Контрольные диктанты для 5-9 класса по краеведению.
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Ястребова Лариса Валерьевна

Контрольные диктанты для 5-9 класса по краеведению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktanty_dlya_vseh_klassov.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

Образы дуэльных секундантов

Образы дуэльных секундантов в русской лит. 19в. нередки. В романе «Герой нашего времени» наряду с самими дуэлянтами фигурируют секундант Печорина доктор Вернер и секундант Грушницкого драгунский капитан. В романе «Евгений Онегин» секундантом Ленского является Зарецкий, сосед по поместью, который умел «….друзей поссорить молодых// И на барьер поставить их».   Образы дуэльных секундантов нужны автору затем, чтобы лучше оттенить образ главного героя. Все эти произв. объединяет тема дуэли, которая способствует раскрытию соц.конфликта, характера героя, разницу во взглядах.

Тема противостояния

          Тема противостояния человека, знающего истину, и толпы звучит в таких произв., как «Поэт и толпа» Пушкина, «Есть речи значенье» Лермонтова. Несмотря на общую религиозную символику, значение ее в этих ст-х разное. У Пушкина поэт – жрец, достойный жить в храме; у Лермонтова – высшее существо, «сверхчеловек», которому храм тесен.

         Нравственная проблема, когда творчество поэта возвышает его над другими, поднимается в ст. Пушкина «Пока не требует поэта…», в ст. Лермонтова «Смерть поэта», в ст. Блока «Поэты» и «Художник». Истина заключена в том, что поэт-человек особенный, ему уготована роль, отличная от обыкновенного обывателя, он призван стоять на страже идеалов, на службе своего отечества. То есть раскрывается тема противостояния поэта и общества.

Молитвы

«Молитва» Лермонтова и «Я, Матерь Божия.»; «Молитва» Хомякова, трехстишие Мандельштама «Помоги, Господь, эту ночь пережить…».

Во всех этих ст. лирический герой обращается к Богу или к Богородице с какой-либо просьбой, с чувством тревоги, надежды. Если отойти от общепринятого понятия молитвы как обращения к Богу, можно считать соеобразной молитвой ст. Цветаевой «Стихи к Блоку» («Имя твоё-птица в руке…»). В строках, посвященных любимому поэту, Ц.признается в любви к нему и полонении. Точно такие же чувства испытывают люди, произнося молитвы, обращенные к Богу, Богородице, святы Все это дает основание поставить данные произведения в один ряд со ст. «Молитва».

Пушкин Гоголь, Достоевский и др.писатели часто используют в своих пр. имена, образы, символы,взятые из Библии, из молитв. Например, молитву «Отче Наш» Пушкин поэтически переделал по-своему: «Отец  людей, Отец Небесный…» В ней он показал свое личное доверие и любовь к Небесному Отцу. Религиозные мотивы звучат в ст. Алексея Хомякова «К детям», в ст. «Молитва ангелу –хранителю» Петра  Вяземского, в ст. «Молитва» князя Константина Романова. В них отражается вера в Господа, они проникнуты любовью к людям и к жизни.

Образы слуг

Образ слуги в русской литературе - интересная тема. Традиционно слуга, помимо участия в сюжете, мог выполнять комическую функцию: в комедиях классицизма образы слуг парадируют своих господ(например, Лиза в комедии «Горе от ума» ) В пр. с авантюрным сюжетом есть другой тип слуги –плута, кот. помогает барину в его делах. Это слуга Хлестакова Осип. Но он более благоразумен, чем его хозяин. Именно он убеждает Хлестакова поскорей бежать из города.  Тип верного слуги – Савельич из «Капитанской дочки». Он верен своему долгу и честно и храбро служит Петру Гриневу. Смело бросается на защиту своего подопечного, не боясь смерти от самого Пугачева. Это человек большого сердца и души. Савельич является представителем той прослойки слуг, которых  можно назвать преданными. Он лучший представитель того самого народа, который  смог внести свою лепту в формирование нравственных качеств воспитанника, как, например, Арина Родионовна, как няня Татьяны Лариной.

Вместе с тем, есть и другой образ слуги – хитрый слуга, кот., прислуживая барину, не упускает случая обмануть его.( Таковы Селифан и Петрушка в поэме «Мертвые души» Гоголя),или полностью повторяет характер и привычки своего барина, как Захар в романе «Обломов».

В лит.20 в. изображение людей из народа подчиняется другой тенденции – показать соц.конфликт, поэтому дружба барина и слуги непопулярна. Например, Некрасов клеймит позором «людей холопского  званья» в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Образ дороги в прозе.

Дорога-это древний образ-символ. Дорога символизирует жизнь в ее развитии. Образ дороги может быть связан с темой путешествия, например, образ дороги в поэме «Мертвые души» Гоголя, где Русь-тройка. Многочисленные метафоры связаны с дорогой и относятся к отдельному человеку или ко всему человечеству, например, рассуждение об «искривленных» дорогах. Для Гоголя очень характерен мотив уклонения с пути.  Кроме того, дорожный сюжет позволяет автору «нанизывать» друг на друга множество жизненных впечатлений, что создает эффект энциклопедичности. Именно так построены поэмы «Мертвые души» и «Кому на Руси жить хорошо»Н.А. Некрасова. В них поднимается тема путешествия  или странствия .  Непроезжая дорога – это еще и символ России, как у Гоголя.

Образ дороги в поэзии.

Пушкин: «Зимняя дорога» - образ дороги связан с темой природы и родины. «Бесы» - мотив бездорожья(философско-символический смысл).Лермонтов: «Выхожу один я на дорогу» -неприятие героем своего пути как бремени. Некрасов: «В дороге» - создание разнообразных социальных типажей, реальной картины жизни. А.Блок:  «Россия» - ряд аллюзий на дорожные мотивы Гоголя, Пушкина, Лермонтова. Цикл «Распутья» и поэма «Двенадцать» - тема кривых дорог, связанная с катаклизмами природы, которые в свою очередь связаны с соц.катаклизмами.

«Бремя познанья и сомненья»

Герой романа «Герой нашего времени» Печорин, человек умный, образованный, человек острого и критического ума «под бременем познанья и сомненья» разочаровывается в жизни и сам страдает от этого.

Базаров, герой романа «Отцы и дети», сначала твердо убежден в своих взглядах, уверен в правоте дела. Но жизнь вносит свои коррективы, и герой терпит крах собственной теории.  

А Болконский в романе «Война и мир», твердо знающий в начале жизненного пути, чего хочет, под влиянием «бремени познанья и сомненья» тоже меняет взгляды и обретает душевный покой, познав иные истины.

«Слово о полку Игореве»

«Слово…» посвящено походу князя Игоря на половцев. Данный отрывок изображает второе сражение Игоря, в кот его дружина терпит поражение, брат Всеволод гибнет, а  он сам получает ранение и попадает в плен. «Храбрые русичи»-  так называет автор воинов. «Ярый тур Всеволод» - дает характеристику Всеволоду. Идут они на половцев  за родину, с ней и прощаются.: «О русская земля! Ты уже за холмом!» Действующим лицом является и природа. Она предупреждает о плохом конце сражения: кровавые зори.…  Быть грому великому!

Для раскрытия темы автор использует след. выразительные средства: олицетворение, эпитеты, восклицания, обращения.

Поражение войска Игоря привело к дальнейшим тяжелым последствиям на Руси.

«Слово…» иногда называют  «воинской повестью» потому, что в ней нашли отражение исторические события, связанные с героическим прошлым русского народа. Черты этого жанра можно найти и в пр. 20в. «Пядь земли» Ю. Бондарева, «Крик» К. Воробьева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова. Эти повести стоят у истоков такого лит.направления, как «окопная» или «лейтенантская» проза. В них описаны не показные, а ежедневные подвиги солдат и офицеров. И хоть в повестях отсутствует патетика, лирические отступления, нет романтической приподнятости, как в «Слове…», но роднит их тематика изображения: борьба русского народа против внешнего врага, мужество, стойкость и патриотизм,  присущие русскому человеку.

Сны персонажей и их основные функции

Сон-это способ проникновения во внутренний мир героя. Сны имеют несколько функций: одна из них- предсказание. Такие сны называются вещими. Сон Татьяны из романа «Евгений Онегин» предвещает ссору Онегина и Ленского и гибель поэта. Таков и сон Святослава, предсказывающий гибель Игорева войска.

Сон Петра Гринева из  «Капитанской дочки» А.С. Пушкина тоже пророческий. Во сне он видит черную бороду, о которой будет упомянуто впоследствии: слова бродяги о топоре-предвестнике восстания и боевых событий. Кроме того, требование поцеловать руку у мужика-царя - тоже предвестник будущих реальных событий. Таким образом, сны Петра Гринева-аллегория надвигающихся событий.

Есть сны-воспоминания. Сон Илюши Обломова в романе «Обломов» воспроизводит картины детства, родную Обломовку. Кроме того, этот сон несет идейный смысл – он объясняет такое явление, как обломовщина.

Сны Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание», с одной стороны, вплетаются в реальность(избиение лошаденки) и раскрывают внутренний мир героя, с другой стороны, носят фантасмагорический характер(сон о моровой язве, сон о смеющееся старухе-процентщице).

Таким образом, сны как элементы сюжета имеют важное  значение в развитии действия и понимании идейного замысла.

Тема поэтического бессмертия.

Тему «поэтического бессмертия» в своем творчестве разрабатывали такие поэты, как М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин.

В своем ст. «Памятник» Ломоносов дает образ Музы – великой покровительницы, награждающей его за «праведную заслугу», т.е. за заслугу в поэтическом творчестве. К «теме поэтического бессмертия» обращается впоследствии и Пушкин в своем ст. «Я памятник воздвиг…» Пушкин признается в любви к России, осознает , что долг перед ней выполнил, потому что жил ее успехами и болью. Поэтому он стал поистине национальным поэтом, слух о котором пройдет по «всей Руси великой». Эти пр. сближают такие мотивы, как любовь к родине, бескорыстное служение отечеству и народу.

«Недоросль». В чем заключается материнская любовь

Ведущей темой комедии является тема воспитания. Раскрывается она на примере взаимоотношений матери и сына.

Госпожа Простакова настолько сильно любит своего сына Митрофана , что не понимает, как ее слепая любовь превращает его в бездушного, черствого нелюдя. Достаточно вспомнить финальную сцену, когда Митрофан отталкивает мать, которую по-человечески становится жалко.Чтобы сделать дитя счастливым, по мнению Простаковой, надо сытно кормить его, оберегать, выполнять любые капризы. Она добра и ласкова с Митрофаном, тогда как с другими домочадцами груба и властна. Но невежественная мать не понимает, что своей слепой любовью калечит сына. Таким образом, можно сказать, что материнская любовь выступает, как антипример материнской любви.

Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых

Тему воспитания и образования первым поднял Фонвизин.  Старшее поколение комедии «Недоросль»- оба супруга Простаковых, Скотинин- ничему не учились. Тем не менее госпожа Простакова все семейство держит в подчинении. Унаследовав от родителей полное невежество, недоросль Митрофан тоже не жалует науки, его любимое занятие - гонять голубей, а главное желание - удачно жениться. «Не хочу учиться, а хочу жениться»-фраза, ставшая афоризмом именно благодаря Митрофану. Любя всем сердцем своего сына, Простакова не понимает, что калечит его. Митрофан не только невежествен, но груб, злонравен, труслив. Достаточно вспомнить сцену прощания с матерью, где Митрофан отталкивает мать, и нам становится по-человечески  жаль ее. «Вот злонравия достойные плоды!» - восклицание Стародума как нельзя лучше отражает идейную позицию автора в вопросах воспитания и образования в семье Простаковых.

Образы учителей

Главные герой комедии Митрофан так же, как и родители, не жалует науки. Тем не менее к нему постоянно ходят учителя, пытаясь хоть чему-то его научить. Из грамматики, которую преподает Кутейкин, Митрофан усвоил лишь «существительна» да «прилагательна», по-своему, не без остроумия толкуя, эти понятия. Столь «успешен» он и в усвоении математики, где «трех перечесть не умеет». Остальные науки преподносятся ему в столь искаженном виде, что говорить о каких-то зачатках знаний и не приходится. Отталкивает от необходимости образования и сама мать, беспокоясь, чтобы сынок не перетрудился. Да и сами учителя не прикладывают особых усилий к тому, чтобы чему-нибудь научить своего ученика, понимая, что невежественность самих родителей – благодатная почва для невежества их сына.

Злонравие Простаковой

Госпожа Простакова – героиня комедии – живет, как все: управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится», - признается сама госпожа. «Злая фурия» в отношениях с мужем и братом, Простакова живет по тому образу, который был заложен в ней ее родителями. «Содом неприбранных инстинктов» -так называет Ключевский ее способ жизни. Свое бесчинство она оправдывает тем, что «разве я не властна в своих людях?» Обуздание Простаковой в финале комедии –случайность. Причина злонравия Простаковой  в том, что она уверена в неограниченности своих прав помещицы-крепостницы. Разорив своих крестьян. Она взялась за сироту Софью, которую решает выдать за сынка. Самодурка пытается похитить Софью и насильно обвенчать с Митрофаном. Вся эта история разворачивается на глазах у Правдина, кот. объявляет указ о взятии в опеку дома и деревни Простаковых. По определению Правдина, Простакова - госпожа бесчеловечная»

Почему Фонвизин так много места уделяет государю?

Мысль о воспитании просвещенного дворянина высказывали многие великие люди. Но Ф. понимает, что одного просвещения мало. Вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а потом об уме. Эту авторскую позицию выражает Стародум. Как это сделать? Нужен  закон, чтобы добродетель восторжествовала. А для этого нужен государь, чтобы принять такой закон. Вот почему в диалоге Стародума и Правдина так много говорится о государе, кот. должен способствовать воспитанию молодых дворян для пользы отечества. Это и должно быть «законом благосостояния государства». Поэтому Стародум и говорит, что «великий государь есть государь премудрый».

Образ идеального правителя пытался создать М. Ломоносов в « Оде на день восшествия на престол импе ратрицы Елизаветы Петровны». Л. Воспевает добродетели императрицы и призывает следовать ее образцу. Идеал государыни рисует и Державин в оде «Фелица». Государыня у автора наделена такими чертами, как скромность, простота, справедливость, любовь к своему отечеству.

Митрофан

Митрофан – наследник «родовых скотининских черт».Само имя в переводе с греческого означает «являющий мать». Так же браниться, так же готов « за людей приниматься», т.е. чинить над ними расправу. Любимое занятие для Митрофана поесть и порезвиться на голубятне. Учиться Митрофан не хочет. А хочет жениться. Презрительное отношение к учению формирует в Митрофане  мать, сама  в свое время не получившая образование. В сцене экзамена раскрывается невежество М.. Но чувство юмора присущее ему, делает эту сцену комичной.

Образ моря в творчестве

Образ моря, характерный для ром. поэзии, встречается в тв-ве Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Ст. Пушкина «К морю» было написано во время Одесской ссылки. Поэт страстно хотел вырваться из неволи, поэтому море для него – символ свободы. Море полно скрытой силы,  оно не терпит никакого принужденья, в этом оно сродни человеческому духу.

Как Жуковский и Пушкин, Тютчев относился к морю, как к живому существу в ст. «Как хорошо ты, о море ночное». В его представлении морская зыбь свободна и прекрасна. Ночное море обнаруживает свое родство с бездной хаоса, что очень свойственно состоянию души лирического героя: «В этом волнении, в этом сиянии Весь, как во сне, я потерян стою…». Таким образом, можно сделать вывод , что пейзажная зарисовка получает новое глубокое, философское осмысление.

                       Контрольные диктанты для 5 – 9 классов

                        Составила Ястребова Лариса Валерьевна

                     учитель высшей категории, МБОУ ЦО №5 г. Тулы.

                          Контрольная работа для 5 класса.

   Поз…ней ос…нью вып…дает первый снег.Он пр…бражает всё кругом. Пушистые снежинки ост…рожно к…саются земли, и она од…вается в осл…пительный наряд. Поб…лели д…рожки и крыши домов. Заг…раются, бл…стят разн…цветные искорки инея. Св…нцовые воды темнеют среди б…ловатых пр…брежных зар…слей.

   Как пр…красна бел…ствольная берёз…вая роща! Веточ…ки покрыты хлопьями, но от любого пр…к…сновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал дер…вца, что ты их (не)узнаеш… Елочка ст…новится похожа на пр…чудливую снежную бабу. На гладкой поверхности в…днеются следы зверюшек.

  В предзимни… дни дома (не) сидится. Пут…шественники всех возр…стов выходят на п…шеходные м…ршруты. Каждый хоч…т почу…ствовать  свеж…сть первого морзца, с…грать в снежки. « Здра…ствуй, зима!» - радос…но говорят люди. ( 103 слова).

 

                                 Контрольная работа для 6 класса.

  Было ран…ее туман…ое утро. Над д…ревней разд…вались петушиные крики. Мы выехали, когда з…ря разг…ралась. Дорога шла р…внинной мес…ностью. Мы распол…жились на отдых на пес…аном б…регу озера.

  Со…нце уже взошло, и на р…стениях бл…стела роса. Её кап…льки перел…вались на тр…ве бусинками. Лёгкий в…терок  к…снулся серебря…ой глади озера. В пр…брежных кустах пр…снулись утки.

  Вскоре пр…бежали заг…релые ребятишки и стали купаться. Они позвали нас к себе. Мы прин…ли их пр…дложение и с насл…ждением  окунулись в пр…зрачную воду.

  Утро было пр…красное, а вп…реди нас ож…дал длин…ый день. Мы пров…ли его хорошо вместе с новыми друзьями. « Пр…езжайте сюда завтра», - сказали они на пр…щание.

                   

                                      Контрольная работа для 7 класса.  

Объед…нил друзей, отт…лкнулся руками, …бился с пути, плачет без…вучно, рас…тилается по земле, съе…жает с горы, ра…сыпались по лесу, ра…считать вовремя, испеч… пирог, ра…звонил всем, потян…т ветерок, …делать хорошо, бе…шумный мотор, и…править текст.

Я подош…л к крутому обрыву. (Передо) мной ра…крылась ч…десная к…ртина. Громадное ра…стояние можно было окинуть взором. До самого гор…зонта ра…тилаются бе…конечные поля. Со…нце печёт бе…пощадно. Ра…каленный воздух чуть колышется от легк…го ветерка. Бе…численное количество тр…пинок …бегает вниз и п…ресекает луг во всех направлениях. Зап…х цв…тущих р…стений распр…страняется в воздухе. Под обрывом журчит (не) большая реч…ка. Хорошо бы отыскать на её бер…гу удобное местечко и ра…пол…житься там на рыбалку.

Для всех стран…иков, для всех любителей неба, душист…х трав и бездо…ой воды  Паустовский открыл страну со сказоч…ным названием Мещёра. Эта страна уд…вительна.

Зимними  вечерами, когда в окошко стучит…ся колючий снег, перел…стаеш…страницы, и сразу к лампе подступят ветки густо…о ельника, запахн…т болотной сыростью, услышиш… вдруг, как кап…ют капли с вёсел. Копны снега, б…лотные коч…ки с крупной дробью п…хучих ландышей, луна в реке, ч…рного цвета озёра, грибы с телячью гол…ву и крики птиц, названия которых (не) знаеш…, - вот что такое Мещёра.

                         Тексты по теме «Глагол»

          Списать, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы.

Тот труда (не) боит…ся, кто умеет трудит…ся. Дело мастера  боит…я. Человек по труду узнаёт…ся.  Надо трудит…ся, не надо ленит…ся.

Учасв…ва в сор…внованиях, уклад…вал чемодан, бесед…вал с мамой, доклад…вал командиру, рассчит…вал на успех.

Август – конец лета. Выйд…шь рано утром и пойма…шь себя на мысли: осень-то у порога. То замеча…шь пожелтевший лист, то трон…шь невзначай тонк…ю паутинку, то услышиш… тревожные крики птиц. Они соб…раются в дорогу.

Август – время работы. Трудят…ся сад, поле, огород. Бежиш…в сад, протягиваеш… руки к ар…матному яблочку. Срываеш… его. Прильнеш… губами – будто хол…дом пове…т. Так и есть – осень!

В…сна в этом году долго (не) наступала. Потом всё вдруг пр…снулось, зашев…лилось, запело, зашумело, заг…ворило. И вот уже разнос…тся многог…лосое пение птиц. Пог…лубело небо, поч…рнели сугробы. Кое – где из-под снега проб…вается прошлогодн… трава. Журчит и св…ркает под яркими лучами со…нца ручей, звенит к…пель.

                             Контрольный диктант для 7 класса.

                           Жизнь и быт населения Тульского края.

Пища тул…ков раньше с…стояла из (не)многих блюд, но делалась она из зд…ровых продуктов, чисто и вкусно пр…готовленных. Х…лодное блюдо с чес?ноком, горячие щи с мясом или свёклой, мясо, зажарен…ое в печи, каша огранич…вали их стол. Дичь употр…бляли мало, а зайцев считалось, есть за великий грех. Жители края строго соблюдали посты, редко ели рыбу. Каждая семья п…кла для себя хлеб из лучшей ситной муки, получая вкус?ный и пр…ятного зап…ха кар…вай.

  В воскресные и праз?ничные дни пекли пироги, а на помины и Маслен?ицу – блины. На стол ставили до пяти подач. На пир гостей пр…глашали за несколько дней, а в назначен…ый день утром ещё раз напом…нали о пригл…шении.

  Как в деревнях, так в городах у простых людей свободного врем…ни было мало. Исключение сост…вляли лишь церковные и обрядовые праз?ники: свадьбы, кр…стины, поминки.

                       Контрольный диктант для 5 класса.

                                        На Куликовом поле.

 Начиналась ранняя осень. Русские полки идут все дальше на юг. Реже встречаются деревни и села. Бескрайними становятся поля. Путь пролегает мимо Тулы. В ночь с седьмого на восьмое сентября русские войска переправляются через Дон. Сейчас он обмелел, и только крутые берега напоминают о многоводной реке. Перед войсками раскинулась обширная сырая равнина. Она издавна носит название Куликово поле. Здесь когда-то росли густые леса, они были вырублены в прошлом веке.

  Сейчас на Куликовом поле расположился исторический музей. (77 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты контрольных диктантов для 6-9 классов

Тексты диктантов для 6-9 классов с дополнительными заданиями....

Тексты контрольных диктантов для 6-9 классов

6 класс. 1 четверть. Утром.     Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляются солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.     Со...

Тексты для контрольных диктантов в 5-8 классах

материал содеоржит тексты для проведения итогового контроля в 5-8 классах, к каждому тексту разработаны задания...

Итоговый контрольный диктант за курс 7 класса по русскому языку

Даннный конторольный итоговый диктант проводится в конце учебного года и позволяет проверить прочность и глубину знаний учащихся за курс 7 класса....

Контрольный диктант «Спящая Ассоль» (7 класс, тема "Деепричастие")

Контрольный диктант "Спящая Ассоль " проводится в 7 классе после изучения темы "Деепричастие " с целью контроля знаний учащихся....

Контрольный диктант и тест. 7 класс. Наречие.

Контрольный диктант и тест. 7 класс. Наречие....