Простое и сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме : "Простые и сложные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_i_prostye_predlozheniya.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе на тему:

«ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цели урока:

образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
  • научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;
  • познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
  • обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;
  • учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)

развивающие:

  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
  • развивать навык чёткого и красивого письма;
  • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
  • формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
  • закрепить навык определения простых осложнённых  и сложных предложений;
  • закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;
  • формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;
  • развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление

воспитательные:

  • расширять коммуникативные способности детей;
  • закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;
  • воспитывать интерес к русскому языку через  языковые средства;
  • воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;
  • воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный   и другие   методы стимулирования учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная

Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная                           презентация, таблица со схемами предложений, карточки с упражнениями и тестами.

Технологии: общепедагогические технологии, системно-деятельные технологии, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии.

Этапы  урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Формулирование темы и цели урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала. 
  6. Проверочная работа.
  7. Подведение итогов. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

 1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

  2.Актуализация знаний

Учитель: Сегодня, ребята, мы продолжаем изучать тему «Предложение».

 

Ответим на вопросы:

  • Какие бывают предложения по цели высказывания?  (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
  • Какие бывают предложения по интонации?

(Восклицательные, невосклицательные).

  • Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения?

(Распространенные, нераспространенные)

  • Что такое грамматическая основа предложения?

(Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)

  • Какие бывают предложения по наличию главных членов?

(Если в предложении есть оба главных члена – это двусоставное предложение, если в предложении есть только один из главных членов, то это предложение - односоставное)

Учитель: А теперь, ребята, на доске даны 3 предложения. Давайте выделим в этих предложениях грамматическую основу и построим схемы этих предложений         

 

 (На доске заранее записаны предложения. Ученики по цепочке выходят к доске, выделяют грамматическую основу и строят схему предложений)

1)Снег выпал и покрыл всю землю.

 

2)Снег выпал, и деревья покрылись инеем

 

3)Снег выпалдеревья покрылись инеем

 

Учитель: Сколько грамматических основ в первом предложении? Как называется это предложение?    (Это предложение простое, потому что в нем 1 грамматическая основа)

Учитель: Что общего во 2-м и 3-м предложениях? (В этих предложениях 2 грамматические основы)

Учитель: Как можно назвать эти предложения?   (Сложные)

Учитель: Какой знак препинания стоит между простыми предложениями?  (Запятая)

Учитель: Прочитаем 2-е предложение. Как соединяются здесь простые предложения?  (При помощи интонации и союза и)

Учитель: Такие предложения называются союзными. Прочитаем 3-е предложение. Как соединяются здесь простые предложения?     (При помощи интонации и без союза)

Учитель: Такие предложения называются бессоюзными

Учитель: Исходя из наших рассуждений, сделаем вывод, какие предложения называются сложными?     (Предложения, в которых две или несколько грамматических основ)

Учитель: Какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями в составе сложного?  (Запятые)

Учитель: Какие предложения называются союзными  (Сложные предложения, в которых ПП соединяются при помощи интонации и союза)

Учитель: Какие предложения называются бессоюзными?    (Сложные предложения, в которых ПП соединяются только при помощи интонации, без союзов)

 

3. Формулирование темы и цели урока

Учитель: А теперь, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения).
Учитель: Запишите в тетрадях тему урока.

На доске записывается тема урока.

Учитель. Исходя из темы, сформулируйте цели урока. Используйте опорные слова, написанные на доске.

 1) Познакомиться с ... ...;
2) Научиться различать ... и ...;
3) Научиться ставить ...                                                                                            4) Научиться определять, как связываются…

Цели:

  1. Познакомиться с сложными предложениями;
  2. Научиться различать простые и сложные предложения;
  3. Научиться ставить знаки препинания в сложных предложениях;
  4. Научиться определять, как связываются простые предложения в составе сложного.

Учитель: Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте прочитаем теоретический материал из учебника.

(Аня  читает теорию)

4. Изучение нового материала

Учитель: А теперь, ребята, посмотрите на экран. Сергей,прочитай, пожалуйста, текст.

(Сергей  читает текст)

 

1.Солнце св..тило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, я поск…рее отнес бобренка к реке.

Учитель: Давайте объясним орфограммы

(Светило-свет, затопила - затопит, перетащили – тащит, оказались – окажется, выбился – бился, поскорее – скоро)

Учитель: Молодцы, ребята.

Учитель:  О чем говорится в этом тексте?  (В этом тексте рассказывается, как вода в реке поднимается, один бобренок тонет и как его спасают)

Учитель: Как можно озаглавить этот текст?                                                      (Этот текст можно назвать «Случай с бобрятами»)

Учитель: Определите стиль текста.    (Художественный стиль текста)

Учитель: Чему учит нас этот текст?  (Этот текст учит нас тому, чтобы мы любили и охраняли природу)    (Этот текст учит нас быть добрыми и помогать животным)

Учитель: Что мы можем сделать для охраны природы? Как мы должны вести себя на природе?                                                                                               1.Не разжигать в лесу костер, чтобы не было пожара. 

2.Не загрязнять окружающую среду.

3.Не разорять птичьи гнезда, муравейники

4.Зимой птицам делать кормушки, чтобы они не погибли от голода

5.Не ломать деревья, не рвать цветы

Учитель. А теперь, ребята, я вам раздам карточки. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.   (Учитель раздает карточки с текстом)

1.Солнце светило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила  бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я  вытащил его из воды и принес к себе домой.  7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.

 

 

Учитель: Закончили? Давайте проверим, правильно ли вы подчеркнули грамматические основы?   (Ученики по цепочке находят грамматические основы)

Учитель: А теперь, ребята, немного отдохнем

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся,

Руки в стороны развел.

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

Учитель: А теперь, на доске составим схемы этих предложений  (Дети по очереди выходят к доске, строят схемы предложений, объясняют какие это предложения, при помощи чего соединяются простые предложения в сложном)

Учитель: Какой вывод можно сделать из этого упражнения?

(Если в предложении одна грамматическая основа – предложение простое)

(Если две или несколько основ, то предложение сложное.) 

(Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая)

(Простые предложения в сложном соединяются при помощи союзов или только при помощи интонации)

Учитель: Следующее задание. Работаем в парах.   Первая пара: Выпишите номера простых предложений с однородными членами, связанными союзом и.  Вторая пара: Выписать номера сложных предложений

  1. Выплыло из-за туч солнышко и направило на землю свои лучи.
  2. Цветет черемуха, и над самой водой зеленеют кусты смородины.
  3. Дождевые капли тяжело шлепались о листья и падали на землю.
  4. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.
  5. Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
  6. Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Выплыло из-за туч солнышко и направило на землю свои лучи. -ПП
  2. Цветет черемуха, и над самой водой зеленеют кусты смородины. -СП
  3. Дождевые капли тяжело шлепались о листья и падали на землю. -ПП
  4. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. -СП
  5. Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам. -ПП
  6. Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер. -СП

Простые предложения: 1, 3, 5

Сложные предложения: 2, 4, 6

Учитель: Первая пара вы должны были выписать номера простых предложений. Родион, какие номера вы выписали?    (1, 3, 5)

Учитель: Ксюша, найди в этих предложениях грамматическую основу. Что соединяет союз и в этих предложениях?  (Союз исоединяет однородные сказуемые)

Учитель: Вторая пара вы должны были выписать номера сложных предложений. какие номера вы выписали?            (2, 4, 6)

Учитель: Настя, найди в этих предложениях грамматическую основу. Что соединяет союз и в этих предложениях? (Союз и соединяет простые предложения в составе сложного)

Учитель: Какой вывод можно сделать из этого задания?   (Союз и может соединять однородные члены в простом предложении. Может соединять простые предложения в составе сложного, поэтому необходимо быть внимательными при нахождении грамматической основы предложения, и определении типа предложения)

Учитель: А теперь, ребята, выполним тестовые задания

(Учитель раздает тесты)

Ученики выполняют тесты

Учитель: Закончили? Поменяйтесь тестами и проверьте друг друга. Правильные ответы на экране

Ответы:

  1. 1
  2. 2, 3
  3. 3

Оценки:

«5» - нет ошибок

«4» - одна ошибка

«3» - две - три ошибки

«2» - больше трех ошибок

 

Учитель: Поставьте друг другу оценки. Молодцы!                                          (Учитель собирает тесты)

------------------------------------------------------------------------------------------------

Учитель: А теперь выполним упражнение № 237 по учебнику.Андрей, прочитай задание.  (Ученики по цепочке составляют сложные предложения)

Учитель: Какой вывод можно сделать из этого упражнения?  (Простые предложения могут соединятся при помощи разных союзов, при этом меняется смысл сложного предложения)

----------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель.  Сегодня, ребята, вы очень хорошо поработали. Молодцы. Давайте подведем итог

-Чему вы научились сегодня на уроке? (Различать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений)

-Какое предложение называют сложным?  (Предложения, в которых две или несколько грамматических основ)

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?   (Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая)

     -Как соединяются простые предложения в сложном?

     (При помощи союзов или бессоюзно, при помощи интонации)

 7. Домашнее задание:  Выписать из любого художественного произведения 5 сложных предложений и составить их схемы.

7.Домашнее задание: п.46, упражнение 238

Спасибо за урок!

8. Оценка

 

 

 

 

 

 

Тесты

1. Выбрать схему сложного предложения

1.[–  =], [–  =].

2.[–  =].

3.[–  =,  =].

 

2.Найти сложные предложения

1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.

2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. 

3.Над лугами  шел  холодный дождь, и  ветер  налетал  косыми ударами.

3. Найти простые предложения с однородными членами

1. Приближалась осень, и в лесу на земле лежали желтые листья.

2. Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно.

3.В небе появилась и засверкала первая звездочка.

 

4.Укажите верную характеристику предложения

Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.

  1. простое предложение с однородными членами
  2. сложное предложение

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе по теме: «Простые и сложные предложения. Обобщение»

Данный материал представляет собой конспект урока по теме "Простые и сложные предложения. Обобщение"  Урок построен при помощи интерактивной доски. Это позволило быстро в игровой форме проверить ...

Конспект урока по теме "Повторение синтаксиса простого и сложного предложений"

Урок обощающего повторения и ситематизации знаний по теме "Синтаксис и пунктуация"....

Урок русского языка в 5 классе по теме"Простые и сложные предложения"

Урок с подробнейшим конспектом урока, соответствующим всем требованиям. К конспекту прилагается презентация и ссылка на электронный образовательный ресурс сети Интернет, который можно использовать пол...

5. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание А19 «Пунктуация в простом и сложном предложениях»

Данный лингвистический практикум поможет выявить степень сформированности у старшеклассников умения  проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложения,а именно: умения различать просто...

Урок русского языка в 5 классе" Простые и сложные предложения"

Урок проводится после изучения темы " Сложные предложения"...

Урок русского языка в 5 классе (конспект)" Простые и сложные предложения"

Урок проводится после изучения темы "Сложные предложения"...

Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы синтаксиса простого и сложного предложения»

Цели  изучения элективного курса:  Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо...