Схемы разборов
картотека по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Тарбеева Наталья Борисовна

Все мы знаем, что большую трудность составляет выподнение учащимися морфологического разбора. Казалось бы, в этом нет ничего сложного, но запомнить порядок выполнения разбора сложно.Ведь есть такие части речи, как глагол. В данном файле собраны образцы выполнения морфологического разбора всех частей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shemy_razborov.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМЫ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ОБРАЗЕЦ        Золото и блестящие подарки обладают немым красноречием, которое трогает сердце женщины сильнее самых прекрасныхречей.                                                        У. Шекспир

золото

I. Имя существительное, отвечает на вопрос «что?», обозначает предмет.

II. Морфологические признаки:

1. Золото.

2. Постоянные признаки:

1) нарицательное, конкретное, вещественное;

2) неодушевлённое (по значению);

3) средний род;

4) первое субстантивное.

3. Непостоянные признаки:

1) единственное число (sing.t);

2) именительный падеж.

III. Подлежащее.

красноречием

I. Имя существительное, отвечает на вопрос «чем?», обозначает отвлечённый предмет.

II. Морфологические признаки:

1. Красноречие.

2. Постоянные признаки:

1) нарицательное, абстрактное;

2) неодушевлённое (по значению);

3) средний род;

4) первое субстантивное.

3. Непостоянные признаки:

1) единственное число (sing.t.);

2) творительный падеж.

III. Дополнение.

сердце

I. Имя существительное, отвечает на вопрос «что?», обозначает предмет.

II. Морфологические признаки:

1. Сердце.

2. Постоянные признаки:

1) нарицательное, конкретное;

2) неодушевлённое (И.п.мн.ч.=В.п.мн.ч.);

3) средний род;

4) первое субстантивное.

3. Непостоянные признаки:

1) единственное число;

2) винительный падеж.

III. Дополнение.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ОБРАЗЕЦ                Добродетель тем приятнее, чем труднее её постичь.

М. Монтень

приятнее

I. Имя прилагательное, отвечает на вопрос «какова?», обозначает степень признака.

II. Морфологические признаки:

1. Приятный.

2. Постоянные признаки:

1) знаменательное, качественное;

2) адъективное (твёрдая разновидность).

3. Непостоянные признаки:

1) ---;

2) синтетическая сравнительная степень;

3) в данной форме не склоняется;

4) ---;

5) ---.

III. Компонент составного именного сказуемого.

ОБРАЗЕЦ                Дождь мелкий каплет долго, ливень – краток.

У. Шекспир

мелкий

I. Имя прилагательное, отвечает на вопрос «какой?», обозначает признак предмета.

II. Морфологические признаки:

1. Мелкий.

2. Постоянные признаки:

1) знаменательное, качественное;

2) адъективное (смешанная разновидность).

3. Непостоянные признаки:

1) полная форма;

2) ---;

3) именительный падеж;

4) единственное число;

5) мужской род.

III. Согласованное определение.

краток

I. Имя прилагательное, отвечает на вопрос «каков?», обозначает признак предмета.

II. Морфологические признаки:

1. Краткий.

2. Постоянные признаки:

1) знаменательное, качественное;

2) адъективное (смешанная разновидность).

3. Непостоянные признаки:

1) краткая форма;

2) ---;

3) в данной форме не склоняется;

4) единственное число;

5) мужской род.

III. Компонент составного именного сказуемого.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

ОБРАЗЕЦ                Из ста серых лошадей не сделаешь одну сивую.

                                                                        И. Гёте

ста

I. Имя числительное, отвечает на вопрос «из скольких?», обозначает количество предметов.

II. Морфологические признаки:

1. Сто.

2. Постоянные признаки:

1) количественное;

2) однословное;

3) при склонении наблюдается омонимия форм: сто (и.п., в.п.) и ста (род.п., дат.п., тв.п., пр.п.).

3. Непостоянные признаки:

1) родительный падеж;

2) ---;

3) ---.

III. Определение.

ОБРАЗЕЦ        С первым бокалом человек пьёт вино, со вторым - вино пьёт вино, с третьим – вино пьёт человека.

Японское изречение

первым

I. Имя числительное, отвечает на вопрос «каким?», обозначает порядок при счёте.

II. Морфологические признаки:

1. Первый.

2. Постоянные признаки:

1) порядковое;

2) однословное;

3) склоняется как полное имя прилагательное.

3. Непостоянные признаки:

1) творительный падеж;

2) мужской род;

3) единственное число.

III. Определение.

МЕСТОИМЁННОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

I

ОБРАЗЕЦ        И заблуждение бывает полезно, пока мы молоды, не следует лишь таскать его с собой до старости.                

                                                                        И. Гёте

мы

I. Местоимённое существительное, отвечает на вопрос «кто?», указывает на лицо.

II. Морфологические признаки:

1. мы.

2. Постоянные признаки:

1) личное;

2) одушевлённое (мы – нас – нас, род.п.=вин.п.);

3) ---;

4) супплетивизм основ, изменяется как существительное во множественном числе, при этом в род.п., вин.п., пр.п. имеет уникальные окончания.

3. Непостоянные признаки:

1) именительный падеж;

2) ---.

III. Подлежащее.

его

I. Местоимённое существительное, отвечает на вопрос «что?», указывает на предмет.

II. Морфологические признаки:

1. Он.

2. Постоянные признаки:

1) личное;

2) неодушевлённое (по значению);

3) средний род (зависит от рода заменяемого существительного);

4) при склонении имеет супплетивные основы и окончания полных имён прилагательных.

3. Непостоянные признаки:

1) винительный падеж;

2) единственное число.

III. Дополнение.

собой

I. Местоимённое существительное, отвечает на вопрос «с кем?», указывает на предмет.

II. Морфологические признаки:

1. себя.

2. Постоянные признаки:

1) возвратное;

2) одушевлённое (по значению);

3) ---;

4) изменяется по второму субстантивному склонению (кроме род.п., вин.п.).

3. Непостоянные признаки:

1) творительный падеж;

2) ---.

III. Дополнение.

СПРЯГАЕМАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

ОБРАЗЕЦ                Нет ничего худшего, когда тебя похвалит негодяй.

Р. Шуман

похвалит

I. Глагол, отвечает на вопрос «что сделает?», обозначает действие.

II. Морфологические признаки:

1. Похвалить.

2. Постоянные признаки:

1) похвал-и-ть – похвал’-ят (5 продуктивный класс);

2) личный;

3) совершенный вид;

4) невозвратный;

5) переходный;

6) второе спряжение.

3. Непостоянные признаки:

1) действительный залог;

2) изъявительное наклонение;

3) будущее время;

4) третье лицо;

5) единственное число.

III. Простое глагольное сказуемое.

ОБРАЗЕЦ        Сохрани свой язык от зла, а свои губы от произнесения лживых слов.                                                                Библия

сохрани

I. Глагол, отвечает на вопрос «что сделай?», обозначает побуждение к действию.

II. Морфологические признаки:

1. Сохранить.

2. Постоянные признаки:

1) сохран-и-ть – сохран’-ят (5 продуктивный класс);

2) личный;

3) совершенный вид;

4) невозвратный;

5) переходный;

6) второе спряжение.

3. Непостоянные признаки:

1) ---;

2) повелительное наклонение;

3) ---;

4) ---;

5) единственное число.

III. Простое глагольное сказуемое.

ОБРАЗЕЦ        Язык есть машина, и не следует допускать, чтобы пружины его скрипели.                                                А. Ривароль

скрипели

I. Глагол, отвечает на вопрос «что делали?», обозначает действие.

II. Морфологические признаки:

1. Скрипеть.

2. Постоянные признаки:

1) скрип-е-ть – скрип’-ят (непродуктивный класс);

2) личный;

3) несовершенный вид;

4) невозвратный;

5) непереходный;

6) второе спряжение.

3. Непостоянные признаки:

1) действительный залог;

2) изъявительное наклонение;

3) прошедшее время;

4) ---;

5) множественное число.

III. Простое глагольное сказуемое.

ИНФИНИТИВ

Инфинитив разбирается по схеме анализа спрягаемой формы, исключая рубрику «Непостоянные признаки».

ПРИЧАСТИЕ

ОБРАЗЕЦ        Женщины, которым хочется любить, чувствуют бессознательную неприязнь к мужчинам, всецело поглощённым своим делом.

О. Бальзак

поглощённым

I. Причастие, отвечает на вопрос «каким?», обозначает действие как признак предмета.

II. Морфологические признаки:

1. Поглощённый (поглотить).

2. Постоянные признаки:

1) страдательный залог;

2) прошедшее время;

3) совершенный вид;

4) невозвратный;

5) переходный.

3. Непостоянные признаки:

1) полная форма;

2) ---;

3) множественное число;

4) дательный падеж;

III. Согласованное определение.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

ОБРАЗЕЦ        Прощая слишком много виноватому, совершаешь несправедливость по отношению к невиновному.

Б. Кастильоне

прощая

I. Деепричастие, отвечает на вопрос «что делая?», обозначает добавочное действие.

II. Морфологические признаки:

1. Прощая (прощать).

2. Постоянные признаки:

1) несовершенный вид (суффикс -я);

2) невозвратное;

3) переходное.

III. Компонент деепричастного оборота.

НАРЕЧИЕ

ОБРАЗЕЦ                Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.

Ф. Ницше

гордо

I. Наречие, отвечает на вопрос «как?», обозначает признак действия.

II. Морфологические признаки:

1) знаменательное;

2) определительное (образа действия);

3) ---.

III. Обстоятельство образа действия.

ОБРАЗЕЦ                Кто долго раздумывает, не всегда находит лучшее решение.

И. Гёте

долго

I. Наречие, отвечает на вопрос «как?», обозначает признак действия.

II. Морфологические признаки:

1) знаменательное;

2) обстоятельственное (наречие времени);

3) ---.

III. Обстоятельство времени.

СЛОВО КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

ОБРАЗЕЦ                Мне грустно и легко, печаль моя светла.

А.С. Пушкин

грустно

I. Слово категории состояния, отвечает на вопрос «как?», обозначает состояние человека.

II. Морфологические признаки:

1) настоящее время;

2) изъявительное наклонение;

3) ---.

III. Элемент сказуемого в безличном предложении.

МОДАЛЬНОЕ СЛОВО

ОБРАЗЕЦ        Если умный человек делает глупость, то уж, во всяком случае, не малую.                                                        И. Гёте

во всяком случае

I. Вводное слово, выражает оценку высказывания с точки зрения его отношения к объективной действительности.

II. Морфологические признаки:

1) выражает оценку говорящим степени достоверности;

2) в предложении выполняет функцию вводного словосочетания.

МЕЖДОМЕТИЕ

ОБРАЗЕЦ                Нарцисс? Фи! Он такой вульгарный цветок.

А.И. Куприн

Фи!

I. Междометие, выражает эмоциональную реакцию на окружающую среду.

II. Морфологические признаки:

1) эмоциональное;

2) однословное.

ПРЕДЛОГ

ОБРАЗЕЦ                От вина гибнет красота, вином сокращается молодость.

Гораций

от

I. Предлог, выражает причинные отношения.

II. Морфологические признаки:

1) употреблён с родительным падежом;

2) однословный.

ОБРАЗЕЦ                Лень – привычка отдыхать перед усталостью.

Ж. Ренар

перед

I. Предлог, выражает временные отношения.

II. Морфологические признаки:

1) употреблён с творительным падежом;

2) однословный.

СОЮЗ

ОБРАЗЕЦ        Мелкие умы смиряются и покоряются несчастьям, но великие умы поднимаются выше их.

В. Ирвинг

и

I. Союз, соединяет однородные сказуемые.

II. Морфологические признаки:

1) сочинительный (соединительный);

2) однословный;

3) одиночный.

но

I. Союз, соединяет предикативные единицы.

II. Морфологические признаки:

1) сочинительный (противительный)

2) однословный;

3) одиночный.

ЧАСТИЦА

ОБРАЗЕЦ        Только женщины и врачи знают, как бывает необходима и полезна людям ложь.

А. Франс

только

I. Частица, служит для усиления.

II. Морфологические признаки:

1) собственно частица;

2) модальная;

3) однословная.

ОБРАЗЕЦ                Ничего нет трудного для человека, имеющего волю.

Э. Роттердамский

нет

I. Частица, служит для отрицания.

II. Морфологические признаки:

1) собственно частица;

2) отрицательная;

3) однословная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема разбора СПП

Зрительные сигнализаторы - первые помощники. Ничего страшного не произойдет, если у ученика постоянно будет под рукой памятка по той или иной теме. Придет время, и надобность в ней исчезнет, потому чт...

Схемы разборов по русскому языку 5-9 классы

Схемы разборов по русскому языку включают в себя виды разборов  по фонетике, морфемике, словообразованию, лексике, орфографии, морфологии, синтаксису и образцы их выполнения. Могут использоваться...

Интерактивный плакат по русскому языку «Общая схема синтаксического разбора предложения»

Данный образовательный комплекс, прежде всего, предназначен для подготовки учащихся  9 – 11 классов к олимпиадам, конкурсам и, конечно, к ЕГЭ по русскому языку. Но опытный учитель может применить...

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...

Языковые разборы_СХЕМЫ

Схемы языковых разборов...

КАРТА-СХЕМА УРОКА по теме «Различные виды разбора»

Ряд тренировочных заданий для отработки умения выполнять основные виды разбора...

Проверочная работа по русскому языку по темам: морфемный и словообразовательный разбор, морфологический разбор глагола, синтаксический разбор предложения

Данную поверочную работу можно использовать в 6 классе после прохождения разделов: "Прилагательное" и "Глагол". А также при подготовке к ВПР....