Тема: Деепричастия несовершенного вида
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Магомедова Зухра Османовна

Цель: ознакомить учащихся со способами образования деепри­частий несовершенного вида; формировать умение образовывать деепричастия, сохраняя вид; совершенствовать навыки правильного употребления деепричастий в речи, соблюдение орфоэпических и грамматических норм; развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, связную речь; воспитывать любовь и интерес к языку, стремление к знаниям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon z.o_deeprichastiya_nesovershennogo_vida.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 «г» классе

Дата проведения: 28.11.2019 г.

Учитель: Магомедова З. О.

Тема: Деепричастия несовершенного вида

Цель: ознакомить учащихся со способами образования деепричастий несовершенного вида; формировать умение образовывать деепричастия, сохраняя вид; совершенствовать навыки правильного употребления деепричастий в речи, соблюдение орфоэпических и грамматических норм; развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, связную речь; воспитывать любовь и интерес к языку, стремление к знаниям.

Оборудование: учебник, учебные тексты, опорная схема (на экране или интерактивной доске).

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования умений и навыков с элементами практикума.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками, словарная и орфоэпическая работа.

Ход урока

I. Организационный момент

-Здравствуйте дети, садитесь.

   II.        Проверка домашнего задания

-Откройте тетради, проверим домашнюю работу.

(проверка по цепочке упр.195)

III.        Лингвистическая разминка

- Синтаксический разбор предложения. Составьте схему.

 (один ученик выполняет на доске, остальные   в тетрадях)

Маруся смотрела на меня, широко раскрыв свои голубые глаза.

IV. Выборочный диктант.

- Выпишите только деепричастия.

1.Мальчик, умываясь, разговаривает.

2.Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок.

3.Цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе.

4. Приземлившись, он радостно посмотрел вокруг.

5.Космонавт рассказывает о полете, улыбаясь.

V.        Изучение темы «Деепричастия несовершенного вида»

1.        Беседа по вопросам.

  • Какие части речи имеют вид? (Глаголы, причастия, деепричастия.)
  • Как определить вид? (По вопросу.)
  • Каким грамматическим признаком, кроме вида, обладает деепричастие? (Неизменяемость.)

  1. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника - § 29.
  2. Вопросы на усвоение материала.

  • Что обозначают деепричастия несовершенного вида? (Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие)
  • На какие вопросы они отвечают? ( Что делая?)

- От основ каких глаголов образуются деепричастия несовершенного вида? (От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида).

  • С помощью какого суффикса они образуются? (-а(-я))

Какие причастия образуются от основ настоящего времени глаголов? (Действительные и страдательные причастия настоящего времени.)

 Комментарий учителя: нельзя образовать деепричастия несовершенного вида от некоторых глаголов:

  • с основой на г, к (бегут, текут);
  • с основой на шипящий (мажут, чешут);
  • с основой, состоящей из одних согласных (шьют, льют, бьют);
  •  от глаголов с суффиксом -ну- (сохнут, гибнут, мерзнут);
  •  от глаголов с чередованием з/ж, с/ ш (казаться, кажусь; пишут, писать)

VI. Словарная и орфоэпическая работа

Записать слова, помещенные в рамке на с. 84, в словарик; составить с ними словосочетания. Прочитать слова вслух, следя за правильностью ударения:

 черпая ударение на первый слог; балуясь - ударение на второй слог; бассейн, дистанция, сиять.

VII. Выполнение упражнений

  1. Упражнение 196: устно, по цепочке. Предложения составить письменно, обсудить.
  2. Упражнение 197: комментированное письмо, соблюдение речевых норм.

Комментарий. Деепричастия не образуются от глаголов ждать, лить. Деепричастие можно образовать от приставочного глагола ожидать - ожидая. Учитель может сказать об устаревшей форме лия, встречающейся только в поэтической речи: «И слезы горькие лия...».

  1. Упражнение 198: самостоятельная работа.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия

-Как образуются деепричастия несовершенного вида?

-От каких глаголов нельзя образовать деепричастия несовершенного вида?

IX. Домашнее задание

  1. §31
  2. Упражнение 199.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Деепричастия несовершенного вида"

1.Повторение ранеизученного материала.2. Изучение способов образования деепричастий несовершенного вида.3. Закрепление учебного иатериала...

Деепричастия несовершенного вида. Русский язык в 7 классе

Знакомство  учеников со способами образования деепричастий несовершенного вида, связь деепричастий с глаголом....

Открытый урок по русскому языку в 7 классе.Тема: «Образование и употребление деепричастий несовершенного вида».

Цель:-ознакомить с образованием деепричастий несовершенного вида;-формировать умение образовывать деепричастие, сохраняя его вид;-совершенствовать навыки правильного употребления деепричастий в речи; ...

Конспект урока русского языка по теме "Деепричастия несовершенного вида".

Тема урока: Деепричастия несовершенного вида.Цели урока: - знакомство со способами образования деепричастий несовершенного вида;- развитие навыков анализа стихотворения, обогащение словарного запаса ...

Конспект урока русского языка по теме "Деепричастия несовершенного вида"

Цели урока: - знакомство со способами образования деепричастий несовершенного вида;- развитие навыков анализа стихотворения, обогащение словарного запаса  учащихся через употребление в речи деепр...

Конспект урока на тему: "Деепричастия несовершенного вида"

Конспект урока на тему: "Деепричастия несовершенного вида"...

Маршрутный лист урока по теме "Деепричастия несовершенного и совершенного вида"

это уникальный интерактивный маршрутный лист. он особенно подойдет при дистанционном или же самостоятельном изучении темы.в связи с тем, что данный сайт не позволяет загружать файлы размером больше 3 ...