СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.
учебно-методический материал по русскому языку

Надежда Петровна Дюжева

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».                            К.Д. Ушинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyuzeva.docx.docx43.3 КБ

Предварительный просмотр:

 Дюжева Н.П.., учитель русского языка и литературы

ЧОУ «ШКОЛА « ЭВРИКА-ЛИЦЕЙ»    

Приморского  района

г.Санкт-Петербурга

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».                            К.Д. Ушинский.

Об уроке написано множество книг и статей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.  В условиях модернизации образования и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения возникает необходимость по-новому подходить к преподаванию учебных предметов в школе.

Современный ученик отличается от того, который учился в советской школе. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: резко возросла информированность детей, они относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу, у них слабая мотивация, разные типы мышления. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Сегодня к человеку предъявляются серьёзные требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию, сегодня меняют свои приоритеты.

Принципиальным отличием современного подхода к обучению является ориентация стандартов на результаты овладения не только предметными знаниями, но и умениями применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Чтобы идти в ногу со временем и работать в условиях ФГОС, современный учитель должен пересмотреть традиционные подходы к обучению и быть готовым работать по-новому. Это не просто для человека, привыкшего работать в традиционной форме, но это необходимо.

Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Чтобы подготовить урок русского языка с учётом требований ФГОС, необходимо тщательно продумать, подобрать и использовать в обучении приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

  1. Подготовка к уроку: учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения; учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы.
  2. Основные этапы урока: самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока).
  3. Главная цель учителя на уроке: организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д.
  4. Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей): проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
  5. Форма урока: преимущественно групповая и/или индивидуальная.
  6. Нестандартное ведение уроков: учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся.
  7. Взаимодействие с родителями обучающихся: информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета.
  8. Образовательная среда: создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации), зонирование классов, холлов.
  9. Результаты обучения: не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные; создание портфолио; ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки; учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя; оценка промежуточных результатов обучения.

Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка в условиях введения ФГОС:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • максимум творчества и сотворчества;
  • здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока — дети;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Моделируя урок русского языка, необходимо придерживаться следующих правил:

 1. Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

 2. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

 3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

 4. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

5. Продумать оптимальный темп урока, рассчитывая время на каждый его этап.

6. Продумать форму подведения итогов урока.

7. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Основной упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

        Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

-  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;  

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.    

    И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по-новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Главная особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования –системно-деятельный подход (тезис о том, что развитие личности обучающегося осуществляется в процессе активной образовательной деятельности путем формирования универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - как основы образовательного процесса) и предполагает проведение уроков нового типа:

  1. Урок изучения и первичного закрепления нового материала
  2. Урок закрепления знаний, умений, навыков
  3. Урок комплексного применения ЗУН
  4. Урок обобщения и систематизации знаний
  5. Комбинированный урок
  6. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Каждый педагог должен знать современные технологии обучения.

Современные технологии обучения и создание на уроке эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса —  залог успешного развития ученика. Успех урока определяется не только качеством планирования, не только тем, насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять учитель, а прежде всего уровнем общения учителя с учениками, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером их деятельности,  интересом к теме урока. И действия учителя на уроке не должны быть связаны обязательством выполнения собственного плана. По ходу урока не исключена любая импровизация. Но хорошая импровизация возможна только при условии заранее продуманного урока.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

1.        Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

2.        Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

3.        Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

4.        Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

5.        Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

6.        Продумать форму подведения итогов урока.

7.        Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Конечно же, педагог не может освоить все технологии. Но следует иметь представление хотя бы о некоторых из них. Советуем в первую очередь прочитать материалы по поводу «кейс»-технологии, по методу проектов, по игровым технологиям,  проблемному обучению и технологии развития критического мышления.

 Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

      Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Некоторые затруднения вызывает конкретизация содержания этапов урока, формулировка целей. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки целей уроков.

ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА делятся на несколько групп:

        цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;

        цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;

        цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры;

        цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры;

        цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью;

        цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников;

        цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников;

        цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной культуры.

Для каждого этапа урока необходимо использовать свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)

№ пп

Основные группы методов обучения

Основные подгруппы методов обучения

Отдельные методы обучения

1

Методы стимулирования и мотивации учения

1.1. Методы формирования интереса к учению

1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении        

Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.

Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.

2

Методы организации и осуществления учебных действий и операций        

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

  • словесные методы
  • наглядные методы
  • аудиовизуальные методы
  • практические методы

2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)

2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)

2.4. Методы самоуправления учебными действиями        

Лекция, рассказ, беседа и др.

Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.

Сочетание словесных и наглядных методов, методы упражнений, проведение опытов и др.

Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.

Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.).

Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др.

3

Методы контроля и самоконтроля

3.1. Методы контроля        

Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля, машинного контроля.

Методы самоконтроля.

 

Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения?  

•        Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.

•        Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.

•        Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.

•        Знание типологии урока

•        Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.

•        Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

•        Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».

•        Планирование воспитательной функции урока.

•        Комплексное планирование задач урока

•        Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.

•        Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.

•        Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

•        Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

•        Практическая направленность учебного процесса.

•        Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

•        Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.

•        Знание разных технологий развивающего обучения и их  дифференцированное применение.

•        Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.

•        Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.

•        Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).

•        Работа по мотивации учебной деятельности  - формирование мотивации познания.

•        Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

•        Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

•        Включение компьютеров в педагогические технологии.

•        Дифференциация домашних заданий.

•        Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

•        Обеспечение благоприятных гигиенических условий.

•        Обеспечение эстетических условий

•        Общение -  сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

•        Имидж учителя.

•        Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

•        Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

Главное, что должен помнить каждый: задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.


Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).

3. Статья «Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО: теория, практика, перспективы», Сорокун Л. М.

4. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока английского языка в контексте требований ФГОС

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать ...

Ведение современного урока английского языка в контексте требований ФГОС.

Основная педагогическая задача учителя английского языка  - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как уч...

Современный урок английского языка в контексте требований ФГОС

В данной статье описаны методики, которые сделают урок английского языка интересным, познавательным и актуальным...

Статья на тему:"Современный урок английского языка в контексте требований ФГОС."

Предмет «Иностранный язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителя культуры и духовных ценностей своего народа, национальной идент...

Статья "Современный урок русского языка в контексте требований ФГОС"

В статье описаны основные этапы урока, принципы подготовки учителя, требования к современному уроку, технологии обучения и особенности системно-деятельного подхода к обучению....

Современный урок русского языка в контексте требований ФГОС.

Основные аспекты построения урока. в статье даны 4 этапа, как правильно построить урок....

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.

laquo;Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс с...