Образовательный минимум по русскому языку
консультация по русскому языку (5 класс)

Смотрова Людмила Николаевна

Контроль знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_minimum_po_russkomu_yazyku.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

5 класс

Образовательный минимум -1 триместр

I. Необходимо знать:

1) определения лингвистических терминов;

2) классификацию звуков речи;

3) формулировку орфографических правил.

II. Необходимо правильно (внимательно) выполнять тесты.

ФОНЕТИКА. Что такое фонетика и графика?

1.Фонетика – это раздел языкознания, который изучает звуки речи. 3.

Фонетика – это раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

2.Графика – это раздел лингвистики, изучающий буквы и их звуковое значение.

3. Сколько букв в русском алфавите, назвать алфавит.

В русском алфавите 33 буквы: 10 из них обозначают гласные звуки, 21 буква обозначает согласные звуки, Ь и Ъ звуков не обозначают.

4. Дать характеристику гласных и согласных звуков.

 - гласные: ударные и безударные;

 - согласные: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

5. Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

 - в начале слова: ель, ёлка, юла, яма;

 - после Ь и Ъ: подъезд, съёмка, вьюга, семья;

 - после гласных: поехал, каюта, маяк.

6.. Орфография

А) Мягкий знак не пишется  в сочетаниях НЧ, ЧН, ЧК,НЩ, ЩН, РЩ.

Б) Ь знак после шипящих пишется:

  1. в существительных 3 склонения;
  2. в глаголах;
  3. в наречиях (Искл. УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ).

Ь знак после шипящих не пишется:

  1. в существительных мужского рода 2 склонения;
  2. в существительных мн. числа родительного падежа;
  3. в кратких прилагательных.

Морфемика. Орфография. Культура речи

Что такое морфема? Дать определение каждой из них.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Морфемы – это приставка, корень, суффикс, окончание.

Корень – это общая часть однокоренных слов с одинаковым лексическим значением.

Приставка – это морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это морфема, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Окончание – это морфема, которая служит для связи слов в предложении и образует формы одного и того же слова.

Окончание можно выделить только у изменяемых слов.  Предлоги, союзы, наречия и неизменяемые слова не имеют и не могут иметь окончаний.

Морфемы, которые служат для образования новых слов – это приставка и суффикс.

Основа  слова- часть слова без окончания

Русский язык. Образовательный минимум -1 триместр

5 А класс. Работа

ФОНЕТИКА.

1.Фонетика –

2.Графика –

3. Сколько букв в русском алфавите, назвать алфавит.

4. Дать характеристику гласных и согласных звуков.

 

5. Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

 

6.. Орфография-

А) Мягкий знак в сочетаниях НЧ, ЧН, ЧК,НЩ, ЩН, РЩ.

Б) Ь знак после шипящих:

  1. в существительных 3 склонения-
  2. в глаголах-
  3. в наречиях-

Ь знак после шипящих:

  1. в существительных мужского рода 2 склонения-
  2. в существительных мн. числа родительного падежа-
  3. в кратких прилагательных-

Морфемика-

Морфема –

Корень –.

Приставка –.

Суффикс –

Окончание –

Морфемы, которые служат для образования новых слов –

Основа  слова-

5 класс.

Образовательный минимум по русскому языку .

2 триместр

Орфография Что такое орфография и орфограмма?

Орфография –  раздел лингвистики, в котором изучаются правила написания слов.

Орфограмма – это буква для передачи определённого звука и правило написания.

ЗНАТЬ ПРАВИЛА:

1. Сочетания букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ пишутся всегда с буквами  И, А, У Исключения (ЗАПОМНИТЬ!): жюри, брошюра, парашют.

2. В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ никогда не пишется Ь (птенчик, сварщик).

3. Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных пишется только в 3 склонении и не пишется в 1 и 2 скл. (молодёжь, рожь, много дач, туч, училищ).

4. Разделительный  Ъ пишется после приставок на согласную перед буквами

Е, Ё, Ю, Я (подъезд, съёмка, объявить).

Разделительный Ь пишется не после приставок перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И  (пьеса, вьюга, воробьи).

5. Корни с чередованием.

А) -ЛАГ-/-ЛОЖ- : перед Г в корне пишется А, перед Ж в корне пишется О (изложение, предлагать).  

Исключение (ЗАПОМНИТЬ!) – полог.

Б) -РАСТ- (РАЩ) / -РОС- : в корне перед СТ и Щ пишется А, если нет СТ и Щ, то пишется О (растение, выросли).

Исключения (ЗАПОМНИТЬ!): росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, на вырост, отрасль.

6. В корне слов после шипящих под ударением слышим О, пишем Ё (чёрный, жёлуди, шёпот, пришёл).

Исключения (ЗАПОМНИТЬ!): шов, шорох, капюшон, крыжовник, трущоба, обжора, чопорный, шорты, чокнуться, шоссе, шоколад, шофёр.

7 Приставки.

А) С традиционным написанием: от-, под-, по-, об-, над-, о-, на-, с-, за-.

Б) Приставки на З- ,С- : перед звонкими согласными в приставке пишется З (разглядеть); перед глухими согласными в приставке пишется С (рассказ).

8. Буквы И-Ы после Ц.

А) Буква И после Ц пишется:

в корне слова (цирк, цифра).  

Исключения (ЗАПОМНИТЬ!): цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыкнуть, цыц.

в словах, оканчивающихся на -ЦИЯ (акация, авиация)                            

Б) Буква Ы после Ц пишется в окончаниях и суффиксах (птицы, круглолицый

9. Буквы о-ё после шипящих в корне слова.

В корне после шипящих пишется буква ё, если к этим словам можно подобрать однокоренные слова с буквой е.

В корне после шипящих пишется буква о, если к этим словам нельзя подобрать однокоренные слова с буквой е.

Лексика. Культура речи .Что такое лексика и лексикология?

Лексика – это все слова языка, т.е. его словарный состав.

Лексикология – это наука, изучающая словарный состав языка.

1.Дать определения группам слов из раздела «Лексика»

 Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением (монолог).

 Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений (корень, расцвести).

 Прямое значение слова – прямо называет предмет, действие, признак (вершина горы).

 Переносное значение слова – переносит наименование предмета на другой предмет (вершина славы).

 Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют совпадающее или близкое лексическое значение (говорить, сказать, откликнуться, заявить).

 Антонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположные лексические значения (друг-враг, хороший-плохой).

 Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные лексические значения (ключ).

 Профессиональные (специальные) слова – это слова, которые употребляются только специалистами, т.е. людьми одной профессии (инъекция, алиби, корректор).

 Термины – это специальные книжные слова, которые обозначают научные понятия во всех областях науки (делимое, суффикс).

 Диалектные слова – это слова, которые используются жителями одной определённой местности, территории (курицу называют «клуха», «рябуха», петух – «кочет», пирог без начинки – «порожник»).

 Устаревшие слова – это слова, которые перестали употребляться в повседневной жизни: историзмы обозначают исчезнувшие из нашей жизни предметы, явления, не имеют синонимов в современном русском языке (кольчуга, лапти, помещик).

Архаизмы – это устаревшие слова, имеющие современные синонимы (щёки – ланиты, палец – перст, шея – выя, очень – зело, чтобы – дабы).фразеологизмы.

2. Что такое речевой этикет и этикетные слова?

Речевой этикет – это правила речевого поведения.

Этикетные слова – это слова, которые помогают устанавливать доброжелательные отношения с собеседником: приветствие (здравствуй), прощание (до свидания, до скорой встречи), просьба (будьте добры, прошу вас), благодарность

Синтаксис

Прямая речь – это чьи-либо слова, переданные без изменения. Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с прописной буквы.

! Если прямая речь стоит после слов автора, то после слов автора ставится двоеточие.

! Если прямая речь стоит перед словами автора, то после прямой речи ставится тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы.

Словосочетание  это связанных и по смыслу сочетание двух слов, грамматически, одно из них является главным,  другое – зависимым. 

Если в предложении одна грамматическая основа, то это простое предложение. 

Предложения, которые включают две или несколько грамматических основ,

называются сложными.

Между частями сложного предложения ставится запятая. 

Характеристика предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если оба главных члена выражены существительным в именительном падеже.

Определение отвечает на вопросы какой? чей? 

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. 

Обстоятельство отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? как? зачем? почему?

Однородные члены предложения

а) относятся к одному и тому же члену предложения; б) отвечают на один и тот же вопрос;

 в) являются одним и тем же членом предложения.

Обращение(-я) .Вводные слова .Сравнительные обороты.         

5 класс

Образовательный минимум по русскому языку

3 триместр

 Что такое морфология?

Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются части речи.

1. Дать классификацию частей речи.

 - самостоятельные части речи:                                - служебные части речи:

имя существительное;      глагол;                                         союз

имя прилагательное;        наречие;                                          предлог

имя числительное;        местоимение.                                     частица

2.Отличия самостоятельных и служебных частей речи.

Самостоятельные части речи:

- называют предметы, признаки, действия;                                                          

- отвечают на вопросы;                                    

- являются членами предложения.

Служебные части речи:

- не называют предметы, признаки, действия;

- не отвечают на вопросы;

- не являются членами.

3.Что называется именем существительным, прилагательным, глаголом, наречием?

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на падежные вопросы.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? каков предмет? чей? чья? чьё? чьи?

Глагол – это самостоятельная часть речи, обозначающая действия предмета и отвечающая на вопросы что делать? что сделать?

Наречие – это самостоятельная неизменяемая часть речи, обозначающая

 Имя существительное

Термин (понятие)

Определение

Имя существительное

Имя существительное – самостоятельная  часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду и изменяются по падежам и числам. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами, могут быть сказуемыми и определениями.

Одушевлённые имена существительные

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?

Неодушевлённые имена существительные

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?

Орфограммы

Буквы з и с на конце приставок

В приставках на –з (-с) перед звонкими согласными пишется з, перед глухими –с.

Буквы о-а в корне  -лаг-  –  - лож-

В корне -лаг-  –  - лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс  -а-; буква  о пишется, если за корнем нет суффикса -а-.

Буквы о-а в корне -раст- – - рос-

В корне -раст- – - рос- безударная а пишется перед ст, щ. Слова исключения: росток, Ростов, Ростислав, отрасль.

Буквы ё-о после шипящих в корне слова

В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.

Буквы и – ы после ц

Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на –ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах, в корнях слов-исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках.

Большая буква и кавычки в именах собственных

Имена собственные пишутся с большой буквы. Заглавия книг, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, спектаклей и т.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки.

Буквы е-и в окончаниях имён существительных

У существительных на –ия в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется на конце –ии. У существительных мужского рода на –ий и у существительных среднего рода на –ие в предложном падеже единственного числа пишется на конце –ии.

О и е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных и прилагательных

После шипящих и ц в окончаниях имён существительных и прилагательных под ударением пишется буква о, без ударения – буква е.

Имя прилагательное

     

  1. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

В окончаниях имен прилагательных после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения – буква е. Чуж…го, хорош…го, больш…го.

  1. Прилагательные полные и краткие

Краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. В предложении краткие прилагательные обычно являются сказуемым.

  1. В кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце  не пишется.  Дремуч(?), могуч(?), пахуч(?), горяч(?).

        4.Разряды имен прилагательных :качественные (образование степеней сравнения),относительные ,притяжательные)

Глагол

                 Термин (понятие)

Определение

                  Глагол

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени - по родам (в единственном числе) и числам.

В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим, может быть подлежащим.

           Неопределённая форма глагола

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Неопределённая форма глагола имеет суффикс -ть (-ти) и нулевое окончание в глаголах на -чь.

                Виды глагола

Глаголы бывают несовершенного (что делать? что делал? что делаю? что буду делать?) или совершенного вида (что сделать? что сделал? что сделаю?).  

               Время глагола

Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс  -л-, перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме.

Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

Будущее время имеет две формы: простую и сложную. От глаголов совершенного вида образуется будущее простое (построю), от глаголов несовершенного вида – будущее сложное (буду строить).

            Спряжение глаголов

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Ко II спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; 4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать. Глаголы II спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Все остальные глаголы (на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к I спряжению. Глаголы I спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).

            Орфограммы

         -Тся и -ться в глаголах

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся буква ь не пишется (занимается, учатся).

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределённой форме и в нём перед -ся буква ь пишется (заниматься).

                        Не с глаголами

Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не (ненавидеть, негодовать).

                        Мягкий знак после шипящих

Мягкий знак после шипящих пишется в неопределённой форме глаголов и форме 2 лица единственного числа (беречь, учишь, боишься).

                        Буквы е-и  в корнях с    чередованием

В корнях с чередованием е-и  пишется буква и, если после корня стоит суффикс -а-. Корни с чередованием: -бер- – - бир-; -пер- – -пир-;

-дер- – -дир-; -тер- – -тир-; - мер- – - мир-; -стел- – -стил-;

-блест- – -блист-. Например: соберёт – собирает.

Культура речи:

1.Устное Письменное.Говорение = слушание .Письмо = чтение

2. Стили речи,типы речи

 Художественный стиль Художественные произведения

 Разговорный стиль Неформальная беседа, разговор

 Научный стиль Учебники, словари, научные доклады

Публицистический стиль.

3.Овладеть понятиями:

Система языка 

Язык и культура речи.                                     Современный русский литературный язык

Кроме того, учащиеся должны овладеть различными видами разборов (см.приложение к  УМК под ред .Шмелева)

Примеры тестовых заданий по орфографии :

1) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

          сл..жение, подр..сти

          выр..щивать, прил..гательное

          предл..жение, р..стительность

          р..сток, предпол..гать

2) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

          реш..тка, щ..лкать

          крыж..вник, ч..рный

          щ..тка, ш..колад

          ж..нглер, ч..лка

3) В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

          панц..рь                                      синиц..н

         

          ц..пленок                                    птиц..

         

4) Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется О.

          ж..лудь                                        ш..рох

          ш..пот                                          ч..рный

5) Укажите слово с ошибкой.

          излагать                                      шёпот

          отросль                                       цифра

6) Какое слово не является местоимением?

          мне                                              на

          ты                                                нас

7) Какое слово НЕ пишется слитно?

          (не)знаю                                     (не)видет

          (не)беспокойся                          (не)навидит

8) Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

          золотое кольцо                          серебряные волосы

          тёмная ночь                                идёт по дороге

9) В каком предложении есть антонимы?

          Рана заживает, а рубец остаётся.

          Пришлось долго, терпеливо ждать.

          Метель метёт, и вьюга плачет.

          Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

10) В каком предложении есть синонимы?

          Жара стояла неделю, и зной измучил путников.

          Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

          В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.

          Яблоки не кислые, а сладкие.

11) Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

Говядину можно тушить с овощами.

            ___________________________________________________________

12) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

          с..дел с удочкой у реки; рано пос..дел

          ребёнок быстро разв..вается; волосы разв..вались на ветру

          ог..рчился из-за неудачи; г..ористая местность

          изм..рять высоту; прим..рять спорщиков

13) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

          ра..бег, и..чезнуть

          бе..полезный, во..мущение

          и..мениться, ..гореть

          ра..глядеть, в..бежать



                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный минимум по русскому языку 5-6 класс ФГОС

В материале представлено содержание образовательного минимума для учеников 5-6 классов в соответствии с ФГОС. Образовательные минимумы составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС  по учеб...

Образовательный минимум по русскому языку. 8 класс. 1 полугодие

Проверочная работа позволит проверить сформированный образовательный минимум....

Обязательный образовательный минимум по русскому языку в 5 классе (I полугодие)

Обязательный образовательный минимум способствует повторению и закреплению изученного материала....

Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (I четверть)

Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...

Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (II четверть)

Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...

Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (III четверть)

Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...

Образовательный минимум по русскому языку для 5 класса (II четверть)

Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...