Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» 9 кл
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» 9 кл
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Победино
МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области
«Согласовано» Зам. директора по ВР /__________/ Романихина И.И. | «Утверждаю» Директор школы /__________/Гераськина Е.Е. Приказ № 387 от 29.08.2024г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Содержание и языковой анализ текста»
Для общего образования
9 класс
2024-2025 учебный год
Срок освоения: 1 год
Составитель:
Приезжих О. А.,
Учитель русского языка и литературы
с. Победино, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык-язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни; для хранения и передачи информации; для связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и науки, имеющие мировое значение.
Факультатив русского языка «Содержание и языковой анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса.
Цель изучения курса факультатива – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения курса факультатива:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Место курса в образовательном процессе.
Большинство ребят испытывают трудности при подготовке к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить экзамен по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может факультативный курс.
Курс «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к экзамену, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников. Поэтому элективный курс, на мой взгляд, является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах экзамена по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.
Основные компоненты содержания курса.
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах. Повторение проводится по основным разделам русского языка:
- лексика;
- фонетика;
- морфемика и словообразование;
- орфография и морфология;
- синтаксис;
- пунктуация;
- языковые нормы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы
Вторая часть экзаменационной работы – содержательный и языковой анализ прочитанного текста. Два типа заданий: задания с выбором ответа (Ч 2, 2) и задания с кратким ответом (Ч 2, 3-14). Задания группы Ч 2, 2 : глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста; характер смысловых отношений между частями текста; особенности использования лексических средств и средств выразительности. Задания группы Ч 2, 3-14: уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней Ч 2.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
- различать характер заданий к тексту.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрении использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
- основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
- основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
- орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
- синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Кол-во часов | Формы контроля |
Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы | 4 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
Тема 2. Средства выразительности речи | 5 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
Тема 3. Стилистика русского языка | 5 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
Тема 4. Нормы русской орфографии | 9 | Текущий контроль – тренировочные упражнения Практическая работа. |
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы | 11 | Текущий контроль – тренировочные упражнения Итоговая практическая работа. |
Итого: | 34 ч. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения факультативного курса русского языка «Содержание и языковой анализ текста» ученик должен
знать/понимать
- основные правила работы с текстом;
- основные средства выразительности;
- основные сведения по стилистике русского языка;
- орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами;
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка учащийся должен
знать/понимать
- общие сведения о русском языке;
- определения основных изучаемых единиц языка и категорий;
- орфографические и пунктуационные правила;
- осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры.
Учащиеся, применяя полученные знания, должны
уметь
- словообразовательные, морфологические, синтаксические и речеведческие);
- опознавать языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, группировать языковые явления по определённым признакам;
- давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;
- правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;
- правильно образовывать формы слов;
- правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, грамотно строить предложения разных структур и уместно их применять в речи;
- владеть современным речевым этикетом;
- адекватно воспринимать устную и письменную речь;
- пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст;
- собирать и систематизировать собранные материалы к сочинению на определённую тему, с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- создавать тексты разных типов и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые средства;
- совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочёты и исправлять их;
- находить в слове орфограммы, а в предложении - смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;
- правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно правильно оформлять предложения и текст;
- правильно писать слова, отобранные для специального заучивания;
- пользоваться различными словарями русского языка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Победино
МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области
«Согласовано» Зам. директора по ВР /__________/ Романихина И.И. | «Утверждаю» Директор школы /__________/Гераськина Е.Е. Приказ № 387 от 29.08.2024г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Содержание и языковой анализ текста»
Для общего образования
9 класс
Учитель-составитель: Приезжих Ольга Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Срок реализации программы 1 год
с. Победино, 2024
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата |
Тема 1. Спецификация первой, второй части экзаменационной работы | ||
1 | Спецификация первой части экзаменационной работы | 4.09 |
2 | Спецификация первой части экзаменационной работы | 11.09 |
3 | Знакомство с образцами вариантов заданий Ч 2 | 18.09 |
4 | Знакомство с образцами вариантов заданий уровней Ч 2 | 25.09 |
Тема 2 Средства выразительности речи | ||
5 | Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности | 2.10 |
6 | Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности | 9.10 |
7 | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня Ч 3 | 16.10 |
8 | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня Ч 3 | 23.10 |
9 | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня Ч 3 | 6.11 |
Тема 3. Стилистика русского языка | ||
10 | Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов | 13.11 |
11 | Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов | 20.11 |
12 | Тренировочные упражнения по стилистике | 27.11 |
13 | Тренировочные упражнения по стилистике | 4.12 |
14 | Тренировочные упражнения по стилистике | 11.12 |
Тема 4. Нормы русской орфографии | ||
15 | Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц | 18.12 |
16 | Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц | 25.12 |
17 | Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. Правописание суффиксов различных частей речи | 15.01 |
18 | Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. Правописание суффиксов различных частей речи | 22.01 |
19 | Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм | 29.01 |
20 | Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм | 5.02 |
21 | Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм | 12.02 |
22 | Практическая работа по орфографическому анализу текста | 19.02 |
23 | Практическая работа по орфографическому анализу текста | 26.02 |
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы | ||
24 | Словосочетание. Предложение | 5.03 |
25 | Словосочетание. Предложение | 12.03 |
26 | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении | 19.03 |
27 | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении | 2. 04 |
28 | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения | 9.04 |
29 | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения | 16.04 |
30 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении | 23.04 |
31 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении | 7.05 |
32 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 14.05 |
33 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 21.05 |
34 | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста"
Рабочая программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста" рассчитана на 17 часов и ориентирована на преподавание в 9 классе...

Программа элективного курса по русскому языку "Анализ текста. Теория и практика"
Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью дан...
Программа элективного курса "Изложение с комплексным анализом текста"
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Изложение с комплексным анализом текста» рассчитана на учащихся 9 класса, определивших для себ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...

Учебно-тематическая программа элективного курса по теме «Комплексный анализ текста»
Программа предназначена для обучения учащихся 8 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. Введение элек...

Рабочая программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы русского языка"
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

Рабочая программа факультативного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Элективный курс предполагает углубленное изучение теоретического материала по темам «Текст. Типы речи. Стили речи. Языковой анализ текста» с целью подготовки учащихся к...

