Главные вкладки

    «Обогащение словаря умственно отсталых школьников при изучении темы «Имя прилагательное» как средство расширения представлений о предметах и явлениях окружающей действительности» (коррекционная школа VIII вида)
    план-конспект урока по русскому языку

    Дорунова Светлана Васильевна

    Представление педагогического опыта.

    Тема по самообразованию:

    «Обогащение словаря умственно отсталых школьников при изучении темы «Имя прилагательное» как средство расширения представлений о предметах и явлениях окружающей действительности» (коррекционная школа VIII вида)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obogashchenie_slovarya_uchashchikhsyador24.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Представление педагогического опыта

    Тема по самообразованию:

    «Обогащение словаря умственно отсталых школьников при изучении темы

     «Имя прилагательное» как средство расширения представлений о предметах и явлениях окружающей действительности».

    (коррекционная школа VIII вида)

    ДОРУНОВА

    СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА

    учитель русского языка и литературы

    высшая квалификационная категория

    г.. Петрозаводск

    Дорунова С. В. , учитель русского языка и литературы,

    высшая квалификационная категория

    Тема по самообразованию:

    «Обогащение словаря умственно отсталых школьников при изучении темы

     «Имя прилагательное» как средство расширения представлений о предметах и явлениях окружающей действительности».

    (коррекционная школа VIII вида)

    План

    I.  Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку в коррекционной школе

    II. Система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка:

    1. Работа над словами – синонимами, словами – антонимами, многозначными словами. Обогащение словарного запаса учащихся через различные виды  упражнений
    2. Работа над словами – антонимами. Обогащение словарного запаса учащихся через различные виды  упражнений

    III.  Значение словарной работы на уроках русского языка в коррекционной школе.

    I.  Работа по обогащению словарного запаса умственно отсталых учащихся является неотъемлемой частью обучения русскому языку в коррекционной школе. Важность этой проблемы объясняется крайне бедным словарным  запасом учащихся.

    Лексическая бедность, однообразие в построении фраз не позволяет УО учащимся выразительно описывать явления, предметы, ограничивают возможность логически связно и последовательно излагать свои мысли.

    Успех работы по развитию речи во многом зависит от видов упражнений, которые должны совмещать в себе грамматические задачи с задачами по развитию речи.

    Учащимся необходимо давать на уроках русского языка такие упражнения, которые помогают развивать их речь, увеличивают их словарный запас.

    На важность  развития у школьников умения « видеть» незнакомое слово в тексте обращал внимание К. Д. Ушинский: «Дитя, которое не привыкло  вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения… всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета»

    Знакомство со словом должно проходить несколько стадий:

    • Нахождение незнакомого слова в тексте
    • Выяснение значения слова
    • Работа над стилистическим своеобразием слова и правильностью его употребления
    • Использование учащимися новых слов в устных и письменных высказываниях
    • Нахождение в тексте ошибок, связанных с неправильным употреблением слова
    • Исправление этих ошибок

    II. Активный словарь учащихся коррекционной школы крайне беден прилагательными.

    Как в устной, так и в письменной речи умственно отсталые учащиеся используют, в основном, прилагательные, обозначающие цвет, величину предмета и употребляют их, как правило, в И. п., В. п.

    У учащихся отсутствует  точное понимание значений прилагательных, употребляющихся в разговоре в переносном смысле, обозначающих форму предмета, пространственные и временные отношения.

    Умственно отсталым школьникам свойственно неточное, нечеткое понимание противоположного и близкого признака.

    Они совершенно не употребляют прилагательные, характеризующие душевное, эмоциональное состояние людей.

    Изучение в школе темы «Имя прилагательное» открывает большие возможности в устранении этих недостатков. Красочность, выразительность прилагательных, обилие синонимических рядов дают ценнейший материал для интересных творческих упражнений.

    Так, для закрепления правописания родовых и падежных окончаний прилагательных могут быть даны упражнения, связанные с использование синонимов и антонимов, на замену прилагательного с безударным окончанием – прилагательными с ударным окончанием.

    Для закрепления правописания Р. П. прилагательных М. Р., С.Р. в ед. числе будут полезны упражнения, способствующие развитию речи учащихся, на вставку прилагательных в Р. П. в устойчивые словосочетания.

    Такие упражнения уместно давать при закреплении правописания падежных окончаний прилагательных Ж. Р.

    Речь умственно отсталых школьников бедна, тавтологична. Повторение одних и тех же слов как  в устной, так и в письменной речи связано с малым запасом близких по значению слов, которым располагают учащиеся коррекционной школы, в то время как «едва ли какой другой язык мира обладает таким богатством синонимических оборотов, как русский»

    С малым запасом слов – синонимов связан и другой недостаток речи  умственно отсталого школьника – неумение из имеющегося словарного запаса выбрать нужное, подходящее для более точного выражения своей мысли слово.

    Практическое усвоение школьниками доступных им синонимических богатств русского языка будет протекать успешно только тогда, когда будут применяться такие виды упражнений, которые позволят сначала дифференцированно, а потом и в совокупности выработать у учащихся те умения, которые необходимы для того, чтобы овладеть основами лексической синонимии русского языка

    Упражнения для работы над синонимами

    1. К данным словам подобрать слова – синонимы:

    Ненастная – холодная, пасмурная, дождливая, осенняя

    Большой – огромный, гигантский

    2. Выписать слова – синонимы парами:

    Робкий, дорогой, дождливый, ценный, ненастный, трусливый.

    3.Расположить слова по степени нарастания качеств:

    Теплый, прохладный, горячий, холодный, огненный

    4.В данное предложение включить прилагательные – синонимы: выдающийся, известный, знаменитый.

    Наши ученые прославились …открытиями в области космоса.

    Христофор Колумб - … великий мореплаватель.

    Стравинский - …советский музыкант.

    5.К данным прилагательным – синонимам подобрать подходящие по смыслу существительные: клейкий, вязкий, тягучий  (лист, ил, вар)

    6.К данным словам – синонимам подобрать существительные:

    Гигантский…, огромный…, громадный…

    7. В данных предложениях прилагательные заменить подходящими по смыслу прилагательными – синонимами:

    В саду росли старые (многолетние) яблони. В нашем дворе живет много старых (пожилых) людей. Мне выдали старые (прошлогодние) учебники.

    II. Работу над антонимами можно связать с изучением многих тем программы по русскому языку.

    Упражнения с отдельными словами способствуют уточнению значения слова, более глубокому пониманию его, дают возможность понять грамматические способы образования антонимов.

    Работа над антонимами приучает к сопоставлению предметов и явлений, к выбору противоположных понятий и признаков.

    Все это поможет овладеть словарным богатством языка.

    Однако для того, чтобы научить учащихся различать антонимы и правильно пользоваться ими в своей речи, нельзя ограничиваться только подыскиванием  антонимов к словам; для этого необходимы и специальные упражнения, которые в зависимости от поставленной цели могут проводиться и на отдельных словах, и на словосочетаниях, и на предложениях, и на связных текстах.

    Упражнения для работы над антонимами.

                  1.Подчеркнуть в предложениях прилагательные – антонимы:

    Охотник отправился на охоту ранним утром, а вернулся поздним вечером.

                2.К прилагательным подобрать антонимы:

    Воздух влажный – сухой

    Газета старая – свежая

                3.В данных предложениях заменить выделенные слова:

    На город опустился зимний (летний) вечер

    1. От данных антонимичных пар образовать прилагательные:

    Болезнь – здоровье (больной – здоровый)

    Мир – война (мирный – здоровый)

    1. Назвать прилагательные – антонимы, характеризующие предметы:

    По вкусу (кислый – сладкий)

    По величине (большой – маленький)

    По весу (легкий – тяжелый)

    По цене (дорогой – дешевый)

    1. Вместо точек вставить слова – антонимы:

    Зимний день…., а летний …..

    1. Заменить прилагательные с ударным окончанием – прилагательными с безударным окончанием

    О плохом поступке  –  о хорошем

    Тупым ножом  –  острым

    III. Слова в зависимости от контекста могут приобретать различные значения. Выяснение многозначности слова помогает раскрыть значение существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

    Умственно отсталые школьники употребляют в своей речи слова, имея в виду только одно значение и не вникая в многозначность слова. Учитель должен научить учащихся употреблять слова в разных значениях.

    Большую пользу приносит работа по составлению предложений с многозначными словами, составление всевозможных словосочетаний, где слово употребляется в нескольких значениях.

    Упражнения для работы  с многозначными словами.

    1. С данными прилагательными составить всевозможные словосочетания, используя существительные. Объяснить значения прилагательных.

    Свежий (хлеб, воздух,  газета, молоко, сметана)

    Прозрачный (воздух, вода, лед, бумага, материал)

    1. Сравните значение слов:

    Общая тетрадь – общие игрушки

    Высокий подвиг – высокое дерево

    Золотые кольца – золотые руки

    Одним из эффективных способов преодоления ограниченности словаря наших учащихся являются упражнения в словообразовании имен существительных, прилагательных. Эти упражнения помогут расширить и обогатить словарный запас учащихся новыми словами и послужат хорошей практической подготовкой к изучению правописания суффиксов прилагательных и существительных.

    Упражнения для работы   по словообразованию слов.

    1. Образовать словосочетание «прилагательное + существительное»

    Капли дождя – дождевые

    Улицы города – городские

    Полочка для книг – книжная

    1.  От данных существительных образовать всевозможные прилагательные и составить с     ними словосочетания:

    Золото – золотое кольцо, золотистый песок

    Лес – лесная малина, лесистая местность

    Вода – водный путь, подводная лодка, водяной жук

    Ель – еловые дрова, елочные игрушки

    1. Дуб, которому 100 лет – столетний

    Трава, которая росла в прошлом году – прошлогодняя

    Поезд, который перевозит пассажиров – пассажирский

    Следовательно, словообразовательная работа помогает учащимся глубже овладеть грамматическим строем языка, «выявить закономерность в развитии языка, выработать у учащихся умение самостоятельно наблюдать и анализировать языковые факты».

    Таким образом, активизация словаря  - это употребление новых слов, выражений в собственной речи учащихся – в беседе, в составленных по заданию учителя предложениях, в пересказе, рассказе, письменном изложении и сочинении.

    Цель словарной работы и состоит в том, чтобы активизировать (т. е. перенести из пассивного словаря в активный)  как можно большее количество слов, научить использовать их правильно, к месту, научит выбирать нужное слово.

    Активизация словаря учащихся - это одна из важнейших линий словарной работы на уроках, следовательно, учитель должен предусматривать специальные задания по активизации систематически, опираясь на читаемые тексты, на наблюдения, на те слова, с которыми велась работа по уточнению словаря.

    Суть словарной работы в  том, чтобы слово было учеником правильно воспринято в тексте, понято со всеми оттенками и особенностями, чтобы оно прошло через упражнения, в которых углубляется его понимание, и, наконец, чтобы оно было употреблено учеником самостоятельно, в нужной ситуации.

    Использованная литература:

    - З. А. Потиха. Современное русское словообразование. – М., Просвещение, 1970.

    -  Индивидуальный и дифференцированный подходы к учащимся вспомогательной школы как основа разноуровневого процесса обучения // Дети с проблемами в развитии. Диагностика, коррекция, реабилитация: Матер. Всероссийского семинара-совещания. — Красноярск, 1996. — С. 7— 8.

    -  А.К. Аксёнова. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – Москва: Гуманитарное издание центр Владос, 1999.

           - Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: Владос, 2002.

         - Дмитриева Л. И. Формирование словаря учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. - М., 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Рабочая программа по  развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...

    Опыт работы по теме: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

    Данный опыт поможет учителю естествознания коррекицонной школы добиться результативности в знаниях учащихся, используя предложенные мной методы работы...

    Конспект открытого урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся СКОШ VIII вида по теме: «Мебель и её назначение»

    Цели:образовательная- расширять знания о предметах мебели, мире профессий; коррекционная- формировать мышление;воспитательная - воспитывать уважение и интерес к людям различных профессий.Оборудование:...

    Материалы из опыта работы по теме "Активные методы обучения на уроках письма и развития речи в начальных классах коррекционной школы VIII вида"

    Представленный материал раскрывает использование методов проблемного изложения материала и частично - поискового метода на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида....

    «Обогащение словаря умственно отсталых школьников при изучении темы «Имя прилагательное» как средство расширения представлений о предметах и явлениях окружающей действительности» (коррекционная школа VIII вида)

    Представление педагогического опыта.Тема по самообразованию:«Обогащение словаря умственно отсталых школьников при изучении темы «Имя прилагательное» как средство расширения представлений о предметах и...