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя  школа № 1 им. Ю. А. Гагарина»

    Рабочая программа

     Элективного курса по русскому языку

    «Учиться языку как искусству»

    8 класс

    Разработчик:  Новикова О.Г.

    учитель русского языка и литературы

    2018    -   2019  уч. год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. В содержание элективного курса включены темы по работе над сжатым изложением (задание №1), сочинением  (задания 15.1, 15.2, 15,3), по  подготовке к выполнению второй части заданий ( тестовой) экзамена.

    Элективный курс русского языка «Практикум. Подготовка к ОГЭ» предназначен для обучающихся 8 класса.

    Цель изучения курса:

    • формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
    • овладение основными нормами русского литературного языка;
    • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
    • умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

    Задачи изучения элективного курса:

    • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  
    • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;
    • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
    • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

    Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

    Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

    Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

    • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
    • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
    • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
    • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
    • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
    • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
    • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
    • редактирование собственного текста;        
    • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
    • соблюдение в практике письма основных норм языка;
    • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

    В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

    Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

    В соответствии с требованиями государственного стандарта  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

    Курс рассчитан на 18 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.    

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Тема 1.  Построение сжатого изложения (4 часа)

    Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. 

    Обучающиеся должны знать:

    • основные правила работы с текстом.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
    • адекватно воспринимать авторский замысел;
    • вычленять главное в информации;
    • сокращать текст различными способами;
    • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
    • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  

    Контроль знаний: построение сжатого изложения.

    Тема 2. Средства выразительности речи (0,5 чача)

    Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  

    Обучающиеся должны знать:

    • основные средства выразительности.

    Обучающиеся должны уметь:

    • различать средства выразительности;
    • находить в тексте средства выразительности;
    • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

    Тема 3. Стилистика русского языка (0,5 часа)

    Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

    Обучающиеся должны знать:

    • основные сведения по стилистике русского языка.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
    • работать со стилистическими синонимами.

    Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

    Тема 4.  Нормы русской орфографии (2 часа)

    Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

             Обучающиеся должны знать:

    • орфографические правила.

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

    Тема 5. Морфемика и словообразование (1 час)

    Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов.

    Обучающиеся должны знать:

    • виды морфем;
    • морфемный и словообразовательный анализы слова.

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения.

    Тема 7.  Синтаксические и пунктуационные нормы (1 часа)

    Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

    Обучающиеся должны знать:

    • синтаксические и пунктуационные нормы.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

    Тема 8. Построение сочинения-рассуждения (4 часа)

    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

    Обучающиеся должны знать:

    • правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

    Обучающиеся должны уметь:

    • подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;
    • правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Вид работы

    Домашнее задание

    1

    Вводное занятие. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

    2

    Лекция учителя

    2

    Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением.

    Содержательные и языковые способы сокращения текста.

    4

    Лекция учителя, практические задания

    Составить план текста.

    Выполнить творческое задание

    3

    Сжатое изложение. Редактирование изложения.

    4

    Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, редактирование текстов.

    Закончить редактирование изложения

    4

    Средства выразительности речи. Стилистика русского языка.

    2

    Лекция учителя, практические задания

    Повторить правила орфографии

    5

    Нормы русской орфографии.

    3

    Работа с обобщающими таблицами, проверочная работа в формате тестирования

    Подготовить памятки морфемного и словообразовательного разбора

    6

    Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

    2

    Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование.

    Выполнить морфологический и словообразовательный разбор слов

    7

    Словосочетание. Предложение.

    Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

    2

    Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование.

    Подготовиться к проверочному тестированию

    8

    Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

    Работа над допущенными ошибками

    3

    Тестовое задание, беседа

    Выполнить тестирование

    9

    Виды сочинений. Этапы работы над сочинением-рассуждением.

    4

    Слово учителя, работа с текстами.

    Подготовиться к написанию сочинения

    10

    Построение сочинения-рассуждения.

    Редактирование сочинения

    4

    Слово учителя, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.

    Закончить редактирование сочинения

    11

    Итоговая диагностика.

    2

    Тестирование

    Написать небольшое рассуждение на тему «Что мне дали элективные занятия по русскому языку»

    12

    Анализ итоговой диагностики.

    Подведение итогов курса

    2

    Обобщающая беседа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса

    Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...

    Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса

    Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- обобщение речеведческих знаний учащихся;- развитие навыков грамотной речи в различны...

    Рабочая программа элективного курса. Учимся строить графики функций.

    Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, формальная цель которого - подготовить ученика средней школы к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике и продолжению образова...

    Рабочая программа элективного курса "Русский язык в формате ЕГЭ" для 11 класса

    Новая рабочая программа элективного курса для подготовки к ЕГЭ составлена в соответствии с новой демоверсией 2015....

    Рабочая программа элективного курса "Учись учиться"

    Рабочая программа элективного курса "Учись учиться" рассчитана на 17 часов...

    Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Искусство владеть словом"

    Пояснительная запискаПланирование программы составлено на основе Программы элективного курса « Искусство владеть словом»  под редакцией Н.В. Васильченко, Волгоград, издательство « Учитель» , 2008...