Урок развития речи по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Тельнова Инна Сергеевна

Урок развития речи по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon telnova_is.zip3 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ п. Пионерский

Ход урока

1.Оргмомент

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать рассуждать

И друг другу помогать!

2. Итак, рада вас приветствовать сегодня  на уроке развития речи. Попрошу вас обратить внимание на экран. Попытайтесь отгадать, чем мы будем заниматься на уроке. Будут продемонстрированы загадки, вам нужно будет закончить предложение.   (ФРАГМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМА). Молодцы, с заданием справились! С данными понятиями, вы уже неоднократно сталкиваетесь, на каких урока? (ИЗО). А на уроках русского языка когда мы обращаемся к этим понятиям? (КОГДА ОПИСЫВАЕМ КАРТИНУ). Догадались, чем мы будем заниматься на уроку? (описывать картину).

3. А сейчас еще одна загадка. Отгадав мою загадку, вы поймёте, чему будет  посвящён наш урок и что изображено на картине.

                                                   

Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень –

И в ней окажется …

             

4. Действительно, речь у нас пойдет о сирени.

-Знаете вы этот куст?

- Нравится ли он вам? А чем он больше всего привлекает? (ЗАПАХОМ, СВЕЖЕСТЬЮ).

Сирень всегда любили на Руси. Она всегда росла в помещичьих усадьбах. Ее выращивали в садах, парках, усадьбах. Когда наступала весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Ее очень любили молодые девушки и юноши, использовали ее для гаданий. Если обратим внимание, то заметим, что цветок состоит из четырех  лепестков, но иногда попадается и пять, тогда загадывают желание, и оно обязательно исполнится.

5. Картина, которую мы будем описывать, называется «Сирень в корзине». Ее автор  Петр Петрович Кончаловский. За всю жизнь написал более тысячи произведений. Его картины полны жизненной силы, правдивости.  (ДЕМОНСТРАЦИЯ картин Кончаловского).

-Вы обратили внимание, какой жанр больше всех любил художник?  (НАТЮРМОРТ).

Художники изображают предметы крупным планом: цветы, фрукты, утварь и т.д., но обязательно  подчеркивают их красоту и поэтичность.

6. Кончаловский очень любил цветы. Он писал цветы так, они сохраняют не только свежесть красок, но и аромат.  Но больше всего Петр Петрович любил рисовать сирень. Ей он посвятил множество полотен.

7. Действительно, удивительный цветок.

Сирень любили не только художники, поэты, но композиторы, которых она не только вдохновляла, как например, П.И. Чайковского вид сирени после дождя вдохновила создать музыкальное произведение «Спящая красавица», но и  Сергей Васильевич Рахманинов посвятил этим прекрасным цветам свое произведение, которое так и назвал «Сирень».

-Как вы думаете, чем так привлекали эти цветы людей? (своей необычностью, загадочностью, поэтичностью).

А знаете ли вы, как произошло название «сирень». Существует древнегреческая легенда о происхождении сирени. Хочу. Чтоб вы ее послушали под аккомпанемент произведения Рахманинова.

Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.

- Удалось ли вам почувствовать, что это произведение о сирени? (нежность, начало весны, благоухание).

ФИЗМИНУТКА.

Итак, перед нами картина. Мы уже описывали репродукции картин. Давайте вспомним алгоритм работы.

  1. Внимательно рассмотри картину.
  2. Обратить внимание на название, потому что в названиях часто отражается главный смысл произведения.
  3. Что изображено на ней?
  4. Какое настроение и какие чувства вызывает картина?
  5. Составить план.

Рассмотрим картину. Не правда ли ,на вас сразу пахнуло весной? Создается впечатление. Что букет не помещается в рамках картины, будто ему мало места. Как художник это передал? (букет находится на ближнем плане, нет линии горизонта. Ощущение – можно потрогать руками, прикоснуться, почувствовать запах).

Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов, изображённых художником.

Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто её только что срезали?

Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?

Опишите ветки сирени, расположенные в букете. Они напоминают гроздья.

Какого они цвета?

Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки , веточки сирени?

Все ли листья сирени одинаково освещены?

Опишите корзину, в которой стоит сирень.

На каком фоне изображена сирень?

Почему художник избрал такой фон и цвет корзины?

Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?

8. План.

  1. П.П.Кончаловский – мастер изображения цветов.
  2. Чудесный букет сирени:

а) цвет

б) гроздья

в) листья

г) корзина, фон

       3. Какое настроение вызывает картина.

Для сочинения мы используем слова для справок. Чтобы ярче, точнее описать предметы. Изображенные на картине, какая слова какой части речи нам помогут? (прилагательные) Давайте подберем прилагательные для описания. Как мы их называем на уроках литературы? (Эпитеты).

Вывод: И художник, и поэты, и композиторы изображают один о тот же предмет – сирень. Каждый из них использует различные художественные средства: художник – краски, рисунок, а поэт – слово, композитор – ноты. Сирень художника мы видим, а сирень поэта и композитора – слышим и представляем кисти сирени и её благоухание.

    Такое прекрасное произведения живописи     мог  создать только   внимательный,  любящий родную природу человек, восхищённый её щедростью и красотой.

Соотнесите прилагательные с существительными, задайте вопрос

какой? какая? какие?

  1. Цвет сирени. 2. Ветки. 3. Листья 4. Корзина 5. Чувства

     

Темно-красная, бледно-розовая, белоснежная,

 лиловая, жемчужная, цвета теплых весенних сумерек. Голубоватый, серебристый,  розоватый,

 фиолетовый с серебристым отливом.

Тяжелые, крупные, пышные. Они как веер. Тяжелые, крупные, богатые кисти сирени. Они напоминают грозди винограда. Крошечные звездочки-цветы. Их много. 

Зелененькие с тоненькими прожилкам,  темно-зеленые, салатовые,  светло-зеленые с золотистым оттенком. 

Прутья тугие, светло-коричневые, плотно обвивают,  крепко сжимают, похожи на пальцы.  

Ароматная, влажная, нежная, чудесная, прекрасная, очаровательная; любоваться, восхищаться, наслаждаться. Сирень на картине изумительная, чудная, несравненная, восхитительная, дивная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная, превосходная, замечательная.

      Подчеркните, слова, которые вам наиболее понравились,  и которые вы будете использовать в сочинении.                        

Слова и словосочетания на тему «Сирень в корзине»

Цвет: бледно-розовая, тёмно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, с голубоватым, серебристым  оттенком.

Листва: листочки сердцевидной формы, зелёные листочки с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный цвет.

Форма: соцветия сирени в форме кисти, грозди; пышные, крупные, тяжёлые.

Запах: приятный аромат, душистый, благоухающий, нежный, пробуждающий, напоминающий о весне, невозможно спутать с запахами других цветов.

Впечатление от сирени: восхищение, любование, наслаждение.

Эпитеты: чудесная, прекрасная, очаровательная, роскошная, дивная, восхитительная.

Выпишите  в тетрадь слова, которые вы будете использовать в сочинении.

Подчеркните прилагательные, которые используют поэта при описании сирени

Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый - сиреневый  день,
Начало цветущего лета.

За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В
большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти.

И мы вспоминаем, с какой простотой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звездочек в грозди густой
Пятилепестковое "счастье".

С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастья еще не нашли,
То, может быть, только от лени.

                                             С.Я. Маршак

Прогремела гроза, прошумела,

Затухая, грохочет вдали.

Золотые лучи словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

 Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.


Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад, —

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.


Сколько
 белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь — дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь,


В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

                     Всеволод Рождественский

Предложения, которые можно использовать в начале и в конце сочинения

Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени,      любоваться, восхищаться, наслаждаться им.

Чудесная сирень вызывает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы.

     

     Нельзя остаться равнодушным, увидев такой замечательный букет...

«В этом букете все живет, цветет и радуется» (П. Кончаловский).

Особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном снег; в классе стало уютнее и теплее.

 Сирень, изображенная на картине, напомнила нам о весне, о теплых солнечных днях, о первых весенних цветах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

Конспект урока по русскому языку. Сочинение - описание по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине". Технологическая карта урока.

Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956гг.). За свою жизнь написал более тысячи произведений. П.П.Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюр...

Презентация по развитию речи на тему " Сочинение по картине П.П.Кончаловского" Сирень в корзине"

Презентация по развитию речи на тему " Обучающее сочинение по картине П.П.Кончаловского " Сирень в корзине". для 5 класса, по учебнику Т.А.ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тросленцовой. В данной презент...

Интегрированный урок русского языка по развитию речи в 5 классе « Описание картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».

Интегрированный урок русского языка по развитию речи в 5 классе« Описание картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»....