Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» (5 класс)
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Тулепова Ольга Григорьевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._vneurochnaya_russkiy_yazyk_5_klass.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №13»

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы

« 29 » 08   2019г.

Протокол №1

Руководитель МО  

______ А.К. Казиева                    

«Рассмотрено»

на заседании методического совета

«29» 08   2019г.

Протокол №1

Председатель МС  ______ О.Г.Тулепова                    

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

______ Н.Ю.Шананина

« 30 »  08   2019г.

                                                   

«Утверждаю»

Директор ________Т.Н.Корнилова

Приказ №800/01-11

« 30 » 08   2019г.

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Знай и люби русский язык»

для 5 класса

                         

                                        Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ  №13»

г. Нижневартовска                      

                                         Тулепова Ольга Григорьевна

 

2019-2020 учебный год


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.  Пояснительная записка……………………………………………………………………3

2.  Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………………..4

3.  Содержание учебного предмета………………………………………………………….6

4. Тематическое планирование………………………………………………………………7

5. Приложение. Календарно-тематическое планирование…………………………………8

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Знай и люби русский язык» для 5 класса   составлена в соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письмом ДОО Минобрнауки  России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».

Программа внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык»  реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода и расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного языковедческого материала.

Программа рассчитана  на  68 часов, по 2 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении и языковом общении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
  • расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознанной взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а так же многоаспектного анализа текста;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширения объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных, письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческая ценность.

Содержание учебного предмета

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)

Язык и речь – чудо из чудес.

Слышится и пишется.

Фонетический разбор слов.

 «Пульс» в слове.  Какова роль интонации в устной речи.

Обобщающее занятие «Кто говори – сеет, кто слушает – собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

(Морфемика. Словообразование. Этимология)

 «Смотри в корень». О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Словообразовательная цепочка.

Строение слога.

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

 «Чужие»  слова.

Сказочные превращения.

Морфемный разбор слов.

Обобщающее занятие «Зри в корень».

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел 3

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)

Зачем нужно знать алфавит.

Приятное соседство звуков.

Каллиграфия.

Орфография.

 «Дойти до точки». Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

Пунктуация.

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Письмо.

Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)

Слова и их значение.

На какие группы делится словарный состав русского языка.

Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

О чём рассказывают фразеологизмы

Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Обобщающее занятие «Повторенье – мать ученья».

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел 5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)

Части речи.

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Стойкость существительных.

Всего полно: чулочки-носочки (категория числа).

Живость глагола.

Цветные сны. Глаголы звуков и цветов.

Преданность прилагательных.

Прилагательные-эпитеты.

Грамматике учиться всегда пригодится. 

Морфологический разбор слов.

Синтаксический разбор слов.

Бенефис знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Речевой этикет.

Правила речевого этикета.

Формулы речевого этикета.

Поведение  человека и культура общения.

Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Обобщающие занятия.

Аукцион знаний.

Игра «Знай и люби русский язык».

«По силе разума».

Повторение.

Тематическое планирование

п/п

Раздел

Количество

часов

1.

Секреты устной речи.

7

2.

Загадки русского словообразования.

10

3.

Секреты письменной речи.

15

4.

Тайны русского слова.

8

5.

Секреты морфологии и синтаксиса.

17

6.

Речевой этикет.

6

7.

Обобщающие занятия.

5

Всего

68


Приложение.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

п/п

Тема урока

Дата

Примечание

План

Факт

Секреты устной речи. (7 ч.)

Введение.

Язык и речь – чудо из чудес.

Слышится и пишется.

Слышится и пишется.

Фонетический разбор слов.

«Пульс» в слове.  Какова роль интонации в устной речи.

Обобщающее занятие «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает».

Загадки русского словообразования (10ч.)

«Смотри в корень». О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Словообразовательная цепочка.

Строение слога.

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.

«Чужие» слова.

«Чужие» слова.

Сказочные превращения.

Сказочные превращения.

Морфемный разбор слов.

Обобщающее занятие «Зри в корень».

Секреты письменной речи. (15ч.)

Зачем нужно знать алфавит.

Приятное соседство звуков.

Каллиграфия.

Каллиграфия.

Орфография.

Орфография.

Орфография.

Орфография.

«Дойти до точки». Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

Пунктуация.

Пунктуация.

Пунктуация.

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Письмо.

Бенефис знаний.

Тайны русского слова. (8ч.)

На какие группы делится словарный состав русского языка.

Слова и их значение.

Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

О чём рассказывают фразеологизмы.

О чём рассказывают фразеологизмы.

Фразеология в художественных произведениях.

Обобщающее занятие «Повторенье – мать ученья».

Секреты морфологии и синтаксиса. (17ч.)

Части речи.

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Стойкость существительных.

Стойкость существительных.

Всего полно: чулочки-носочки (категория числа).

Живость глагола.

Живость глагола.

Цветные сны. Глаголы звуков и цветов.

Преданность прилагательных.

Прилагательные-эпитеты.

Прилагательные-эпитеты.

Грамматике учиться - всегда пригодится.

Морфологический разбор слов.

Морфологический разбор слов.

Синтаксический разбор предложений.

Синтаксический разбор предложений.

Бенефис знаний.

Речевой этикет. (6ч.)

Правила речевого этикета.

Правила речевого этикета.

Формулы речевого этикета.

Поведение  человека и культура общения.

Поведение  человека и культура общения.

Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми.

Обобщающие занятия. (5ч.)

Аукцион знаний.

Игра «Знай и люби русский язык».

«По силе разума».

Повторение.

Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 6-7 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 6-7  классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир программирования. Объектно-ориентированные языки» 14 -15 лет 1 год обучения

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир. Программироваиня. Объектно-ориентированные языки". Включает в себя:Пояснительная записку.Учебно-тематический план.Содержание программы...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Час коррекции по русскому языку"

Программа курса «Час коррекции по русскому языку» предназначена для обучающихся 8   классов, готовящихся сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Олимпиадная подготовка по английскому языку

Рабочая программа адресована учителям и обучающимся 5-8 классов, которые желают готовиться к участию в олимпиадах по английскому языку....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Увлекательное чтение на английском языке» 5-9 классы

Курс внеурочной деятельности  «Увлекательное чтение на английском языке» относится к общеинтеллектуальному направлению.Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена соотв...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Увлекательное чтение на английском языке"

Обучение английскому языку очень тесно связано с изучением английской культуры и литературы. В рамках иноязычной коммуникативной компетенции современное обучение имеет комплексный, интегрированный, це...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Систематизация знаний по русскому языку"

Рабоча программа предназначена для систематизации знаний по русскому языку и подготовки к ОГЭ...