Открытый урок русского языка "Правописание Н и НН в причастиях"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

"Правописание Н и НН в причастиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_n_i_nn_v_prichastiyah.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка в 7-м классе по теме "Правописание Н и НН в причастиях"

Цели урока:

Образовательная: актуализировать знания о правописании Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных» прилагательными, осуществить перенос знаний на правописание Н-НН в кратких причастиях и отглагольных прилагательных»; выработать алгоритм рассуждения при решении данной орфографической задачи.

Развивающая: содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности; развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к языку, слову; воспитывать самостоятельность, трудолюбие, умение сотрудничать.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Орфоэпический диктант.

Цель: закрепить литературную норму  произношения слов. Вспоённый, заторможенный, оценённый, обговорённый, огрублённый, одноимённый, новорождённый, отключённый, подменённый.

Задание: поставить ударение в словах  и правильно их произнести.

  1. Устный опрос.

Учитель. Открывает его наша постоянная рубрика “Повторенье – мать ученья”. Что такое причастие?

Ученик. Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Причастия обычно изменяются по падежам, числам и родам. В предложении являются определениями или сказуемыми.

Учитель. В чем отличие действительных причастий от страдательных?

Ученик. Действительные причастия – это причастия, обозначающие признак того предмета, который сам производит действие. Страдательные причастия – это причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

Учитель. Ребята, что такое причастный оборот и в каких случаях он обособляется?

Ученик. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми, а если причастный оборот находится перед определяемым словом, запятыми не выделяется.

Учитель. Ребята, а почему действительные причастия настоящего времени имеют две пары суффиксов?

Ученик. Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов настоящего времени, которые имеют два спряжения: 1-е с окончаниями – ут, – ют; 2-е – с окончаниями – ат, – ят. Значит, причастия будут иметь две пары суффиксов: – ущ –, – ющ –; – ащ –, – ящ –.

Учитель. Тогда, ребята, скажите, что общего у действительных и страдательных причастий?

Ученик. Страдательные причастия настоящего времени, как и действительные, имеют две пары суффиксов: -ем– (-ом-), -им-, так как тоже образуются от глаголов 1-го и 1-го спряжения.

Учитель. А сейчас проверим разноуровневое домашнее задание (проверяем по группам). Дальше проводим словарный диктант(у доски работает 1 ученик). Вставьте пропущенные буквы.

  1. Дли…ый
  2. государстве…ый
  3. песча…ый
  4. оловя…ый
  5. ястреби…ый
  6. карти…ый
  7. торжестве…ый
  8. овся…ое
  9. авиацио…ый
  10. це…ый
  11. деревя…ый
  12. глиня…ый
  13. мужестве…ый
  14. стари…ый
  15. тума…ый

 (Параллельно  2 учащихся работают по карточкам на закрытой части доски).

Карточка 1. Тяжело дыш…щий человек, мел…щий муку работник, пил…щие дерево рабочие, плещ…щиеся в воде ребятишки, кле…щий коробочку мальчик, знач…щееся по списку количество, бор…щийся с бурей экипаж, храбро сража…щийся полк Карточка 2. , хлопоч…щая у печки хозяйка, растила…щаяся степь, стро…щееся здание, кол…щий дрова истопник, ненавид…щий нас враг, пряч…щийся ребёнок, трепещ…щая рыба, готов…щийся к зачётам студент, дремл…щий старик, слыш…щийся издали гудок, стел…щийся туман, ла…щая собака, спе…щий виноград, ре…щие знамёна.

Учитель. Вспомните, ребята, когда в прилагательных пишется Н и НН?

Ученик 1. НН пишется у прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н (стариННый, кармаННый), а также в прилагательных с суффиксами – ОНН, -ЕНН (соломеННый, революциоННЫый). Исключение – ветреный.

Ученик 2. Н пишется у прилагательных с суффиксами –АН-, -ЯН-, -ИН– (песчаНый, глиняНый, воробьиНый). Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный.

Учитель. Приступаем к следующему этапу нашего урока. Его продолжает рубрика “Синтаксическая разминка” (1 ученик разбирает предложение у доски).

Лес, стоящий все лето сухим, загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым, наполнявший воздух густыми кольцами.

Какие причастия встретились в этом предложении?

Ученик. Стоящий – это действительное причастие настоящего времени, наполнявший – это действительное причастие прошедшего времени.

Учитель. Ребята, перестройте данное предложение так, чтобы причастные обороты стали необособленными.

Ученик. Стоящий все лето сухим лес загорелся, и в небо стал подниматься наполнявший воздух густыми кольцами удушливый дым.

Учитель. Следующий этап нашего урока – рубрика “Хочу все знать!” Открываем тетради и записываем новую тему: “Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных”.

Прилагательные могут быть образованы не только от существительных, но и от глаголов. Если слово образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида, то перед нами – прилагательное, в суффиксе которого пишется Н.

Например, вареный, крашеный, путаный. Исключения – нежданный, негаданный. Не влияет на написание и приставка НЕ (невареная, неквашеная, некошеная). Запишем 1 вывод в тетради. Прилагательные , образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишутся с Н. 

Определим, когда слово будет являться причастием.

  1. если оно образовано от бесприставочного глагола совершенного вида, то это причастие, в котором пишется НН (решенная, брошенная). Исключение – раненый.
  2. если к слову прибавляется приставка, кроме НЕ, то она делает это слово причастием, в котором пишется НН (сваренный, закрученная, покрашенные);
  3. если к слову относится зависимое слово, то перед нами – причастие, в котором пишется НН (варенный в кастрюле, сеянная через сито);
  4. в причастиях с суффиксами – ОВА –, – ЕВА – пишется НН (корчеванный, консервированные). Исключения: кованый, жеваный.

В остальных случаях и в кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н (закончен, исправлена). Основные обобщающие тезисы по теме учащиеся записывают в тетради для конспектов.

Учитель.  Работа с учебником упражнение № 186.

Образец рассуждения: Варёный картофель – варённый в мундире картофель - сваренный картофель.

Инсценировка сказки: “Как причастия с прилагательными подружились”.

Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней прилагательные. А по соседству с ними бродили по лесу причастия. Не было у них ни хлеба, ни крова.

Тогда причастия собрались на совет. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к прилагательным.

Решили и подошли к избушке. Пришли, постучали и слышат:

– Кто там?

– Это мы, причастия.

– Что вам нужно? – спрашивают прилагательные.

– Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами, – ответили причастия.

– Идите к глаголам, – отвечают прилагательные, – вы глагольного происхождения.

– Но ведь мы сродни вам, – просят причастия, – и относимся мы всегда, как и вы, к существительным, и по родам по-вашему изменяемся, и по числам, и по падежам… Недаром ученики нас с вами путают.

– Подождите, мы посоветуемся.

Посоветовались прилагательные и говорят:

– Мы пустим вас, только отбросьте приставку и Н из суффикса.

Причастия посоветовались и отбросили приставку и одно Н из суффикса. И с тех пор живут прилагательные и причастия в большой дружбе.

Учитель. А сейчас вам предстоит поработать с текстом – выборочный диктант “Проверь себя” – и выписать из него страдательные причастия прошедшего времени с Н и НН, объяснив их написание.

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами – дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне, за дорогой – стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетеный частокол.(учащиеся выполняют работу самостоятельно).

Учитель. А какой заголовок можно подобрать к данному тексту?

Ученик 1. Вид из окна.

Ученик 2. Милый сердцу пейзаж.

Учитель. Ребята, какой тип текста представлен в данном отрывке?

Ученик. Я думаю, перед нами текст-описание, так как здесь преобладают прилагательные и причастия, которые характеризуют описание комнаты и вида из окна этой комнаты. Они делают текст более выразительным и ярким.

Учитель. Переходим к следующему этапу урока – “Цифровой диктант”, где каждый в течение 2 минут самостоятельно выполнит эту работу. Цифровой диктант на тему: “Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени”. (Обозначь цифрой 1 – Н, цифрой 2 – НН).

  1. Закале..ый боец
  2. неписа..ая истина –
  3. сгуще..ое молоко –
  4. копче..ая рыба –
  5. экскурсио..ый автобус –
  6. ошибка исправле..а –
  7. навьюче..ая лошадь –
  8. Кваше..ая капуста –
  9. Спресова..ый торф –
  10. Плете..ая корзина –
  11. Груже..ый арбузами вагон –
  12. Непокраше..ый пол –

(Работа в парах постоянного состава .  Ученики проверяют работу друг у друга. На доске – критерии оценивания работы: “5” – 1 ошибка, “4” – 2-3 ошибки, “3” – 4-6 ошибок, “2” – больше 6 ошибок)/

Учитель. А сейчас, ребята, выполним упражнение 105 из учебника (дети самостоятельно работают в течение 4 – 5 минут). Продолжает наш урок творческая рубрика “Проба пера”. Напишите сочинение – миниатюру на тему: “ Унылая пора, очей очарованье…”, включив в него различные причастия (работаем 7-9 минут, 3 работы зачитываем).

Учитель. Завершает наш урок постоянная рубрика “Нагружать все больше нас стали почему-то…” (домашнее задание).

“5” – сочинить лингвистическую сказку о причастиях;

“4” – доработать сочинения;

“3” – упражнение 102.

Итоги урока.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Когда в причастиях пишется Н и НН?
  3. Чем отличаются отглагольные прилагательные от причастий?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 7 классе "Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"

Открытый урок предназначен для обучающихся 7 класса. Нестандартный подход к усвоению учебного материала прививает повышенный интерес к предмету ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ПРИЧАСТИЕ"

Открытый урок русского языка по теме "Причастие"...

Открытый урок по теме "Страны изучаемого языка. Великобритания. Причастие I "

Разработка содержит технологическую карту урока...

Проект открытого урока русского языка в 7 классе по теме « Правильное употребление причастий в устной и письменной речи»

Проект открытого урока  русского языка в 7 классе  по теме « Правильное употребление причастий в  устной и письменной речи»...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».

Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....

Технологическая карта открытого урока русского языка по теме "Причастие"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему: « Страдательные причастия прошедшего времени».Тип урока: урок открытия нового знания. Цель:  познакомить учащихся с...

Конспект урока русского языка для 7 класса "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"

Технологии: исследовательская, здоровьесберегающая, технология коллективного сотрудничества, технология личностно-ориентированного образования, компьютерная технология....