Конспект урока русского языка на тему "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему  "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14028.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование»

Тип урока: комбинированный: урок – повторения, урок изучения нового материала.

Цели урока:

Образовательная:повторить понятие «чужая речь», способы передачи чужой речи, структуру предложения с чужой речью; закрепить умение использования цитат.

Развивающая:развивать познавательную активность обучающихся; развивать навыки правильной постановки знаков препинания в таких предложениях, умения перестраивать предложения с прямой речью в косвенную и наоборот.

Воспитательная: воспитывать культуру речи и письма, любознательность, наблюдательность, внимание, честность.

Задачи урока: создать речевые ситуации на уроке; развивать умения творчески подходить к выполнению заданий; развивать познавательную и творческую деятельность обучающихся.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор,  презентация по теме урока, раздаточный материал (карточки).

Литература:

основная:

  1. Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования. 3-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учебное пособие для студентов учреждений сред.проф. образования. 6-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2015.
  3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. -9-е изд, стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2010.

дополнительная:

  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. -6-е изд. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  2. Словари.

Ход урока

  1. Организационный момент.

1.1 Приветствие.

1.2 Проверка состава группы.

1.3 Сообщение темы, целей и плана урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

2.1 Работа по карточкам.

Карточка 1.

Восстановите предложения, расставьте знаки препинания, укажите,чем осложнено каждое предложение.

1. Обреч_нный судьбой на постояннуюпраз_ность я (не) делал решительно н_чего.(А. П. Чехов)   __________________________________(обос. опред.)

2. Однажды, возвращаясь домой я нечая(н/нн)о забрёл в какую (то) незнакомую усадьбу.(Чехов А. П.) _______________________________ (обос. обст-во)

3. Срубле(н/нн)ые осины прид_вили с собой и траву и мелкий кустарник. (Тургенев И. С.)_____________________________________(однор. члены предл-я)

4. Он был маст_р на все руки слесарь столяр плотник и даже меха(н/нн)ик. (Короленко В. Г.)_________________________________________ (однор. члены с обобщ. словом)

5. Крупных окунейбе(с/сс)порноуд_ть весело. (Аксаков С.) _____________________________ (вводное слово)

Карточка 2

Восстановите предложения, расставьте знаки препинания, укажите, чем осложнено каждое предложение.

1. В траве в кустах к_зила и дикого шиповника в вин_градниках и на деревьях  (по)всюду зал_валисьц_кады. (Куприн А. И.) _________________

___________ (однор. члены с обобщ. словом)

2. Берега Лены левый и правый круты и сплош_ (по)крыты лес_м. _________

_______________ (обос. опред.)

3. (От)куда ты о ключ подгорный катиш_ звенящие струи? (Майков А. Н.) ___________________________ (обращение)

4. К вечеру возможно все соб_рутся (в)месте. _________________________ (вводное слово)

5. Домик наш мал (за)то спокоен. ___________________________ (однор.чл.)

Пока несколько студентов работают с карточками, остальные пишут творческий диктант.

Со словосочетаниями, продиктованными преподавателем, составить предложения. Объяснить отсутствие запятой.

Прозрачная хрустальная вода, ранние махровые розы, незнакомая красивая девушка, резиновые большие сапоги.

2.2 Опрос.

Выполняя работу по карточкам, вы определяли, чем может быть осложнено простое предложение.

  • Чем же может быть осложнено простое предложение?
  • Составляя предложения со словосочетаниями, продиктованными мной, ставили ли вы запятую между определениями? Почему?
  1. Изучение нового материала.

3.1 Введение в тему.

На доске записана фраза.

«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» (Марк Твен)

  • Как можно назвать данное высказывание? (Афоризм, цитата)
  • Что мы называем цитатой?

Один учащийся выходит к доске. Он должен сказать эту фразу так, чтобы остальные поняли, чьи это слова. Оба варианта записываются на доске. Далее студенты объясняют, чем эти три варианта отличаются друг от друга.

3.2 Объяснение нового материала.

Студенты совместно с преподавателем формулируют правило, записываютопределениеи схемы предложений с прямой речью в тетради.

Лекция.

1. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

2. Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.

3. Замена прямой речи косвенной.

4. Передача чужой речи простым предложением.

5. Цитата.

1. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.

Прямая речь, в том числе и внутренняя речь, выделяется кавычками,первое её слово пишется с большой буквы. Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, разрывать прямую речь.

Если слова автора стоят перед прямой речью, после них ставятся двоеточие и кавычки. Например: Он гладил атласную кору берёзы и шептал: «Потерпите, пожалуйста. Сейчас всё пройдёт». (С. Романовский)

Если слова автора стоят после прямой речи,то перед словами автора ставится тире.Например: «Берегись такого слова, которое разъединяет людей», – писал Лев Николаевич Толстой.

Если слова автора разрывают прямую речь, то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.Например: «Рад, – сказал он, – благополучному возвращению вашему из трудного плавания». (К. Паустовский)

Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед прямой речью ставится двоеточие, после неё – запятая или тире. Как правило, тире ставится в том случае, если после прямой речи по условиям контекста должен стоять вопросительный, восклицательный знаки или многоточие. Слова автора после разрыва пишутся со строчной буквы. Например: Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью по саду?» – когда опять всё утихло вокруг. (И. С. Тургенев)

Схемы, где А, а – слова автора; П – прямая речь:

А: «П». А: «П!» А: «П?»А: «П…»

«П», – а. «П!» – а. «П?» – а. «П…» – а.

«П, – а, – П»   «П, – а: – П»  

«П, – а. – П»   «П! – а. – П»

А: «П», – а.     А: «П!» – а.  

2. Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.

Для передачи чужой речи от лица автора, а не того, кто на самом деле её произнёс, служат предложения с косвенной речью: Он сказал, что записался в ополчение, и спросил, кому передать дела. (Б. Полевой.) В этом предложении указано, что сказал герой, о чём он спросил, но дословно его речь не передаётся. Косвенная речь не только основное содержание чужой речи и не может, как прямая речь, сохранить лексическое и интонационное своеобразие чужой речи, индивидуальную речевую манеру того или иного лица. Поэтому в косвенной речи не используются междометия, обращения, формы повелительного наклонения, модальные частицы.

Предложение с косвенной речью — это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём соответствует словам автора в предложении с прямой речью. В придаточном изъяснительном содержится косвенная речь. Косвенная речь, как правило, следует после слов автора: Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. (М. Лермонтов.) Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом: Иван Ильич спросил, где находится штаб. (А. Толстой.)

3. Замена прямой речи косвенной.

При замене прямой речи косвенной слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, в главном предложении меняется порядок слов.

Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному различными союзами, выбор которых зависит от цели высказывания, заключённой в прямой речи. Если прямая речь — повествовательное предложение, употребляются союзы что, будто; если побудительное, союз чтобы, если вопросительное, то роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи. Личные и притяжательные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форме 3-го лица единственного и множественного числа. Местоимения и глаголы употребляются не от лица того, кто произносит эти слова, а от лица того, кто передаёт чужую речь. Обращения, слова-предложения да и нет, вводные слова, частицы, междометия при замене прямой речи косвенной, как правило, опускаются. Содержание прямой речи в косвенной может быть передано с большей или меньшей точностью.

Прямая речь

Косвенная речь

Повествовательное предложение.

Кучер слез с коня и, поправил кнутовищем упряжь на лошадях, сказал: «Паром на том берегу» (К. Паустовский)

(Прямая речь стоит после слов автора, личные местоимения, глаголы в ней отсутствуют.)

Кучер слез с коня и, поправив кнутовищем упряжь на лошадях, сказал, что паром на том берегу.

(Расположение частей не меняется, главное с придаточным связывается союзом что.)

Побудительное предложение.

«Ты меня не вини», — испуганно сказала старуха (К. Паустовский.)

Слова автора стоят после прямой речи. (Прямая речь — личное предложение, имеется глагол повелительного наклонения.)

Старуха сказала ему [Баулину], чтобы он её не винил.

Меняется расположение частей предложения и порядок слов в главном предложении. (Косвенная речь присоединяется союзом чтобы, местоимение 2 лица заменяется местоимением он, подлежащее подсказывается контекстом, повелительное наклонение глагола заменяется формой изъявительного наклонения прошедшего времени.)

Вопросительное предложение.

«Как себя чувствуете?» — он с любопытством посмотрел на Алексея. (ПолевойБ.)

(Прямая речь — определённо-личное предложение, в словах автора отсутствует глагол, обозначающий процесс речи.)

Врач с любопытством посмотрел на Алексея и спросил, как он себя чувствует.

(В главном предложении местоимение он заменяется названием лица, кому речь принадлежит, чтобы избежать повторения одного и того же местоимения он; добавляется глагол спросил; определённо-личное предложение в косвенной речи заменяется двусоставным с подлежащим он и соответствующей формой глагола.)

«Прочёл?» — хитровато спросил комиссар. (Поле-

войБ.)

(Вопросительное предложение в прямой речи не оформлено вопросительным словом.)

Комиссар хитровато спросил Мересьева, прочёл ли он статью.

При отсутствии вопросительного слова в косвенную речь вводится служебное слово ли, в главное и придаточное предложения — недостающие члены предложения.

Примечание:

Косвенной речью может быть передан и диалог. При этом используется сложное предложение с разными видами связи: Трудно передать, о чём они говорили. О театральной школе, о поездке в Казань, о знакомстве с Леонтьевым, о родном городке, пока Коля не сказал, что они никогда, никогда не должны надолго расставаться, а Анфиса ответила, что об этом не надо даже говорить. (К. Паустовский.)

4. Передача чужой речи простым предложением.

Речь чужого лица можно передать и простым предложением. При этом часто указывается лишь тема речи, о чём был разговор. Содержание чужой речи передаётся дополнением, выраженным существительным в предложном падеже, прямым дополнением: Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах (М. Лермонтов.); Я был тут; зашёл разговор о лошадях, и Печорин начал расхваливать лошадь Казбича. (ЛермонтовМ.)

Чужая речь может передаваться простым предложением с вводными словами и предложениями. В этом случае содержание чужой речи передаётся самим предложением, а вводные слова и предложения заменяют слова автора: Плотва брала, как говорят рыболовы, чуть ли не на голый крючок (НагибинЮ.); Дела наши, по его словам, были в отличном состоянии. (ТолстойЛ.)

5. Цитата.

— Что вы знаете о цитатах? (Цитаты являются разновидностью прямой речи и представляют собой дословные выдержки из каких-либо высказываний или сочинений.)

— Как могут оформляться цитаты?

• Цитата может сопровождаться словами автора. В таком случае она заключается в кавычки и начинается с большой буквы. Например: В. Г. Белинский писал: «Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно».

• Цитата может включаться в авторский текст как часть предложения. В таком случае она заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы. Например: М. Горький говорил, что «труд — основа культуры».

• При цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся. Например: Обращаясь к Чаадаеву, Пушкин писал:

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

  1. Закрепление материала.

Коллективное выполнение упражнения 222.

  1. Итоговый этап.

Опрос.

  • Какие способы передачи чужой речи вы знаете?
  • Что из себя представляет предложение с косвенной речью?
  • Можно ли передать чужую речь простым предложением?
  • Как могут оформляться цитаты?

Домашнее задание: /1/ § 58, табл. 60, упр. 223


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка на тему "Практическая работа по художественному стилю речи"

Данный материал поможет учителю русского яъыка старших классов, а также средних специальных учебных заведений подготовить практическое занятие по художественному стилю речи, обобщить и закрепить матер...

План-конспект урока русского языка по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.»

Предлагаемый урок русского языка  по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.» составлен в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л...

Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе

Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых является умение моделировать пр...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание В 8».

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание В8. »Класс: 10. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Базо...

Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".

Данный урок русского языка предназначен для учащихся  9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...