Фонетика. Гласные звуки
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Русский язык. 5 класс. Фонетика. Гласные звуки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 54 урок 5 класс
Фонетика. Гласные звуки
Цели: повторить изученное по теме «Фонетика»; показать, как образуются гласные звуки; развивать пунктуационные навыки, навыки самостоятельной работы, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать место фонетики в системе наук о языке; понимать, как образуются звуки речи; отличать гласные звуки от согласных; различать понятия «звук» и «буква»; понимать значение ударения; объяснять языковые явления. Формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять транскрипцию.
Формировать умения:
– формулировать тему урока, ставить цель урока самостоятельно (Регулятивные УУД);
– оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД);
– ориентироваться в своей системе знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД).
Ход урока
1. Правописание не с глаголами: не было, ненавидеть, не знать, не учит;
Словарные слова: неделя, восхищался, вот
Правописание безударных гласных: обитель, листвы –лист, запахами –пахнуть,
ТЬСЯ и тся: взбираться, распуститься, превратиться.
Суффикс: бодростью, свежестью, яркостью,
Предлоги: на них, на других, на некоторых,
Ход урока
I. Синтаксическая пятиминутка.
На слух определить грамматические основы, составить схемы предложений в тетрадях и на доске.
Опустели поля, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей. Ветер носил листья по воздуху и швырял их на землю.
1.[= –], и [ = –]. 2)[– = и =].
II. Изучение нового.
На доске записано 2 столбика:
ОЯ | ПЛ |
– Что изображено в этих двух столбиках? (Буквы.)
– Что изменится, если я начну их произносить? (Это уже будут звуки.)
– Сделайте, исходя из этого наблюдения, вывод: что такое звуки, что такое буквы?
– А какая наука изучает звуки? (Фонетика.)
В природе, в окружающем мире много самых различных звуков: приятных и неприятных для нашего слуха.
– Изучает ли их фонетика? (Нет.)
– Почему? (Фонетика – наука о звуках речи).
– Сформулируем первую часть темы нашего урока (ФОНЕТИКА) (Запись в словарики с выделением опасных мест.)
Детьми производиться подбор (устно) однокоренных слов с корнем -ФОН-.
— Подберите однокоренные слова к слову «фонетика». (Фонетический, телефон, магнитофон, микрофон, саксофон, диктофон, фонендоскоп.)
— Является ли однокоренным с этими словами слово фон в предложении «На фоне темного неба ярко светились звезды»? (Нет. Значение у этого слова другое: задний план чего-либо.)
Чем же отличаются звуки речи от других звуков? (Из них образуются слова.)
– А как мы можем доказать, что слова образуются из звуков? (У каждого слова есть свой смысл, своё значение.) Если заменить 1 звук в слове на другой, можно изменить смысл и значение слова:
ЧАЙКА, ГАЙКА, ЗАЙКА, МАЙКА, ЛАЙКА, ШАЙКА, БАЙКА и т.д.
– Возвращаемся к столбикам на доске.
– На какие 2 группы мы можем разделить звуки? (Гласные и согласные.)
– В каком столбике гласные, а в каком согласные звуки? Как вы догадались?
– Как вы думаете, как будет звучать вторая часть темы нашего урока? (Записываем.)
– Чем отличаются гласные буквы от гласных звуков? (Звуков 6.)
На какие подгруппы делятся гласные звуки? (Ударные и безударные.)
Вывод. Гласные звуки состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая препятствий; образование разных гласных звуков зависит от того, какую форму мы придаем губам.
- Сверка вывода с определением на с. 123.
- На какие подгруппы делятся согласные звуки? (Звонкие и глухие; твердые и мягкие.)
- А теперь еще раз послушайте 1 предложение, с которого мы начали урок, и подумайте, какие слова зашифрованы в этих двух столбиках из этого предложения?
– По какому столбику вам легче было ориентироваться?
– Какой вывод можно сделать? (Согласные звуки более информативны, они отчетливее показывают полный состав слова.)
Физкультминутка
– Итак, какова разница между буквами и звуками?
– Какая же тема урока сегодня?
– Чему будем учиться на уроке?
- Упр. 263 — подобрать односложные слова с гласными звуками (устно).
Примеры
Сам — сом, мир — мэр — мор, писк — пуск, бай — бой — буй, тип — топ — туп, мал — мол — мыл — мил — мул, рак — рок — рык — рук и т. д.
Комментарий
Кроме звукового состава, слова различаются значением. Значит, ударные гласные играют смыслоразличительную роль. Слова
относятся к разным частям речи: большинство примеров — имена существительные в именительном падеже, существительное рук — в родительном падеже; есть местоимение (сам), краткие прилагательные (туп, мая, мил), глаголы (мыл).
- Упр. 264.
Пример таблицы «Гласные звуки»
Звуки | Примеры |
[а] | Мак, клан |
[о] | Сок, мозг |
[и] | Рис, пирс |
[ы] | Мышь, тын |
[Э] | Сэр, сет |
[у] | Дуб, труд |
- Подведение итогов
Домашнее задание
- § 51.
- Упр. 266, 267.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Фонетика. Гласные звуки" ФГОС
Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика. Гласные звуки." разработан в соответствии с ФГОС. Представлена технологическая карта урока с пошаговым описанием всех этапов урока. Урок п...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Фонетика. Гласные звуки" ФГОС
Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика. Гласные звуки." разработан в соответствии с ФГОС. Представлена технологическая карта урока с пошаговым описанием всех этапов урока. Урок п...
Презентация к уроку "Фонетика. Гласные звуки".
Когда мы говорим, то произносим звуки. Их называют звуками речи. Звуки речи изучает фонетика....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/07/picture-704177-1446922418.jpg)
Открытый урок "Фонетика. Гласные звуки"
Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласные; познакомить с понятием «фонема»; развивать умение извлекать необходимую информацию из у...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/08/picture-24756-1549610602.jpg)
Методическая разработка. Конспект урока "Фонетика. Гласные звуки"
Краткая аннотация урока: Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика". Первый в системе уроков по теме, соответствующий программе по русскому языку под редакцией Баранова М.Т., Ла...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/21/picture-254999-1529607788.jpg)
Презентация по русскому языку "Фонетика.Гласные звуки."
Презентация по русскому языку в 5 классе. Тема урока "Фонетика.Гласные звуки". Тип урока -урок открытия новых знаний. Цель урока: повторение изученного по теме «Фонетика», п...