ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные" 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  "Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные".

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: Русский язык

Класс: 5

Автор УМК: Предметная линия учебников под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы.

Тема урока: Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные.

Тип урока: Урок систематизации ЗУН

Цель урока: Актуализировать и восстановить знания о правописании  согласных (проверяемых; непроизносимых согласных) в корне слова; отработать умения подбирать проверочные слова; правильно писать согласные проверяемые, непроверяемые, непроизносимые.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
  2. Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова; уметь правильно писать слова с проверяемыми, непроизносимыми согласными в корне слова, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться способами проверки согласных в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или согласная р, л, м, н), разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова.
  3. Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний; умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Формы организации учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы и технологии: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций

Необходимое оборудование: компьютер, экран, проектор

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

  1. Приветствие.
  2.  Тема нашего урока: «Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные».

- Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме и умения подбирать проверочные слова. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию автора)

II. Актуализация и пробное учебное действие

- Расскажите, что вы знаете об этой орфограмме.

Выполнение упражнения 41.

- В каких сочетаниях согласных звуков один из них не произносится? (в сочетаниях [стн], [здн], [ств] и др.)

- Почему исчезают отдельные звуки? Какие это звуки? (звуки [в],  [д],  [л], [т]).

(В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся, их называют непроизносимыми согласными. Написание таких слов надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные «в», «д», «л», «т» в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки четко произносятся)

Отвечают на вопросы.

Строят понятные высказывания.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные  действия в  материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других

Внимание на экран.

- На экран вынесены слова. Что вы заметили? Запишите слова, доказывая написание непроизносимой согласной, подчеркните орфограмму:

Извес?ный, гиган?ский, влас?ный, чес?ный, доблес?ный, праз?ник,  мес?ный, счас?ливый, прелес?ный.

Организует и сопровождает деятельность учащихся.

Котролирует правильность выполнения заданий

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные:

Осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

III. Выявление места и причины затруднений

- Проверка слов: подбор проверочных.

- Что обозначает слова «доблестный»?

Найдите толкование слова «доблесть» в словаре (несколько учащихся работают с толковым словарем).

- нельзя проверить слово «праздник» - что нам поможет определить, правильно ли мы написали это слово? (Орфографический словарь).

Объяснение пользования словарями

Слушают, рассматривают словари

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные:

Осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- А сейчас творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками-подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. Предложения записать в тетради.

Формулируют цель учебной деятельности. Знакомятся с заданием, слушают учителя. Под руководством педагога составляют план работы над заданием. Задают вопросы для уточнения информации.

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников,  систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действуют по плану.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение упражнений 47, 48.

Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения задания

Выполняют упражнения. Комментируют написание непроизносимых согласных.

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные:

Самостоятельно планируют необходимые действия, операции

VI. Включение в систему знаний и повторение.

- Давайте подведем итог нашей работе.

- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?

- Какой этап урока вам понравился больше всего?

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод.

Познавательные:

Приобретают умения использовать знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные:

Исправляют, дополняют ответы одноклассников.

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку своей работе  

Определяю свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные:

Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий.

Регулятивные:

Оценивают свою работу.

Коммуникативные:

Строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист "Проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова."

Данный материал содержит графическую схему и практический материал; возможно использование на этапах изучения, закрепления и повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»

Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я...

План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова

урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....

Технологическая карта. Чередующиеся гласные в корне слова.

План-конспект урока русского языка в 5 классе Тема мероприятия/занятия: Буквы О-А в корнях –раст, - ращ, -росФорма проведения : урок - открытие новых знаний...

5 класс Непроизносимые согласные в корне слова

Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет-источника (без претензии на авторство)...