Конспект урока-фрейм. Подготовка к сочинению на морально-этическую тему "Что такое счастье" в 7 классе.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Красильникова Нина Петровна

Анализируя разную информацию о понимании счастья(высказывания знаменитых людей. словарные статьи, пословицы.стихи), ученики собирают материал для домашнего сочинения"Мое понимание счастья" Работа ведется в группах,используется индивидуальное задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konpekt_uroka.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

                        Урок-фрейм по  развитию речи    в 7 классе

      Тема урока: подготовка к  сочинению на морально-этическую тему. «Что такое счастье»

 Цель урока: объединить информацию, центром которой  является  понимание счастья разными людьми; собрать материал для написания сочинения.

Оборудование: карточки-задания, плакат-солнце, фрагмент «Вальса цветов» из «Щелкунчика» П. И. Чайковского

Форма работы: групповая

На доске.                                Человек создан для счастья, как птица для полета

                                                                                          В .Г. Короленко

                                              Ход урока.

Психологический настрой. Учитель. Закройте глаза, расслабьтесь, слушайте музыку.(Звучит музыка «Вальс цветов» П. И. Чайсковского.)                           Какое настроение испытывали, слушая музыку? Какая это музыка?(радостная, светлая, поднимает настроение. Если слушать внимательно, чувство удовлетворения, покоя, счастья)

Эмблема сегодняшнего урока-_солнце. Когда человек счастлив, о нем говорят, что он светится от счастья, сияет,  как солнце.  Наше солнышко из лучей-понятий: дружба, уважение, богатство, подвиг,  учеба, слава, семья, труд

Задание: Выбрать три понятия, которые по-вашему составляют счастье, аргументировать свой выбор. На доске поставить + рядом с понятием. Делаем вывод.

Проверка домашнего задания:

  1. Пословицы о счастье.

(Лад и согласие — первое счастье.  Залог счастья — в дружбе. Счастье дороже богатства Счастлив тот, у кого совесть спокойна. Железо ищи в руде, а счастье — в труде. Счастье — что солнышко: улыбнется и скроется. Где любовь, там и счастье.)

  1. Высказывания известных людей.

«Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон ) Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперед. (Эмиль Золя.)

 Счастье - ключ к успеху. Если вы будете любить то, что делаете, то вы будете успешны. ( Альберт Швейцер)    

  1. Словарные статьи.  С.Ожегов . Счастье- 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.2. Успех, удача.

                                   Д.Ушаков. Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью

Учитель: Какие новые понятия нашли мы? Дописываем   на «лучах солнца»

Знакомство с текстом: Л. Кассиль «Что такое счастье?»

                                        «Что такое счастье?»  

  Много я слышал разных споров о счастье.

 Одни утверждают, что счастье –это богатство, деньги. Богатым всегда жилось легче, чем бедным. Но ведь настоящее счастье и верную дружбу за деньги не купишь.                                                                                                                                     Другие считают, что счастлив тот , кто ладит счастье не только для себя. а для других. Кто любит людей, и кого они  уважают и любят.                                                         Ведь счастье- это не только иметь, брать. получать. Счастье в том, чтобы отдавать, помогать другим. делиться с ними радостью.

Работа по вопросам:

  1. На какую тему рассуждает Лев Кассиль?
  2. Какие две точки зрения на счастье выражены в тексте?
  3. Какую точку зрения на счастье отвергает? Почему?
  4. Какую точку зрения считает верной? Почему?
  5. Каков стиль текста?
  6. К какому типу речи можно отнести  текст?

Строение текста.      Запись в тетради и на доске

  1. Много споров о счастье.                                      Тезис
  2. Две точки зрения:

          а) богатство, деньги;                                   Аргументы

         б) кто любит. кого уважают.

  3.Счасть-помогать, делиться радостью                     Вывод

Учитель. Согласны ли вы с этим выводом? Ваши аргументы.

Ученик.  Чтение стиха.

 Будет даже радость нам не в радость,                                                                                Если ею не с кем поделиться,                                                                                              Ни к чему  богатство ,если  с другом                                                                     Ты его не сможешь поделить.

                       Бхаса.(индийский драматург 3-его века)

Учитель. Согласны ли вы с этим мнением? Ваши аргументы.

Работа  с карточками – заданиями по группам. (стихи поэтов)

Подчеркнуть в тексте строчки, выражающие понятие счастья. Зачитать их.

                Группа 1

Работа.

Единое счастье-работа,

В полях, за станком, за столом,

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счета.

Часы  за упорным трудом.

Великая радость-работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта-

Всё счастье земли – за трудом!

                              В. Брюсов

                  Группа 2

 Человеку нужен человек,

Чтоб душе в общении раскрыться,

И своим богатством поделиться,

И вобрать чужих сокровищ свет

Человеку нужен человек.

                  Н. Коноплева

(о каком богатстве идет речь?)

            Группа 3

 Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется,

И нам сочувствие дается,

Как нам даётся благодать

                  Ф. И. Тютчев

                          Группа 4

Нет на земле несчастнее такого,

Кто сердцем пуст, кто не нашел друзей,

Кто самого не понял дорогого:

Быть человеком, быть среди людей!

                  М. Раджабов

Индивидуальное задание:                    

Что такое счастье? Соучастье                                                                                                 В добрых  человеческих делах,                                                                                   В жарком вздохе разделенной страсти,                                                                                          В жарком хлебе, собранном в полях.

                                    В.Асеев.

    Отчет групп.

 1 группа.    В.Брюсов «Все счастье земли- за трудом»

 2 группа.    Н Коноплева «Человеку нужен человек»

 3 группа.   Ф.И.Тютчев «Сочувствие… как благодать»

 4 группа.   М. Раджабов «Несчастен тот, кто не нашел друзей»

Ученик.      В.Асеев «Соучастье в добрых человеческих делах»

Запись на доске и в тетради

Счастье –это 1) отдавать+ помогать+ делиться радостью;

                       2)соучастье в добрых делах;

                        3)работа и труд;

                        4) богатство общения с друзьями.

Учитель. Что бы вы еще добавили в понимание счастья?

(удача, здоровье, любовь родных)

Работа  по карточкам с лингвистическими заданиями по группам.

                                1 группа

Задание: подобрать проверочные слова.

Отд…вать –

Пом…гать –

Д…литься –

Утв…рждают –

 Ж..лось -

                  2 группа

Задание: вставить пропущенные буквы.

 Слыш…л,  б…гатство, наст…ящее, (не) купишь, сч…тают, рад…стью, чтобы дели(т,ть)ся.

                        3 группа

Задание: расставить знаки препинания.

  1. Счастье     это богатство  деньги
  2. Ведь настоящего счастья верной дружбы за деньги не купишь
  3. Счастье в том чтобы отдавать другим делиться с ними радостью

                      4 группа

Задание: объяснить постановку знаков препинания.

  1. Счастье -    это богатство,  деньги
  2. Ведь настоящего счастья, верной дружбы за деньги не купишь

Счастье в том ,чтобы  делиться   радостью

Учитель.  А теперь подведем итог.  У каждого человека  свое понимание счастья. Оно многогранно, но главное –это отдавать, а не только брать.

Домашнее задание: написать сочинение «Что такое счастье в моем понимании»

Рефлексия. Если вы на сегодняшнем уроке  получили хоть немного удовольствия от работы, испытали капельку счастья, поднимите свои «солнышки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сочинение на морально-этическую тему

Разработка урока в 8 классе...

Урок подготовки к сочинению "Анализ стихотворения Б.Пастернака "Июль". 7 класс.

Конспект урока литературы  в 7 классе, цель которого является обучение написанию сочинения - анализа лирического произведения....

Подготовка к сочинению на морально-этическую тему.

Методическая разработка по написанию сочинения по русскому языку в 8 классе....

Классный час на морально-этическую тему "Что такое человеческие ценности"

Данную разработку можно использовать на классном часе для учащихся 5-6 классов для формирования человеческих ценностей, гармоничного развития  общечеловеческих задатков детского организма....

Урок развития речи.Подготовка к написанию сочинения на морально-этическую тему

Урок разработан с использованием "сингапурской системы" обучения...

Урок русского языка в 7 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по теме:"Что такое доброта"

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3). Задачи: образователь...