Методика опорных конспектов при изучении "Морфологии"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Использование опорных конспектов при изучении "Морфологии" позволяет " сжать" теоретический материал, способствует более углубленному погружению в теорию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_opornyh_konspektov_pri_izuchenii_morfologii.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Метод опорных конспектов В.Ф. Шаталова

при изучении «Морфологии»

Одним из кризисных явлений современного образования является противоречие между необходимостью всё время увеличивать объём информации и возможностями человека в её усвоении. Научно-технический прогресс, захватывающий всё больше и больше областей деятельности, требует от современного человека всё увеличивающегося объёма знаний и умений, и поэтому возникает естественная потребность в значительном увеличении объёма информации, включаемой в содержание образования.

И здесь очень значимым является метод В. Ф. Шаталова, разработавшего методику опорных конспектов, которую он успешно внедрил на практике. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.

Успешность методики Шаталова  в  том, что она направлена на формирование учебных компетентностей и рассчитана на обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными. Особенности её содержания в том, что:

  * Материал вводится крупными дозами, порциями.
    * Поблочная компоновка материала.
    * Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов.

Опорный конспект упрощает задачу педагога — сделать простым и понятным материал,  чтобы большее количество информации было усвоено за меньший промежуток времени, так как путь простого увеличения количества учебного времени давно исчерпан.

Посмотрим, как можно применить эту методику при изучении одного из разделов языка – морфологии.

 Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. Значимость этого раздела в школьном курсе связана с тем, что при изучении морфологии одновременно усваиваются сведения по орфографии. Представление об этом  разделе  языка   учащиеся получают уже в 1 классе, когда вводятся понятия «предмет», «признак», действие». Затем начинается систематическое изучение этого раздела. Учащиеся знакомятся со всеми частями речи, их морфологическими признаками, синтаксической ролью и правописанием.  

И сделать успешным усвоение учащимися  этого сложного объемного раздела языка могут опорные конспекты. Они  призваны помочь осознанному и целостному восприятию материала урока,  это возможность подать  материал целиком, чтобы весь он был виден в обзоре, а увидеть материал в целом - значит более глубоко его осмыслить.  Представьте, сколько страниц учебника ученику нужно перелистать, чтобы, например,  усвоить правописание причастий. Не все учащиеся могут установить логические связи между параграфами, а тем более проанализировать их.

 А если все это дано в одном опорном конспекте, к которому он прибегает при выполнении задания, то у него отлаживается механизм действия правила, и на каком-то отрезке времени он выполняет задание, не обращаясь к конспекту, потому что он усваивает правило. Если же он сам разрабатывает опорный конспект, анализируя учебник, справочную литературу, то эффект от этого будет вдвойне полезным.

В качестве примера рассмотрим, как техника сгущения информации работает при изучении одной из традиционно самых сложных тем морфологии в 5,6 классах – Глагола.   Отметим, что теоретический  материал в учебниках по русскому языку для 5,6 классов, (в частности М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской)  дается, как заметил А.А. Остапенко, «попараграфно».

Техника сгущения информации позволяет сжать материал чисто графически до двух страниц, сохранив при этом и логику, и последовательность подачи материала.

Получив из опорного конспекта цельное представление о морфологических признаках этой части речи, учащиеся переходят к их отработке на практике. При этом у них всегда перед глазами ОК (он должен быть в папке у каждого), по которому они могут ориентироваться: что пройдено, что не пройдено, что ими не понято, что с чем связано.

К составлению ОК, несомненно,  нужно привлекать и самих учащихся. Они должны иметь представление о том, как спрессовывается информация, должны уметь выделять главное,  искать внутренние логические взаимосвязи.

                                              Ожидаемый результат.

                Применение техники сгущения информации позволит:

     - сократить время на изучение теории, высвободив время на   формирование практических умений и навыков;

     - добиться целостного осмысления и обобщения полученной    информации учащимися;

- повысить степень осознанности знаний, полученных не путем заучивания, а методом установления логических связей;

- индивидуализировать работу учителя с учащимися.

                                                         

Приложение №1

Имя существительное.

Имена существительные – часть речи,  которая обозначают предмет и отвечают на вопросы КТО? или ЧТО? Например: ученик, знание. (Прим. в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. Например: воздух, бег, упрямство, новизна)

Морфологические признаки имени существительного

  1. Нарицательные и собственные существительные.

Нарицат. сущ. служат наименованиями однородных предметов, действий или состояний, имеющих общее в значении. Например: птица, город, река, книга.

Собственные - являются названиями единичных предметов, выделенных из ряда однородных: личные имена, фамилии, клички животных, географ. наименования. Например: Каштанка, Байкал, Улан-Удэ.

  1. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Одушевлённые существительные называют предметы живой природы (живые существа). К ним можно задать вопрос КТО? Например: собака, велосипедист, товарищ,  тренер,

Неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы. К ним можно  задать вопрос ЧТО? Например: гроза, имя, урок, листва.

  1. Число имён существительных.

Существительные имеют два числа - единственное и множественное.

По числам изменяются конкретные существительные. Изменения по числам передают окончания:

Верба – вербы, договОр – договоры, торт-тОрты, директор –директора;

суффиксы вместе с окончаниями:

дочь – дочери, колос - колосья, гусёнок – гусята, армянин – армяне.

! Не изменяются по числам вещественные, отвлечённые, собирательные существительные. Они имеют только одну форму: единственного или множественного числа.

Только форму единственного числа имеют:

  1. вещественные существительные: сахар, виноград, алюминий.
  2.  отвлечённые: грусть, горе, здоровье, радость, бодрость;
  3. собирательные:  родня, молодёжь, студенчество
  4. собственные имена сущ-ные: Кавказ, «Наука» (издательство), Иркутск.

Только форму множественного числа имеют:

1) вещественные существительные: щи, отруби, сливки, духи, чернила;

 2) отвлечённые существительные: каникулы, именины, проводы;

3) существительные, обозначающие парные предметы, или предметы, состоящие из нескольких частей: ножницы, ворота, грабли, носилки, коньки.

4) названия некоторых игр: шахматы, шашки, жмурки, прятки;

5)собственные имена сущ- ные: Альпы, «Известия» (газета).

  1. Род имен существительных.

Существительные имеют три рода: мужской, женский, средний. Существительные по родам не изменяются.

  1. Склонение имён существительных.

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Сущ-ные муж., жен. р. с окончанием –а, -я.

Сущ-ные муж р. с нулевым окончанием; ср. р. с окончанием –о, -е.

Сущ-ные жен. р. с нулевым окончанием.

Река. Линия. Дядя.

Дом. Санаторий. Море. Здание.

Степь. Рожь. Мышь.

Падеж имён существительных.

В русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет своё значение, отвечает на определённые вопросы и  характеризуется наличием/отсутствием предлогов.

Падеж

Вспомогательные слова

Падежные вопросы

Синтаксические (смысловые)

вопросы

Предлоги

Именительный

падеж

Есть

Кто? Что?

Кто? Что?

Родительный падеж

Нет

Кого? Чего?

Кого? Чего? Какого? Чьего?

Откуда? Где?

От, до, из, без, у, для, около, с

Дательный падеж

Дали

Кому? Чему?

Кому? Чему? Куда?

К, по

Винительный падеж

Вижу

Кого? Что?

Кого? Что? Куда?

За, в, на, через, про

Творительный падеж

Доволен

Кем? Чем?

Кем? Чем?

С, над, между, перед, под.

Предложный падеж

Думаю

(О) ком? (О) чём?

(О ком?

(О) чём? Где? Как?

О (об), в, на, при.

 

Им п. ед.ч. -  начальная форма сущ-ного. Остальные падежи называются косвенными.

Склонение имён существительных.

Кроме существительных первого, второго, третьего склонения, в русском языке имеются разносклоняемые сущ-ные:

  1. сущ-ный на –мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя;
  2. сущ-ное муж р. путь.

Образец склонения сущ-ных в ед.ч.:

         Ед.ч.                                                   Мн.ч.

И.п. знам-я,  путь                               знамён-а, пут-и                                            

Р.п знамен-и, пут-и                               знамён, пут-ей

Д.п. знамен-и, пут-и                              знамён-ам, пут-ям      

В.п.  знам-я, путь                                   знамён-а, пут-и  

Т.п. знамен-ем, пут – ём                       знмён-ами, пут-ями

П. п. о знамен-и, о пут-и.                     знамён-аз, пут-ях.

! В русском языке есть сущ-ные, которые не изменяются по падежам и числам, т. е. не склоняются (несклоняемые). Чаще всего это заимствованные слова: кино,  жалюзи, кофе.

Порядок морфологического разбора имени существительного.

  1. Назовите часть речи, укажите общее грамматическое значение, задайте вопрос и приведите начальную форму (если оно склоняется).
  2. Далее указать: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение; употреблено в форме …падежа, …числа.
  3. Затем указывается морфемный состав и синтаксическая функция слова, а также особенности правописания.

Приложение №2

Опорный конспект на тему «Причастие»

Общее грамматическое значение

Часть речи

Значение

Вопрос

Примеры

Суффиксы

Причастие

Обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола

Какой?

Что делающий?

Что делавший?

Горящий, поющий,

читаемый,

улыбающийся,

сжатый и т. д.

 

-ущ(-ющ),

-ащ(-ящ),

-вш,

-ш,

-енн(-ённ),

-ем(-ом),

-им,

-т,

-нн

Глагол                               Причастие

        

        

                                     Причастие

Причастие

Действительное                                           Страдательное

(

(?)                                                                                     (?)

Суффиксы: -ущ(-ющ),                              Суффиксы: -ем(-ом),

              -ащ(-ящ),                                                    -им,

              -вш,                                                             -енн(-ённ),

              -ш,                                                               -т,

                                                                                  -нн

                                                                               

                                                               Полное              Краткое

Образование причастий

                                 Настоящее время

            -ущ- (-ющ-)- I                  -ем-(-ом-) -I

Д       -ащ-(-ящ-)-II                  -им-  -II               С

                            -вш-                  -енн(-ённ)

                             -ш-                   -нн-

                                                      -т-

                               Прошедшее время

Причастный оборот

Причастие + зависимое слово

Знаки препинания при причастном обороте

1. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то выделяется запятыми с обеих сторон;

Например: Листья, опавшие с тополя, покрывали дорожку.

2. Если причастный оборот перед определяемым словом, то не выделяется запятыми;

Например: Опавшие с тополя листья покрывали дорожку.

Правописание причастия

Н- И –НН- В ПОЛНЫХ ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ 

-Н- и –НН- 

Правила

Примеры

Исключения

- Н-

1. Нет приставки (кроме НЕ)

2. Нет зависимых слов

крашеный

некрашеный

крашеный пол

нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, желанный, священный, медленный, считанный, деланный, обещанный

-НН-

1. Есть приставка (кроме НЕ)

2. Есть зависимые слова

3. Образовано от глагола совершенного вида (без приставки)

4. Есть суффикс –ОВА- (-ЁВА-), (-ирова-)

покрашенный

непокрашенный

крашенный накануне пол

купить (что  сделать?)

купленный

балованный

корчёванный

асфальтированный

Раненый (но: израненный, раненный в руку),

смышленый

названый (брат)

посаженый (отец)

кованый, жеваный, клеваный

 

Н- И –НН- В КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ

Н- и –НН- 

Правила

Примеры

-Н-

в кратких страдательных причастиях 

Дочь воспитана хорошо.

в кратких прилагательных, если они образованы от полных прилагательных с –н- 

Дочь слишком юна.

Их слова путаны.

-НН-

в кратких прилагательных, если они образованы от полных прилагательных с –нн- 

длинная дорога – дорога длинна

торжественная речь – речь торжественна

ОТЛИЧИЕ КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОТ КРАТКИХ ПРИЧАСТИЙ

Ср.: Дети сегодня очень рассеянны (прилагательное)

Семена рассеяны по полю (причастие)

Краткие прилагательные 

Краткие причастия

  1. Отвечают на вопросы: каков? какова? каково? каковы? 

        2. Легко заменяются полными формами.

Ср.: Дети сегодня очень рассеянные. 

       3.Не заменяются глаголами

       4. Обычно не имеют зависимых слов.

  1. Отвечают на вопрос: что сделано с предметом? 

  1. Не заменяются полными формами.
  2.  Легко заменяются глаголами.

        Ср.: Семена рассеяли по полю. 

    4. Обычно имеют зависимые слова.

ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ

Гласные

Правила

Примеры

-у- (-ю-)

В действительных причастиях настоящего времени,

образованных от глаголов:

I спряжения

писать - пишущий

колоть - колющий

- а – (- я-)

II спряжения

клеить - клеящий

лечить -лечащий

-е -

В страдательных причастиях настоящего времени,

образованных  от глаголов:

I спряжения

читать - читаемый

-и-

II спряжения

видеть (гл.-искл.) - видимый

ГЛАСНЫЕ ПЕРЕД –НН- В СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЯХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

Гласные 

Правила

Примеры

-А-(-Я-)

Образованы от глаголов на

- ать

-ять

увенчать → увенчанный

засеять → засеянный

-Е-

Образованы от глаголов на

- еть

- ить

увидеть → увиденный

напоить → напоенный

-

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в обучении математики опорных конспектов

Из личного опыта использования метода В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты"...

Опорные конспекты к урокам химии в 8 классе.

В настоящее время очень много различного методического и дидактического материала по химии. Многие авторы создали тетради на печатной основе, которыми можно пользоваться на уроках и дома. Но в условия...

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...

Опорные конспекты по биологии: требования к их составлению, методика использования

Опорный конспект, или лист опорных сигналов, представляет собой построенное по строгим правилам и принципам наглядное средство обучения, в котором сжато и кратко изображены основные узлы, вехи учебног...

Методическая разработка "Методика преподавания физики по опорным конспектам"

В связи с переходом на ФГОС, а также увеличением объема научной информации, которую по­лучают ученики по всем предметам школьного курса, задача школы - найти новые методические приемы, надежно обе...

Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)

Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....

Методика использования опорных конспектов на уроках физики

В статье раскрывается методика использования опорных конспектов на уроках физики в старших классах профильной школы. Представлен образец опорного конспекта по теме "Кинематика. Движение по окружн...