ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Сидоренко Августа Николаевна

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5russkiy.docx48.71 КБ
Файл 5rya.pptx81.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 124. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ*

Цель деятельности учителя

Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие одушевленности и неодушевленности имен существительных; формировать умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными; уметь распознавать одушевленные и неодушевленные существительные.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival. 1 september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Грамматические категории, одушевленные и неодушевленные имена существительные

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты,

задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивацион- ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово 

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах

Листы

обратной

связи

' Использованы материалы О. В. Борисовой.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

2. Актуа

Воспроизведе

- На наших уроках мы не только учимся грамотно писать,

Отвечают на во

Группо

Личностные: имеют моти

Устные

лизация

ние ранее изу

но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно

просы. Строят

вая

вацию к учебной деятель

ответы

и пробное

ченного, уста

этим мы сегодня будем заниматься. Но сначала ответьте, о ка

понятные для

ности.

учебное

новление преем

кой части речи мы будем говорить?

партнера выска

Познавательные: выпол

действие

ственных связей

На слайде: стихотворение А. Шибаева.

зывания.

няют учебно-познаватель

прежних и но

Всему название дано -

Смотрят презен

ные действия в материали

вых знаний

И зверю, и предмету.

тацию, осваива

зованной и умственной

и применение их

Вещей вокруг полным-полно,

ют лингвистиче

форме; осуществляют для

в новых ситуа

А безымянных нету.

ские термины.

решения учебных задач

циях.

И всё, что может видеть глаз, -

Обдумывают от

операции анализа, синтеза,

Эвристическая

Над нами и под нами,

веты на вопросы

сравнения, классификации,

беседа с элемен

И всё, что в памяти у нас, -

и понимают, что

устанавливают причинно-

тами игры

Означено словами.

знаний у них

следственные связи.

- Правильно, речь пойдет об имени существительном. Посмот

недостаточно для

Регулятивные: принима

рите на экран. Перед вами - «Домик лингвистики» (слайд). От

полных ответов

ют и сохраняют учебную

-

ветьте мне, на каком этаже живет Имя существительное?

задачу

- Верно, на этаже МОРФОЛОГИЯ.

- Что изучает морфология? (Части речи.)

3. Выяв

Беседа, обсуж

- Мы с вами, изучая морфологию на предыдущих уроках, гово

Обдумывают от

Группо

Личностные: имеют жела

Устные

ление ме

дение результа

рили об имени существительном. Сейчас мы проверим, что зна

веты на вопросы.

вая

ние осознавать свои труд

ответы

ста и при

тов предыдуще

ем об этой части речи.

Формулируют

ности и стремятся к их пре

чины за

го этапа.

Я буду начинать фразу, а вы продолжите ее.

собственные

одолению; проявляют спо

труднения

Раскрытие сущ

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает

мысли, высказы

собность к самооценке

ности новых

вают и обосно

своих действий, поступков.

понятий, усво

Имя существительное отвечает на вопросы ?

вывают свою

Познавательные: устанав

ение новых спо

Имя существительное относится к одному из трёх родов:

точку зрения.

ливают причинно-следствен-

собов учебной

Изменяется по и

В сотрудничестве

ные связи, делают выводы.

и умственной

К 1-му склонению относятся имена существительные

с учителем и од

Регулятивные: осознают

деятельности

ноклассниками

недостаточность своих

учащихся

Ко 2-му склонению относятся имена существительные

делают выводы.

знаний.

Знакомят с ре

Коммуникативные: зада

К 3-му склонению относятся имена существительные

зультатами рабо

ют вопросы с целью полу

ты группы, слу

чения необходимой для

В предложении чаще всего является или

шают и обсуж

решения проблемы инфор

дают ответы

мации

товарищей

На слайде:

  • Перед вами новое задание - снежный ком.
    Но он необычный, внутри него располагаются
    буквы. Ваша задача - составить как можно боль-
    ше слов, используя каждую букву всего один раз.
  • Слов какой части речи вы составили больше? (Существитель-
    ных.)
     Распределим их на две группы: живые существа и вещи,
    предметы. Какие из них будут отвечать на вопрос
     кто?

А на вопрос что?

Организует и сопровождает совместную учебную деятель-
ность. Дополняет ответы.

  • Кто сформулирует тему нашего урока?
  • А цель нашего урока - учиться грамотно делить имена суще-
    ствительные на одушевлённые и неодушевлённые.
    Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися,
    принимающими ее на себя.
  • В первой строке запишите слова одушевлённые, которые от-
    вечают на вопрос - КТО?, а во второй - неодушевлённые, кото-
    рые отвечают на вопрос - ЧТО?

Запись в тетрадь.

Словарный диктант.

КТО? ЕжИ МастерицЫ ПчЁлка

ЧТО? зАкат рОсток цИфра жЁлудь ДеревЬя

  • Прочитайте только те слова, в которых отразились темы 3-й
    четверти... Проверьте написание слов по эталону
     (слайд).
    Вывод:

Слова первой группы отвечают на вопрос «кто?» Значит, они
одушевлённые.

Слова второй группы отвечают на вопрос «что?» Значит, они
неодушевленные.

  • Главный вопрос нашего урока: почему к одним существитель-

Продолжение табл.

3

4

5

7

Физкультминутка

По тропинкам мы гуляли, На полянке поскакали, Подружились мы с тобой. Нам теперь пора домой.

Ходьба на месте. Прыжки на месте. Руки в стороны. Ходьба на месте

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Выполняют упражнения

4. Целепо- лагание и построение проекта выхода из затруднения

ЧО

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа, обсуждение результатов наблюдения

image3

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа

ным мы задаем вопрос «кто?», а к другим

«что?»

2

б

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

5. Творче

Раскрытие сущ

- Сегодня мы будем учиться различать одушевлённые и неоду

Формулируют

Фрон

Личностные: желают при

Устные

ская прак

ности новых

шевлённые имена существительные.

собственные

тальная

обретать новые знания,

ответы.

тическая

понятий, усво

Казалось бы, нет ничего проще: поставил вопрос и определил -

мысли, высказы

умения, совершенствовать

Письмен

деятель

ение новых спо

одушевлённое или неодушевлённое имя существительное.

вают и обосно

имеющиеся.

ная ра

ность

собов учебной

Но у биологов и лингвистов не совпадают представления о жи

вывают свою

Познавательные: читают

бота

по реали

и умственной

вом. Биологи считают, что росток и поросль живые. Наши пред

точку зрения.

и слушают, извлекая нуж

зации по

деятельности

ки «видели» мир не так, как мы, поэтому дерево, трава, тюльпан

В сотрудничестве

ную информацию, а также

строенно

учащихся.

для них были одушевлёнными, мы же считаем сейчас одушев

с учителем и од

самостоятельно находят её

го проекта

Выполнение

лёнными людей, зверей, насекомых. А что значит одушевлён

ноклассниками

в материалах учебников,

творческих за

ный? (Живущий, дышащий, имеющий дух.) Какой корень в слове

делают выводы

рабочих тетрадей.

даний на повы

одушевлённый ?

о способах раз

Регулятивные: контроли

шение орфогра

- Что означают неодушевлённые существительные? (Неживую

граничения

руют учебные действия,

фической зорко

материю.)

одушевленных

замечают допущенные

сти, развитие

- Продолжим разграничивать одушевлённые и неодушевлённые

и неодушевлен

ошибки; осознают правило

логического

имена существительные? Продолжаем записывать в столбики.

ных существи

контроля и успешно ис

мышления, са

Легко ли разграничить одушевлённые и неодушевлённые суще

тельных в труд

пользуют его в решении

мостоятельности

ствительные? Не всегда.

ных случаях

учебной задачи.

и самоконтроля

Дитя, ручьи, чудище, лисички?

Коммуникативные: осу

- Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определе

ществляют совместную

ния одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот

деятельность в парах и ра

способ должны открыть вы сами. Сначала определите, о каких

бочих группах с учётом

лисичках идет речь? (Слайд.)

конкретных учебно-позна

В нашем питомнике нет лисичек. (Кого? Это звери.)

вательных задач, умеют

Набрал корзину лисичек. (Чего? Это грибы.)

задавать вопросы для уточ

Просклоняем существительные.

нения последовательности

1-й вариант 2-й вариант

работы

• И. п. (кто?) лисички (что?) лисички

• Р. п. (кого?) лисичек (чего?) лисичек

• Д. п. (кому?) лисичкам (чему?) лисичкам

* В. п. (кого?) лисичек (что?) лисички

• Т. п. (кем?) лисичками (чем?) лисичками

• П. п. (о ком?) о лисичках (о чем?) о лисичках

Какую разницу вы заметили при склонении?

Вывод: во мн. числе у одушевленных существительных В. п.

совпадает с Р. п., а у неодушевлённых существительных В. п.

совпадает с И. п.

Определение категории одушевлённости и неодушевлённости

не совпадает с делением предметов на живые и неживые в при

роде.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному.

Поэтому к одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, то есть живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре. К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун. К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они «рождаются», «дышат», «развиваются», «цветут», «размножаются» и «умирают», но не способны передвигаться). - Одушевлёнными или неодушевлёнными являются следующие имена существительные?

Вижу орла - вижу Орёл

Позвать дворника - включить дворники Вывод: разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных зависит от их лексического значения

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление

- Итак, сделаем общий вывод.

Вывод делается обучающимися, затем открывается ключ на слайде.

Вывод: грамматический способ разделения существительных на одушевлённые и неодушевлённые - это совпадение форм родительного и винительного падежей множественного числа у существительных одушевлённых, а именительного и винительного падежей - у неодушевлённых.

Одушевленность или неодушевленность - это постоянный признак каждого имени существительного

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают

Устные ответы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

связных рассказов об изученных нормах. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса

Работа с учебником

Выполняют упражнения 485, 486, 488. Дополнительное задание-487

Индивидуальная

обобщения, выводы. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письменная работа

8. Включение в систему знаний и повторение

Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений в парах, оценивание

Подведем итоги (вопросы на слайде):

  1. Какие имена существительные относятся к одушевлённым? (Отвечающие на вопрос «кто?».)
  2. Какие имена существительные относятся к неодушевлённым? (Отвечающие на вопрос «что?».)
  3. Какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и неодушевленных существительных? Вывод в парах: деление на одушевленные и неодушевленные существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.

Во множественном числе у одушевлённых имен существительных совпадают формы В. п. и Р. п., а у неодушевлённых - В. п. и И. п.

Составляют и произносят диалоги в парах, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание работы учащихся на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?
  • Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
  • Как вы их преодолевали?
  • Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
  • Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений

Листы

обратной

связи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всему название дано - И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз, - Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, - Означено словами.

Слайд 2

Морфология Синтаксис Морфемика Орфография Фонетика

Слайд 3

Имя существительное отвечает на вопросы ? Изменяется по и К 1-му склонению относятся имена существительные Ко 2-му склонению относятся имена существительные К 3-му склонению относятся имена существительные В предложении чаще всего является или

Слайд 5

Цель - учиться грамотно делить имена существительные на одушевлённые и неодушевлённые.

Слайд 6

КТО? ЕжИ МастерицЫ ПчЁлка ЧТО? зАкат рОсток цИфр а жЁлудь ДеревЬя

Слайд 7

В нашем питомнике нет лисичек. (Кого? Это звери .) Набрал корзину лисичек. (Чего? Это грибы.)

Слайд 8

• И. п. (кто?) лисички (что?) лисички • Р. п. (кого?) лисичек (чего?) лисичек • Д. п. (кому?) лисичкам (чему?) лисичкам * В. п. (кого?) лисичек (что?) лисички • Т. п. (кем?) лисичками (чем?) лисичками • П. п. (о ком?) о лисичках (о чем?) о лисичках Вывод: во мн. числе у одушевленных существительных В. п. совпадает с Р. п., а у неодушевлённых существительных В. п.совпадает с И. п.

Слайд 9

к одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, то есть живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр .), названия дет­ских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун.

Слайд 10

К неодушевлённым существительным относятся: названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они «рождаются», «дышат», «развиваются», «цветут», «размно­жаются» и «умирают», но не способны передвигаться).

Слайд 11

Вижу орла - вижу Орёл

Слайд 12

Вывод: грамматический способ разделения существительных на одушевлённые и неодушевлённые - это совпадение форм родительного и винительного падежей множественного числа у существительных одушевлённых, а именительного и винительного падежей - у неодушевлённых. Одушевленность или неодушевленность - это постоянный признак каждого имени существительного

Слайд 13

Какие имена существительные относятся к одушевлённым ? (Отвечающие на вопрос «кто?».) Какие имена существительные относятся к неодушевлён­ным? ( Отвечающие на вопрос «что?».) Какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и неодушевленных существительных? Д еление на одушевленные и неодушевленные существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое . Во множественном числе у одушевлённых имен существитель­ных совпадают формы В. п. и Р. п., а у неодушевлённых - В. п. и И. п.

Слайд 14

Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Тема урока:  Имена существительные одушевленные и неодушевленные Цели урока:  повторить морфологические признаки имени существительного;вырабатывать навыки определения одушевленны...

Урок русского языка "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"

Тип урока - урок усвоения новых знаний. Учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....

Проект урока в 7-м классе "Имена существительные одушевленные и неодушевленные".

ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 234 Адмиралтейского районаСанкт- Петербурга              Проект «Моя ини...