Сочинение по данному сюжету
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Макарова Нина Васильевна

Урок по русскому языку в 7 классе № 146-147 "Сочинение по данному сюжету"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_7_klass_146_147.doc113 КБ
Office presentation icon sochinenie_po_dannomu_syuzhetu.ppt2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 7 класс 146 147

Тема: Сочинение-рассказ по данному сюжету

Цель:

-закрепление правописания частицы не и приставки не,

-  повторение стилей литературного языка, развитие речи,

--развивать навыки написания сочинений по данному сюжету;

-развивать навыки распространять текст характеристикой героев, элементами описания, диалогом;

- совершенствовать умения строить свое высказывание, соблюдая требования точности, логичности и выразительности речи;

- развивать речемыслительную деятельность, творческие способности.

 -  воспитание доброты и милосердия.

Форма урока: творческая работа.

Оборудование: ноутбук , презентация, фильм.

Наглядность: рисунки, фотографии.      

Ход урока:

  1. Орг.момент.

2. Слово учителя. Здравствуйте. Сегодняшний урок я хотела бы начать со строк  из стихотворения известного русского поэта 20 в.   Андрея Дмитриевича Дементьева:    

Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Значит, доброта была вначале?..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.                                                                        

Запишите  в рабочую тетрадь число, спишем эпиграф, раскрывая скобки, обозначая орфограммы.  Работаем красиво, аккуратно, следим за наклоном букв.  (слайд 2)

Добр..ту (н?) куп..шь на базаре.

Искренность у песни (н?) займёш.(?).

(Не) из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем лож(?) .

Значит, доброта была (в) начале?..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что (бы) мы потом (н?) изучали,

Кем (бы) в жизни (н?) были потом.                                                                        

(Работа с эпиграфом, запись его в тетрадь, объяснение орфограмм.)

 Один ученик объясняет орфограммы.

-Вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (Морфологию)

-Что такое морфология?

-На какие 2 группы делятся все части речи?

-В чём отличие служебных частей речи от самостоятельных?

-Какие служебные части речи встретились нам в этом тексте? ( Предлоги, союзы, частицы).

- Что такое частица? ( служебная часть речи, которая вносит различные оттенки  значения в предложение или служит для образования  форм слова).

-назовите все частицы?

- Для чего служит в этом тексте частица пусть?

  1.  «Притча о добре и милосердии»(фильм)

- О чем этот ролик?

- Какова тема  нашего урока?

-При помощи чего мы можем достигнуть наших целей?

- Ребята, как вы  думаете, а нужны ли вам будут эти знания в будущем?

4. Сочинение-рассказ по данному сюжету. Подготовка.

  Работа по учебнику. Упр. 402,стр.185.

  1. Прочитать текст, определить стиль и основную мысль  сжатого рассказа, озаглавить.

- Поразмышляем над прочитанным ((слайд 3)

          Почему герой  рассказа согласился отдать свой ножик, которым так дорожил?

         Как вы оцениваете его поступок?

        Подумайте: смогли бы вы поступить так же, как герой рассказа?

III. Сообщение темы и цели урока. (слайд 4)

- Прочитайте задание к упражнению 420.

-  Поясните, что конкретно мы должны сегодня сделать.

- Сформулируйте цели урока.

-  Вот как на слайде выглядит результат нашей работы по определению темы и цели урока:

1.Составить связный текст по данному сюжету.

2. Дополнить рассказ деталями и подробностями.

3. Выразить в рассказе своё отношение к поступкам Вити и Петьки, используя не только прямую оценку, но и лексические средства.

IV. Подготовка к сочинению-рассказу по данному сюжету. (слайд 5)

- Прочитайте текст еще раз, определите стиль и основную мысль

  сжатого рассказа, озаглавьте.

(Художественный стиль с элементами публицистического;

тип текста – повествование с элементами описания. 

«Благородный поступок»,

«Доброе сердце», «Благородность», «Душу не спрячешь в клетку»,

«Обмен за свободу», «Милосердие» и др.

Вот вам и мораль: дорог подарок папы, но свобода дороже, даже если это свобода птички. В этом заключается философский смысл нашего рассказа

  - Чем авторы учебника предлагают вам дополнить текст? (слайд 6)

(ввести описание ножика, снегиря; включить в рассказ диалоги.)

 - Какие диалоги и в какой части можно включить в рассказ?

Диалог Вити и Петьки об обмене;

Диалог Вити и его отца о поступке Вити.

- Посмотрите, как  на шаблон вашего будущего сочинения. (слайд 7)

Папа подарил Вите замечательный ножик. (Ввести описание ножика.)

 Чего только не предлагали ребята в обмен на ножик! (Описать подробно ножик.) Но Витя и слушать не хотел.

В школе Витя увидел в руках Петьки снегиря, к лапке которого была привязана нитка. (Вставить описание снегиря.) Петька то отпустит снегиря, то опять притянет к себе. (Вставить диалог.)

Витя отдал Петьке ножик, и обмен состоялся. Витя снял нитку с лапки птицы, влез на подоконник и открыл форточку. (Выразить личное отношение к поступку мальчиков.)

- Выполните творческие задания. Опишите ножик и снегиря

Возможные вставки.

Ножик: Он был красивый, удобный. Зеленая рукоятка покрыта золотистым узором, а главное - он был складной. На рукоятке  была маленькая кнопочка. Нож раскрывался при нажатии на кнопку. Внутри замечательного подарка чего только не было: открывалка, маленькая пилочка, вилка, ложка, ножницы, лезвие серебряного цвета…

Снегирь: Петька до того замучил птицу, что она еле дышала. Снегирь был весь взъерошенный, напуганный, клюв его был широко открыт, расставленные крылья волочились по полу, а маленькие перышки разлетались по сторонам. В его глазах-бусинках еще светилась мольба о помощи, но никто даже не обращал внимания, словно это была игрушка.

Диалог: Витя посмотрел на эту картину и не выдержал. Он подошел к Петьке и сказал:

-Петька, да не мучай ты птицу!

-А твое какое дело?- со злостью ответил он.

-Да жалко мне ее! Ты совсем ее замучил, издеваешься

  над ней как хочешь. Отпусти ее на волю!

V. Cамостоятельная работа над сочинением-рассказом по данному сюжету.

  Учащиеся пишут сочинения-рассуждения в черновиках. В конце урока можно прочитать и обсудить несколько работ.

VI.Домашнее задание: дописать сочинения в чистовик. (слайд 8)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

рассказ по данному сюжету Сочинение

Слайд 2

Добр..ту (н?) куп..шь на базаре. Искренность у песни (н?) займёш.(?). (Не) из книг приходит к людям зависть. И без книг мы постигаем лож(?) . Значит, доброта была (в) начале?.. Пусть она приходит в каждый дом, Что (бы) мы потом (н?) изучали, Кем (бы) в жизни (н?) были потом .

Слайд 5

Работа с текстом сочинения 1)Определите стиль и тип текста рассказа 2)Какими описаниями мы можем дополнить текст? Можно добавить описание снегиря, перочинного ножика . 3)Динамичность тексту придают диалоги. Какие диалоги и в Какой части можно включить в рассказ? Художественный стиль с элементами публицистического; тип текста – повествование с элементами описания Диалог Вити и Петьки об обмене; Диалог Вити и его отца о поступке Вити Как можно озаглавить текст?

Слайд 6

Выполним творческие задания в группах: 1 группа: составьте описание ножика; 2 группа: составьте описание снегиря; 3 группа: составьте диалог Вити и Пети; 4 группа: составьте диалог Вити и папы; Все вместе: сделайте вывод о том, чему учит этот рассказ.

Слайд 8

Домашнее задание Напишите сочинение рассказ по предложенному сюжету в черновик, включив в него дополнительные фрагменты (диалог, описания). Выразите своё отношение к героям через сюжет, детали и язык рассказа.

Слайд 9

А.Барто «Снегирь»

Слайд 10

- Отлично! Полезный урок! - Хорошо! Много полезной информации. - Удовлетворительно. Сегодня на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.р Сочинение по данному началу "Каким быть?" 8 кл.

Презентация к уроку развития речи. 8 класс...

Тема: Сочинение по данному концу с использованием репродукции картины Н.Н.Ге «Пушкин в селе Михайловском»

Задачи:  Образовательные: формирование умения воспринимать содержание картины, определять её тему; использование речевых средств для передачи своего отношения к описываемому событию; обогаще...

урок русского языка в 7 классе по теме: "Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету"

подробный конспект урока  русского языка в 7 классе по развитию речи на основе упражнения 402 "Сочинение-рассказ по данному сюжету "...

Философское сочинение "Феномен Даниила Андреева" Макарова Г. А.

Творчество Даниила Андреева расмотрено с философской точки зрения....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Сочинение по данному началу и концовке .

Подготовка к сочинению юмористического рассказа по данному началу и концовке по рассказу М.Зощенко "Баретки"...