ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные" 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: Русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Предметная линия учебников под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы.
Тема урока: Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные.
Тип урока: Урок систематизации ЗУН
Цель урока: Актуализировать и восстановить знания о правописании согласных (проверяемых; непроизносимых согласных) в корне слова; отработать умения подбирать проверочные слова; правильно писать согласные проверяемые, непроверяемые, непроизносимые.
Планируемые результаты:
- Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
- Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова; уметь правильно писать слова с проверяемыми, непроизносимыми согласными в корне слова, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться способами проверки согласных в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или согласная р, л, м, н), разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова.
- Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний; умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Формы организации учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная
Методы и технологии: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций
Необходимое оборудование: компьютер, экран, проектор
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
- Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме и умения подбирать проверочные слова. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию автора) | ||
II. Актуализация и пробное учебное действие | - Расскажите, что вы знаете об этой орфограмме. Выполнение упражнения 41. - В каких сочетаниях согласных звуков один из них не произносится? (в сочетаниях [стн], [здн], [ств] и др.) - Почему исчезают отдельные звуки? Какие это звуки? (звуки [в], [д], [л], [т]). (В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся, их называют непроизносимыми согласными. Написание таких слов надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные «в», «д», «л», «т» в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки четко произносятся) | Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других | ||
Внимание на экран. - На экран вынесены слова. Что вы заметили? Запишите слова, доказывая написание непроизносимой согласной, подчеркните орфограмму: Извес?ный, гиган?ский, влас?ный, чес?ный, доблес?ный, праз?ник, мес?ный, счас?ливый, прелес?ный. Организует и сопровождает деятельность учащихся. Котролирует правильность выполнения заданий | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: Осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | |||
III. Выявление места и причины затруднений | - Проверка слов: подбор проверочных. - Что обозначает слова «доблестный»? Найдите толкование слова «доблесть» в словаре (несколько учащихся работают с толковым словарем). - нельзя проверить слово «праздник» - что нам поможет определить, правильно ли мы написали это слово? (Орфографический словарь). Объяснение пользования словарями | Слушают, рассматривают словари | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: Осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | ||
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | - А сейчас творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками-подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. Предложения записать в тетради. | Формулируют цель учебной деятельности. Знакомятся с заданием, слушают учителя. Под руководством педагога составляют план работы над заданием. Задают вопросы для уточнения информации. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | ||
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение упражнений 47, 48. Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения задания | Выполняют упражнения. Комментируют написание непроизносимых согласных. | Познавательные: Самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: Самостоятельно планируют необходимые действия, операции | ||
VI. Включение в систему знаний и повторение. | - Давайте подведем итог нашей работе. - Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной? - Какой этап урока вам понравился больше всего? | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод. | Познавательные: Приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: Исправляют, дополняют ответы одноклассников. Коммуникативные: Формулируют собственные мысли. | ||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? - Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку своей работе | Определяю свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные: Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий. Регулятивные: Оценивают свою работу. Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Непроизносимые согласные в корне слова
Повторение изученного в 5 классе....
Рабочий лист "Проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова."
Данный материал содержит графическую схему и практический материал; возможно использование на этапах изучения, закрепления и повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ...
Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»
Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я...
План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова
урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....
Технологическая карта. Чередующиеся гласные в корне слова.
План-конспект урока русского языка в 5 классе Тема мероприятия/занятия: Буквы О-А в корнях –раст, - ращ, -росФорма проведения : урок - открытие новых знаний...
5 класс Непроизносимые согласные в корне слова
Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет-источника (без претензии на авторство)...