Фразеология
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Варварина Елена Владимировна

Конспект занятия предназначен для обучающихся 5 класса, его можно использовать как на уроке русского языка, так и на логопедическом занятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для 5 класса на тему:

 «Фразеологизмы».

Задачи:

Коррекционные:

-развивать логическое мышление;

-развивать память, внимание;

-пополнять словарный запас

Образовательные:

-познакомить с понятием «фразеологический оборот»;

-научить использовать их в своей речи;

-формировать навык согласования слов в словосочетаниях;

-познакомить с фразеологическим словарём.

Здоровьесберегающие: работа над мелкой моторикой

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам;

-воспитывать усидчивость и самостоятельность.

№ слайда

Содержание работы

Слайд 1

Тема занятия:

 «Фразеологические обороты».

Слайд 2

Как рождаются фразеологизмы ?

Живут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи. В какой-то момент слова сливаются в неделимые сочетания-фразеологизмы.

Слайд 3

Давайте посмотрим как это происходит.

В русском языке существуют  слова, например: за, пояс, заткнуть. Они  могут употребляться в составе  свободных сочетаний слов, например: заткнуть рот, завязать пояс и т.д. Но только выражение заткнуть за пояс является фразеологизмом со значением:   превзойти кого-либо в чём-либо.

Слайд 4

Что же такое фразеологический оборот? Запишем определение в тетради.

Фразеологический оборот-

устойчивые сочетания, в которых без изменения смысла нельзя заменить слова, называются несвободными сочетаниями, или фразеологизмами, фразеологическими оборотами, выражениями (по-гречески phrases (фрасис) значит «выражение )

Слайд 5

Толкование фразеологических оборотов можно посмотреть в специальном словаре, который так и называется фразеологическим. Давайте попробуем сами  объяснить значения фразеологических оборотов:

  • Шиворот-навыворот;
  • Дым коромыслом;
  • Вверх тормашками;
  • Выводить на чистую воду;
  • Волосы дыбом;
  • Мастер кислых щей;
  • Точить лясы.

(учащиеся почереди дают свои объяснения)

Слайд 6-

слайд 12

Работа с фразеологическим словарем.

  • Шиворот – навыворот

Если сделал что-то не так, как полагается, наоборот, перепутал- в таких случаях скажут: шиворот – навыворот.

Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперёд на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

  • Дым коромыслом

Шум, гам, беспорядок, суматоха.

В старой Руси избы часто топили «по-чёрному»: дым уходил не через печную трубу (её вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идёт дым  «столбом»-будет ясно, «волоком»- к туману, дождю, «коромыслом»-к ветру, непогоде , а то и буре.

  • Вверх тормашками

Всё наоборот, всё не так, как раньше, кувырком.

Тормашить- во многих русских губерниях это слово обозначало «ходить». Значит, «вверх тормашками»- это всего-навсего «верх-ходилками», «вверх ногами».

  • Выводить на чистую воду

Разоблачать чьи-нибудь тёмные делишки.

Когда-то говорили «выводить рыбу на чистую воду». А если рыбу, то всё понятно: в зарослях камыша или там , где в иле тонут коряги, попавшаяся на крючок рыба легко может оборвать леску и уйти. А в прозрачной воде, над чистым дном- пусть попробует. Так и разоблачённый  жулик: если все обстоятельства ясны, от расплаты ему не уйти.

  • Волосы дыбом

Значит, сильно перепугался человек.

Но вот что за «дыб» такой? Оказывается «стоять дыбом»- это стоять на вытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда  человек пугается, у него волосы словно на цыпочках на голове стоят.

  • Мастер кислых щей

Незадачливый, плохой мастер.

Кислые щи- немудреная крестьянская еда: водичка, да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых

Трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен.

  • Точить лясы

Пустословить, заниматься бесполезной болтовней.

Лясы (балясы)-это точеные фигурные столбики перил у крылечка; изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести  изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. А умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Слайд 13

Записать в тетрадь

Подберите картинку к фразеологизму и дайте толкование.

  • Жить как кошка с собакой;
  • Взять быка за рога;
  • Медведь на ухо наступил;
  • Водить за нос;
  • Ехать зайцем;
  • Как курица лапой

 

Слайд 14

Пальчиковая гимнастика

http://artsofindia.tripod.com/Graphics/sculpture2410.gif

 

Слайд 15

Запись в тетради. Запишите в два столбика: в правый-отрицательная, в левый- положительная оценка человека с помощью фразеологизмов.

- нем как рыба;

-мухи не обидит;

-на вес золота;

-ни рыба ни мясо;

-ходячая энциклопедия;

-мастер на все руки;

-не видит дальше своего носа;

-стрелянный воробей;

-мелко плавает;

-в сорочке родился;

-стрелянный воробей;

- из рук всё валится;

-человек с большой буквы;

-душа компании;

-козёл отпущения;

-заячья душа;

-семь пятниц на неделе;

-Божий одуванчик;

-мокрая курица;

-серая мышь.

Слайд 16

Закончите фразеологизмы, основанные на сравнении человека с животными, пользуясь картинкой-подсказкой.

Запишите в тетради

Слайд 17

Закончите фразеологизм, используя слова для справок:

  • Делить шкуру неубитого…
  • Купить…в мешке.
  • Набито как в бочке…
  • Дуется как…на крупу.
  • Смотрит как…на новые ворота.
  • Ловить… в мутной воде.
  • Пускать…в огород.
  • Как…языком слизала.

слова для справок:

Кот, медведь, мышь, селёдка, баран, рыба, козёл, корова

Слайд 18

Подведём итоги. 

  • Что такое фразеологизмы?
  • Чем они отличаются от свободных сочетаний слов?
  • Приведите примеры фразеологизмов.

Слайд 19

Оцени свою работу. (дети выбирают таблички) Сегодня мы работали:

  • Не покладая рук;
  • Тяп да ляп;
  • Ни шатко ни валко;
  • Рука об руку;
  • Через пень колоду;
  • Засучив рукава;
  • В поте лица.

Слайд 20

МОЛОДЦЫ! 

-Какое задание вам понравилось больше?

-Какое задание показалось самым трудным?

Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Лексика.Фразеология"

Урок -повторения и обобщения материала  и подготовки к ЕГЭ с использованием ИКТ....

Презентация "Фразеология. Задания для самостоятельной работы".

Данная работа может быть использована учителем на обобщающих уроках в 5-6 классах по теме "Фразеология"....

лексика и фразеология

На данном уроке повторяются и закрепляются  основные темы раздела "Лексика и фразеология". На уроке ведётся подготовка к ЕГЭ по русскому языку, а также проводится индивидуальная работа с детьми, имеющ...

Презентация к внеклассному мероприятию "Фразеология- зеркало жизни немецкого народа".

Данный материал посвящён сопоставительному изучению фразеологизмов немецкого языка, так как для изучения немецкого языка как иностранного важно знать не просто эквиваленты фразеологизмов двух языков, ...

Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра по русскому языку в 6 классе)

Данный урок является закреплением темы "Лексика. Фразеология". Материал подобран в соответствии с темой....

фразеология

презентация...

Обобщающий урок "Фразеология"

Данная презентация может быть использована в качестве обобщения  изученного материала по теме "Фразеология". Разнообразные задания заинтересуют учащихся и помогут им закрепить полученные знания н...