Фонетика. Гласные звуки
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Макарова Нина Васильевна

Русский язык. 5 класс. Фонетика. Гласные звуки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_54_urok_5_klass.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Русский язык 54 урок 5 класс

Фонетика. Гласные звуки

Цели: повторить изученное по теме «Фонетика»; показать, как образуются гласные звуки; развивать пунктуационные навыки, навыки самостоятельной работы, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать место фонетики в системе наук о языке; понимать, как образуются звуки речи; отличать гласные звуки от согласных; различать понятия «звук» и «буква»; понимать значение ударения; объяснять языковые явления. Формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять транскрипцию.

Формировать умения:
– формулировать тему урока, ставить цель урока самостоятельно
(Регулятивные УУД);
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД);
– ориентироваться в своей системе знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД).

Оборудование:         

Ход урока

  1.  Организационный момент
  2.  Анализ контрольных работ

1. Правописание не с глаголами: не было, ненавидеть, не знать, не учит;

Словарные слова: неделя, восхищался, вот

Правописание безударных гласных: обитель, листвы –лист, запахами –пахнуть,

ТЬСЯ и тся: взбираться, распуститься, превратиться.

Суффикс: бодростью, свежестью, яркостью,

Предлоги: на них, на других, на некоторых,

 

 Ход урока

I. Синтаксическая пятиминутка.

На слух определить грамматические основы, составить схемы предложений в тетрадях и на доске.

Опустели поля, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей. Ветер носил листья по воздуху и швырял их на землю.

1.[= –], и [ = –]. 2)[– = и =].

II. Изучение нового.

На доске записано 2 столбика:

ОЯ
ОЯИ
УАЕ

ПЛ
КСК
ЖРВЛЙ

– Что изображено в этих двух столбиках? (Буквы.)
– Что изменится, если я начну их произносить? (Это уже будут звуки.)
– Сделайте, исходя из этого наблюдения, вывод: что такое звуки, что такое буквы?
– А какая наука изучает звуки? (Фонетика.)

В природе, в окружающем мире много самых различных звуков: приятных и неприятных для нашего слуха.

– Изучает ли их фонетика? (Нет.)
– Почему? (Фонетика – наука о звуках речи).
– Сформулируем первую часть темы нашего урока (ФОНЕТИКА) (Запись в словарики с выделением опасных мест.)

Детьми производиться подбор (устно) однокоренных слов с корнем -ФОН-.

—         Подберите однокоренные слова к слову «фонетика». (Фонетический, телефон, магнитофон, микрофон, саксофон, диктофон, фонендоскоп.)

—         Является ли однокоренным с этими словами слово фон в предложении «На фоне темного неба ярко светились звезды»? (Нет. Значение у этого слова другое: задний план чего-либо.)

Чем же отличаются звуки речи от других звуков? (Из них образуются слова.)
– А как мы можем доказать, что слова образуются из звуков? (У каждого слова есть свой смысл, своё значение.) Если заменить 1 звук в слове на другой, можно изменить смысл и значение слова:

ЧАЙКА, ГАЙКА, ЗАЙКА, МАЙКА, ЛАЙКА, ШАЙКА, БАЙКА и т.д.

– Возвращаемся к столбикам на доске.
– На какие 2 группы мы можем разделить звуки? (Гласные и согласные.)
– В каком столбике гласные, а в каком согласные звуки? Как вы догадались?
– Как вы думаете, как будет звучать вторая часть темы нашего урока? (Записываем.)
– Чем отличаются гласные буквы от гласных звуков? (Звуков 6.)

На какие подгруппы делятся гласные звуки? (Ударные и безударные.) 

Вывод. Гласные звуки состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая препятствий; образование разных гласных звуков зависит от того, какую форму мы придаем губам.

  •  Сверка вывода с определением на с. 123.
  • На какие подгруппы делятся согласные звуки? (Звонкие и глухие; твердые и мягкие.)

- А теперь еще раз послушайте 1 предложение, с которого мы начали урок, и подумайте, какие слова зашифрованы в этих двух столбиках из этого предложения?
– По какому столбику вам легче было ориентироваться?
– Какой вывод можно сделать? (Согласные звуки более информативны, они отчетливее показывают полный состав слова.)

Физкультминутка

– Итак, какова разница между буквами и звуками?
– Какая же тема урока сегодня?
– Чему будем учиться на уроке?

  1. Упр. 263 — подобрать односложные слова с гласными звуками (устно).

Примеры

Сам — сом, мир — мэр — мор, писк — пуск, бай — бой — буй, тип — топ — туп, мал — мол — мыл — мил — мул, рак — рок — рык — рук и т. д.

Комментарий

Кроме звукового состава, слова различаются значением. Значит, ударные гласные играют смыслоразличительную роль. Слова

относятся к разным частям речи: большинство примеров — имена существительные в именительном падеже, существительное рук — в родительном падеже; есть местоимение (сам), краткие прилагательные (туп, мая, мил), глаголы (мыл).

  1. Упр. 264.

Пример таблицы «Гласные звуки»

Звуки

Примеры

[а]

Мак, клан

[о]

Сок, мозг

[и]

Рис, пирс

[ы]

Мышь, тын

[Э]

Сэр, сет

[у]

Дуб, труд

  1. Подведение итогов
  •  Что нового вы узнали о звуках речи?
  •  В чем особенность гласных звуков?

Домашнее задание

  1.  § 51.
  2.  Упр. 266, 267.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Фонетика. Гласные звуки" ФГОС

Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика. Гласные звуки." разработан в соответствии с ФГОС.  Представлена технологическая карта урока с пошаговым описанием всех этапов урока.  Урок п...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Фонетика. Гласные звуки" ФГОС

Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика. Гласные звуки." разработан в соответствии с ФГОС.  Представлена технологическая карта урока с пошаговым описанием всех этапов урока.  Урок п...

Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.

                                                Технологическая карта уро...

Презентация к уроку "Фонетика. Гласные звуки".

Когда мы говорим, то произносим звуки. Их называют звуками речи. Звуки речи изучает фонетика....

Открытый урок "Фонетика. Гласные звуки"

Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласные; познакомить с понятием «фонема»; развивать умение извлекать необходимую информацию из у...

Методическая разработка. Конспект урока "Фонетика. Гласные звуки"

Краткая аннотация урока: Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика". Первый в системе уроков по теме, соответствующий  программе по русскому языку под редакцией Баранова М.Т., Ла...

Презентация по русскому языку "Фонетика.Гласные звуки."

Презентация по русскому языку в 5 классе. Тема урока "Фонетика.Гласные звуки". Тип урока -урок открытия новых знаний. Цель урока: повторение изученного по теме «Фонетика», п...