Индивидуальный учебный план работы по русскому языку со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
учебно-методический материал по русскому языку

Абсалямова Гульсум Гайзулловна

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. 

Цель: принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabota_so_slabouspevayushchimi.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Темясово

муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан

Рассмотрено на заседании ШМО учителей ______________________

Протокол № ____

От «___»________20___г.

Руководитель ШМО

________/Тайсина Г.Н./

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______/Абдрахманова З.А.

«___»________20___г.

Утверждаю

Директор школы

______/Авальбаев М.Ю./

«___»________20___г.

Индивидуальный учебный план работы

со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

по русскому языку

Составитель: Абсалямова Г.Г.,

учитель русского языка и литературы


Цель:

принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи:

  • создать условия для успешного усвоения учащимися учебных программ;
  • осуществлять оптимальный выбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников;
  • реализовывать принципы разноуровневого обучения;
  • изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации;
  • формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду

Программа деятельности учителя-предметника

с учащимися, имеющими трудности в усвоении учебного материала

1. Стартовая диагностика в начале учебного года, направленная на выявление уровня обученности учащегося.

2. Использование на уроках различных виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Использование на уроках опорных схем, наглядных пособий, технических средства, дидактического материала.

3. Регулярно и систематически проводить опрос учащегося, своевременно фиксируя отметки в классном журнале и дневнике учащегося, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

4. Комментирование ответа и оценки ученика, привлечение учащегося к самоанализу и самооценке.

5. Провести работу по устранению пробелов в знаниях, выявленных в ходе контрольных работ, срезов, после чего провести повторный контроль знаний.

6. Регулярно ставить в известность классного руководителя и непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если у учащегося появляются неудовлетворительные отметки по предмету (более 2)

7. Проводить индивидуально-групповые консультации и дополнительные занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.

Требования к работе со слабоуспевающими учащимися

1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.

2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.

3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

4.Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне его.

5.Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.

6.Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.

Десять правил работы со «слабоуспевающими»

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приёмов работы со слабыми.

4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

5. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти,

логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и ... «слабоуспевающих».

10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба 

 

Причины отставания

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:

*пропуски занятий по болезни;

*слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

*задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом  обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

*педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др;

*прогулы.

Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (психолог, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.

Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми

Для повышения эффективности работы со слабоуспевающими учащимися учителю необходимо использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

На уроках и дополнительных занятий применять карточки и памятки с необходимым теоретическим материалом, более активно использовать игровые задания, дающие возможность работать на уровне подсознания. На уроке создаются ситуации успеха.

При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, дается возможность пользоваться планом, который учащийся составил дома, отводится больше времени на подготовку к ответу у доски, разрешается делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

Учащемуся возможно задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

Учителем проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине, проводятся индивидуальные консультации по этим темам.

В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

При изучении нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам учитель предлагает задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах, непременно отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для таких школьников учитель подбирает задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, даются задания на повторение материала, необходимого для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки, в соответствии с санитарными нормами.

План работы со слабоуспевающими учащимися на 2018-2019 уч. год  

Мероприятия

Срок

1.   Проведение входного контроля (стартовой диагностики).

Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, требующих ликвидации.

сентябрь

2. Беседы с родителями и с самими учащимися, с классным руководителем

в течение учебного года.

3. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсоветах, СД, ШМО)

в течение учебного года.

4. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика.

сентябрь, обновление по мере необходимости.

5.Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

в течение учебного года.

6. Ведение обязательного тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса.

в течение учебного года.

7. Отражение индивидуальной работы со слабым учеником в рабочих тетрадях по предмету.

в течение учебного года

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Этапы урока

Акценты в обучении с целью профилактики неуспеваемости

В процессе контроля за подготовленностью учащихся.

  • Целенаправленно контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения.
  • Тщательно анализировать ошибки, допускаемые учащимися в ответах и письменных работах, концентрировать внимание на устранении типичных ошибок.
  • Контролировать усвоение материала учащихся, пропустившими предыдущие уроки.
  • По окончании изучения темы обобщать итоги усвоения основных понятий, правил, умений, выявлять причины обнаруживаемых пробелов и намечать меры по их устранению.

При изложении нового материала и организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

  • Делать акцент на разъяснении учащимся наиболее существенных элементов темы,
  • Обязательно проверять в ходе урока степень понимания слабоуспевающими учащимися основных элементов излагаемого или изучаемого материала.
  • Стимулировать вопросы со стороны учащихся, возникшие у них при затруднениях в усвоении учебного материала.
  • Применять разнообразные средства поддержания интереса учащихся к усвоению знаний, умений и навыков.
  • Давать слабоуспевающим примерный план ответа, наводящие вопросы, которые помогают последовательно излагать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

  • Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам темы.
  • Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах.
  • Чаще применять проблемные задания для самостоятельной работы.

При организации самостоятельной работы учащихся в часы самоподготовки

  • Обеспечить повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее трудных элементах программы.
  • Систематически давать задания по работе над типичными ошибками.
  • Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения самостоятельных работ.
  • Координировать объем заданий на самоподготовку с другими преподавателями.
  • Давать карточки-консультации, направляющие работу слабоуспевающих и выполнение определенных заданий.
  • Давать задания по повторению материала, который потребуется для усвоения новой темы.
  • В необходимых случаях помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях, в котором указывать содержание заданий, номера и последовательность упражнений, сроки их выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя русского языка и литературы по подготовке учащихся к ЕГЭ

В данном материале предлагается план работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ.  Главное достоинство материала заключается в том, что в предложенном плане работы предусмотрены основные направле...

План работы по русскому языку с неуспевающими учащимися на 2015-2016 учебный год

Цель и задачи работы с неуспевающими:- ликвидировать пробелы у учащихся в обучении русскому языку - создать условия для успешного индивидуального развития ребенка. - формировать ответственное отношени...

План работы научно – технической кафедры со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на 2017 – 2018 учебный год

План работы научно - технической кафедры со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на 201-2018 учебный год....

План работы по русскому языку с неуспевающими учащимися

Вариант плана работы с неуспевающими учащимися...

Индивидуальный учебный план экстерна по русскому языку (6 класс).

Учебный план экстерна по русскому языку для учащихся 6 класса составлен на основе ФГОС, по УМК  "Русский язык" (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.)....

План работы учителя русского языка с неуспевающими и слабоуспевающими учениками

План работы учителя русского языка с неуспевающими и слабоуспевающими учениками...

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний, учащихся по русскому языку и литературы....