Рабочая учебная программа по родному языку для 7а класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Юрьева Мария Антоновна Выставка педагогических достижений

       Рабочая учебная программа по родному языку  для  7а класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk-7_kl.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования

приказ №469ос от 30.08.2019г.

Тюменская  область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

       Рабочая учебная программа

                                        по родному языку  для  7а класса

основного общего образования

                                 2019–2020 учебный год

                                                         Составитель: Юрьева Мария Антоновна  

                                                                 учитель русского языка и литературы

                               

                                       

пгт. Новоаганск, 2019 г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая учебная программа по родному языку для 7а класса составлена на основе:

- примерной рабочей программы по русскому родному языку 5-9 классы, авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В., В.В. Львов, Г.А. Богданова, ООО «Дрофа», 2012

- примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального научно-методического объединения по общему образованию (Протокол №2/18 от 31 января 2018 года);

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа от 31 декабря 2015г. № 1577).

Календарно-тематическое планирование соответствует  учебнику учебнику «Русский родной язык». Авторы: Т.М.Воителева, О.Н.Марченко, Л.Г.Смирнова, И.В.Текучёва Москва, «Русское слово», 2019 год.

Цель учебного предмета: формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

Задачи:

– воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

– совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

– углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально – культурной семантикой; о русском речевом этикете;

– совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

– развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Срок реализации рабочей программы 1 год

Рабочая учебная программа рассчитана на 17 часов в год(35 недель;

0,5 ч. в неделю)

Виды контроля:

Содержание

Кол-во часов

Диктант

тест

Контр.

Раб.

Слов.дик.      

1. Язык и культура

7

2.Культура речи

10

1

1

1

ИТОГО:

  17 ч.

Формы промежуточной аттестации: контрольная работа

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Родной язык (русский)» 7 класс:

            Изучение предметной области «Родной (русский) язык» - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

- получение доступа к языковому и литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним, осознание взаимосвязи между своим социальным и культурным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов

Личностные результаты:

- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;

- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

 - представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.

Метапредметные результаты:

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые  результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;

- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Предметные результаты:

-  умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.

- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок  комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;

- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

Содержание учебного предмета:

Раздел 1. Язык и культура (7 час)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).

Лексические заимствования последних десятилетий.

Раздел 2. Культура речи (10 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.

Речевой этикет.

Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

Формы организации учебного процесса.

      Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу в группах, парах, индивидуальную работу. Занятия проводятся 1 раз в неделю во втором полугодии в учебном кабинете, в библиотеке; курс включает проведение наблюдений,  интервью, викторин, КВНов,  реализации проектов и т.д.

 В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

типовые занятия (лекция, практические работы), семинары, тренинги, игра, творческие проекты.

Основные методы и технологии.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, лекция, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация.

          Методы контроля: консультация, доклад, выступление, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии;

3. Тематическое планирование по родному языку в 7 классе (35 недель,) 0,5 ч. в неделю, 17 часов в год)

Тема занятия

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Язык и культура (7 час)

1

Русский язык как развивающееся явление.

21.01

2

Факторы, влияющие на развитие языка.

28.01

3

Устаревшие слова как живые свидетели истории.

4.02

4

Историзмы.

11.02

5

Архаизмы.

18.02

6

Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.

25.02

7

Лексические заимствования последних десятилетий.

3.03

Раздел 2. Культура речи (10 ч)

8

Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени.

10.03

9

Нормы ударения в деепричастиях и наречиях.

17.03

10

Паронимы и точность речи.

31.03

11

Смысловые различия, характер лексической сочетаемости паронимов. Словарный диктант.

7.04

12

Варианты грамматической нормы.

14.04

13

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Тест.

21.04

14

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.

28.04

15

Русская этикетная речевая манера общения.

12.05

16

Итоговая контрольная работа.

19.05

17

Итоговое занятие.

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по родной (чувашской) литературе в 5 классе

Рабочая программа учебного предмета «Родная (чувашская) литература» составлена в соответствии с новыми Законами Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от...

Рабочая учебная программа по родному (чувашскому) языку в 5 классе

Рабочая программа учебного предмета «Родной (чувашский) язык» составлена в соответствии с новыми Законами Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12...

Рабочая учебная программа по родному (чувашскому) языку в 5-8 классах

Рабочая учебная программа по  родному (чувашскому) языку в 5-8 классах...

Рабочая учебная программа по родному языку для 7а класса

     Рабочая учебная программа по родному языку  для  7а класса...

Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 5 классе рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 6 часов, на контрольные работы – 4 часа....

Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классах на 2022-2023 учебный год

Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классахна 2022-2023 учебный год...

Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 10-11 классах на 2023-2024 учебный год

Рабочая учебная программапо  родному языку (чувашскому) в 10-11 классахна 2023-2024 учебный год...