Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» 9 кл
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Приезжих Ольга Александровна

Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» 9 кл

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_i_yazykovoy_analiz_teksta_9_kl.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Победино

МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

 /__________/ Романихина И.И.

«Утверждаю»

Директор школы

/__________/Гераськина Е.Е.

Приказ № 387 от 29.08.2024г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Содержание и языковой анализ текста»

Для общего образования

 9 класс

2024-2025 учебный год

Срок освоения: 1 год

Составитель:

Приезжих О. А.,

Учитель русского языка и литературы

с. Победино,  2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Русский язык-язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни; для хранения и передачи информации; для связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием  словаря, словообразовательных и грамматических средств, неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и науки, имеющие мировое значение.

          Факультатив русского языка «Содержание и языковой анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса.

         Цель изучения курса факультатива – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

Задачи изучения курса факультатива:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  
  • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

 

Место курса в образовательном процессе.

Большинство ребят испытывают трудности при подготовке к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить экзамен по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может факультативный курс.

Курс «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ  АНАЛИЗ ТЕКСТА» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к экзамену, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников. Поэтому элективный курс, на мой взгляд, является необходимым для успешной сдачи экзамена.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

В материалах экзамена по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.    

Основные компоненты содержания курса.

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах. Повторение проводится по основным разделам русского языка:

  • лексика;
  • фонетика;
  • морфемика и словообразование;
  • орфография и морфология;
  • синтаксис;
  • пунктуация;
  • языковые нормы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.  Спецификация второй части экзаменационной работы

Вторая часть экзаменационной работы – содержательный и языковой анализ прочитанного текста. Два типа заданий: задания с выбором ответа (Ч 2, 2) и задания с кратким ответом (Ч 2, 3-14). Задания группы Ч 2, 2 : глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста; характер смысловых отношений между частями текста; особенности использования лексических средств и средств выразительности. Задания группы Ч 2, 3-14: уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней  Ч 2.

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:

  • различать характер заданий к тексту.  

 

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрении использования в нём средств выразительности.  

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

  Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.  

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

        

Тема 4.  Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

 Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

Тема 5.  Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.  

Обучающиеся должны уметь:

  •  использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы

4

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 2.   Средства выразительности речи

5

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 3. Стилистика русского языка

5

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 4. Нормы русской орфографии

9

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Практическая работа.

Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы

11

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Итоговая  практическая работа.

Итого:

34 ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  •  

В результате изучения факультативного курса  русского языка «Содержание и языковой анализ текста» ученик должен

знать/понимать

  • основные правила работы с текстом;
  • основные средства выразительности;
  • основные сведения по стилистике русского языка;
  • орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;

                      уметь

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами;
  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
  • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста;

                        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • совершенствования коммуникативных способностей;
  • развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников

  В результате изучения русского языка учащийся должен

    знать/понимать

  • общие сведения о русском языке;
  •  определения основных изучаемых единиц языка и категорий;
  •  орфографические и пунктуационные правила;
  •  осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры.

       Учащиеся, применяя полученные знания, должны

          уметь

  • словообразовательные, морфологические, синтаксические и речеведческие);
  • опознавать языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, группировать языковые явления по определённым признакам;
  • давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;
  • правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;
  • правильно образовывать формы слов;
  • правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, грамотно строить предложения разных структур и уместно их применять в речи;
  • владеть современным речевым этикетом;
  • адекватно воспринимать устную и письменную речь;
  • пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст;
  • собирать и систематизировать собранные материалы к сочинению на определённую тему, с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • создавать тексты разных типов и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые средства;
  • совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочёты и исправлять их;
  • находить в слове орфограммы, а в предложении - смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;
  • правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно правильно оформлять предложения  и текст;
  • правильно писать слова, отобранные для специального заучивания;
  • пользоваться различными словарями русского языка.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Победино

МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

 /__________/ Романихина И.И.

«Утверждаю»

Директор школы

/__________/Гераськина Е.Е.

Приказ № 387 от 29.08.2024г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

            «Содержание и языковой анализ текста»

 

Для общего образования

9 класс

Учитель-составитель: Приезжих Ольга Александровна

Должность:  Учитель русского языка и литературы

                                Срок реализации программы 1 год

                                                   

                                         

с. Победино, 2024

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№  п/п

Тема урока

Дата

Тема 1. Спецификация первой, второй части экзаменационной работы  

1

Спецификация первой части экзаменационной работы  

4.09

2

Спецификация первой части экзаменационной работы  

11.09

3

Знакомство с образцами вариантов заданий Ч 2

18.09

4

Знакомство с образцами вариантов заданий уровней Ч 2

25.09

Тема 2 Средства выразительности речи  

5

 Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности

2.10

6

Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности

9.10

7

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня Ч 3

16.10

8

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня Ч 3

23.10

9

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня Ч 3

6.11

Тема 3.  Стилистика русского языка

10

Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов  

13.11

11

Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов  

20.11

12

Тренировочные упражнения по стилистике

27.11

13

Тренировочные упражнения по стилистике

4.12

14

Тренировочные упражнения по стилистике

11.12

Тема 4. Нормы русской орфографии

15

Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц

18.12

16

Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц

25.12

17

Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. Правописание суффиксов различных частей речи

15.01

18

Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. Правописание суффиксов различных частей речи

22.01

19

Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм

29.01

20

Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм

5.02

21

Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм

12.02

22

Практическая работа по орфографическому анализу текста

19.02

23

Практическая работа по орфографическому анализу текста

26.02

Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы

24

Словосочетание. Предложение

5.03

25

Словосочетание. Предложение

12.03

26

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

19.03

27

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

2. 04

28

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения

9.04

29

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения

16.04

30

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

23.04

31

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

7.05

32

Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

14.05

33

Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

21.05

34

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста"

Рабочая программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста" рассчитана на 17 часов и ориентирована на преподавание в 9 классе...

Программа элективного курса по русскому языку "Анализ текста. Теория и практика"

Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью дан...

Программа элективного курса "Изложение с комплексным анализом текста"

Пояснительная записка.         Программа элективного курса «Изложение с комплексным анализом текста» рассчитана на учащихся 9 класса, определивших для себ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...

Учебно-тематическая программа элективного курса по теме «Комплексный анализ текста»

Программа предназначена для обучения учащихся 8 класса, рассчитана на   34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И.  Введение элек...

Рабочая программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы русского языка"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

Рабочая программа факультативного курса «Содержание и языковой анализ текста»

   Элективный курс предполагает углубленное изучение теоретического материала по темам «Текст. Типы речи. Стили речи. Языковой анализ текста» с целью подготовки учащихся к...