КИМы по русскому языку 10 класс
тест по русскому языку (10 класс)

Сысолятина Елена Николаевна

4 варианта с ответами для проведения контрольного тестирования за 1 полугодие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kimy._rya._10_klass._1_polugodie.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ТЕСТЫ)

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 10 КЛАСС, 1 ПОЛУГОДИЕ

Пояснительная записка

Данная контрольная работа предназначена для учащихся 10 класса. Составлена в 2 вариантах. Назначение контрольной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку обучающихся 10-х классов общеобразовательных учреждений по основным темам программы за первое полугодие. В основу работы положены задания КИМ по русскому языку (ОГЭ и ЕГЭ). В контрольные измерительные материалы включены задания по темам, изученным или повторенным на конец 1 полугодия 10 класса:

  • правописание гласных в корне слова;
  • употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц;
  • употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц;
  • правописание приставок;
  • употребление Ь и Ъ;
  • правописание суффиксов имен существительных и имен прилагательных;
  • правописание падежных и родовых окончаний;
  • выразительность русской речи.

Работа рассчитана на 40 минут и включает 21 задание в форме тестов.

Каждое правильно выполненное задание 1-20 оценивается 1 баллом. Задание 21 оценивается 4 баллами (по одному баллу за каждый правильно выбранный термин; порядок записи цифр в ответе имеет значение). Всего за работу, выполненную без ошибок, можно набрать 24 балла.

Перевод баллов в отметки:

22-24 балла – «5»

19-22 балла– «4»

13-18 баллов– «3»

Менее 13 баллов – «2»

Контрольная работа (тест)

10 класс, 1 полугодие

Вариант 1

1. Выберите вариант ответа, в котором во всех словах строчки в корне пишется буква А.

1) предл..гать, р..стет, ук..ризна, насл..ждение;

2) пол..гать, оч..ровательный, р..скошный, вопл..щение;

3) сокр..щать, ср..стание, нас..ждать, об..ятельный;

4) погл..щать, сн..ряжать, заст..влять, отв..рить дверь.

2. Выберите вариант ответа, в котором во всех словах строчки в корне пишется буква А.

1) пост..новление, п..лисадник, впеч..тление, ум..лять (то есть просить);

2) рест..врация, подр..сли, пост..мент, сост..влять;

3) прик..снуться, вопл..щение, нагром..ждать, отст..вать;

4) л..ндшафт, пред..нность, аккомп..нировать, укр..шать.

3. В каком ряду во всех словах пишется буква О?

  1. раств..риться, изл..гать, р..стение
  2. заг..реть, ср..внять с землей, к..сание,
  3. изл..жить, пл..вучесть, з..ря
  4. пл..вец, ур..вень, водор..сли

4. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. погл..щение, выч..тать, отвл..кать
  2. под..литься, выр..сли, г..рьковатый
  3. ст..мулировать, запл..сневеть, с..мволический
  4. угн..тать, р..месленник, осв..домленный

5. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная?

1) опл..тить штраф, запр..щённый приём, откл..нение

2) ср..внение, плащ пром..кает, бл..стящий

3) настр..ение, подн..мать, обж..гание

4) созревает оз..мь, оп..реться, выд..рнуть из земли

 6. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. осн..стить, уг..дали, пров..нциальный
  2. напр..вление, оз..рение, оп..лчение
  3. вд..леке, не..тделимый, зак..лоть
  4. объед..нение, ч..столюбие, л..пата

7. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) сл_боватый, обл_котился, л_бретто

2) ст_муляция, г_рдыня, прив_дение ( в замке)

3) од_брительный, р_пертуар, оч_стительный

4) уд_вление, посв_тить(фонариком), отр_слевой

8. Укажите слово, в котором пропущена буква Ё:

1) кляч..нка

2) ш..винизм

3) ж..рнов

4) ш..ковое состояние

9. В каком ряду во всех словах пишется буква О после шипящих :

1) медвеж..нок, еж..вый,  мяч..м

2) клоч..к, деш..вый, тяж..лый

3) береж..т ,заверш..нный, привлеч..нный

4) рубаш..нка, щ..лкать, ш..лк

10. Определите слово с буквой Ы  после ц.

  1. ц..рк
  2. революц..я
  3. ц..новка
  4. ц..ганская

11. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..ободрился, гостепр..имный, пр..ломление

2) транс..ранский, контр..гра, пред..дущий

3) ра..жать, чре..вычайно, не..давленный

4) об..ятия, в..едливый сторож, пан..европейский

12. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града
  2. бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать
  3. о..далённый, на..треснутый, на..пиленный
  4. из..мать, дез..нформация, от..граться

13. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) чре..мерный, бе..чувственный, не..говорчивый

2) пр..градить, пр..страстный, пр..следователь

3) не..правданный, п..становка, под..зрение

4) об..явление, раз..ехаться, сер..ёзный

14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. ад..ютант, об..ективный , в..ющийся
  2. без..мянный, без..сходное, супер..гра
  3. непр..метный, воспр..имчивый, пр..обрести
  4. бе..покойство,  ..дешние жители,  ..добная булка

15. В каком ряду во всех словах пишется Е?

  1. к батаре.., в уль.., на темен..
  2. у брон.., в ине.., в волнень..
  3. в волнени.., к галере.., у Натали..
  4. о лихолеть.., к Прасковь.., в низовь.. Волги

16.  В каком словосочетании в окончании обоих слов пропущена буква Е?

  1. в ранн..й  осен..;
  2. к соседн..й  станци..;
  3. о весенн..й  прохлад..;
  4. свеж..мдуновени..м

17. В каком слове пишется Е?

1)   студенч..ство

2)   земля-кормил..ца

3)   крив..зна

4)   кузнеч..к

18. Укажите существительное, в суффиксе которого пишется Е?

  1. кож..ца;
  2. метел..ца;
  3. пальт..цо;
  4. кресл..це

19. Определите средство выразительности.

        И невозможное возможно.

  1. эпитет
  2. оксюморон
  3. метафора
  4. сравнение

20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) У дороги застыли  вербы   в   серебряном   пуху.

2) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.

3) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.

4) Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

21. (1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того - он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.

        (5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.

        (8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.

        (10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

        (13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?

        (17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

(По Т. Жаровой*)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как _______ (предложения 1, 11), а такой приём, как _______ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как _______ («сверхделовой» в предложении 12) и _______ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».

Список терминов:

1) эпитет

2) диалектизм

3) лексический повтор

4) индивидуально-авторские слова

5) литота

6) парцелляция

7) просторечное слово

8) фразеологизм

9) риторическое восклицание

Контрольная работа (тест)

10 класс, 1 полугодие

Вариант 2

1. Выберите вариант ответа, в котором во всех словах строчки в корне пишется буква И.

1) разб..раю, обж..гать, изв..нить, ут..шать;

2) ф..олетовый, забл..стать, разв..вать (память), от..гощать;

3) расст..лаю, рассв..репеть, объед..нить, пал..садник;

4) соб..рать, сотр..сти, аккомпан..мент, разж..гать.

2. Выберите вариант ответа, в котором во всех словах строчки в корне пишется буква А.

1) нав..ждение, пригл..шать, уг..сать, иде..логия;

2) предст..влять, предназн..чение, дек..рация, прил..жение;

3) препод..вать, ф..нтазия, выр..сти, распростр..нять;

4) л..боратория, пол..гается, упр..щать, заг..релый.

3. В каком ряду во всех словах пишется буква А?

  1. приск..кать, оз..рять, прик..снуться
  2. прик..саться, выр..сли, предл..гать
  3. з..рница, ср..внить, обм..кнуть
  4. выр..стать, м..кать, р..весник

4. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. разм..ститься, с..реневый, отр..вление
  2. пок..яние, х..отический, сопост..влять
  3. задр..жать, над..рваться, настр..ение
  4. скв..зной, те..ретики, заж..гать

 5. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. не усп..вать, исп..длобья, ст..рина
  2. сат..рический, к..бачки, подм..тать
  3. укр..шение, выск..чить, д..рование
  4. пок..яние, укр..пить, консп..ктировать

6. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная?

1) усл..жнять, к..сить траву, выр..щенные огурцы

2) укр..титель, посв..тить стихи другу, пок..яние

3) зал..зать рану, зан..жать самооценку, сп..шите данные

4) проб..раться, обск..кать, соч..тание

7. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) заст..лить, среднев..ковый, ч..мпион

2) экз..менатор, сл..жить, ф..совать

3) обв..вать, г..ниальный, нащ..пать

4) абс..лютный, сг..реть, автом..тический

8. Укажите слово, в котором пропущена буква Ё.

1) удруч..нно

2) мяч..м

3) калач..м

4) нагиш..м

9. В каком ряду пишется буква Ё?

1) плащ..м, руч..нка, ж..лтый

2) ч..порный, каблуч..к, крыж..вник

3) волч.нок, со свеч.й, ж..нглёр

4) ш..рстка, ноч..вка, приглуш..нный

10. Определите слово с буквой И после ц.

  1. конц..
  2. ц..кать
  3. куниц..н
  4. спец..и

11. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) суб..ективный, с..экономить, без..аварийный

2) пр..бывать (в недоумении), пр..бывать в город, пр..умолкнуть

3) без..дейный, без..мянный, мед..нститут

4) бе..брежный, во..раст, бе..жалостный

12. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. в  ..дании театра, не..доровый вид, бе..жизненный
  2. пр..сутствовать, пр..сечь, пр..ступление
  3. спорт..нвентарь, контр..гра, без..звестный
  4. в..южный, с..ёмка, от..явленный

13. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..морский, пр..светлый, пр..следовать

2) видеос..емка, в..ются, ад..ютант

3) раз..грать, дез..нформировать, по..скать

4) бе..ценный, ра..фасовать, не..говорчивый

14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. распр..дажа, нед..стижимый, пр..бабушка
  2. меж..нститутский, без..мянный, из..скать
  3. пр..рвать заседание, пр..ступить закон, пр..образиться
  4. во..главить, во..никнуть, бе..чувственный

15.  В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?

1)   узнать о постановк.., присутствовать на репетици.., сообщить о пьес..

2)   укрыться в цитадел.., рассказ о героизм.., в легенд.. говорится

3)   безразличен к полемик.., спрятать в подземель.., стоять на распуть..

4)   держать в укрыти..., застыть в недоумени..., виднеться в поднебесь...

16.   В каком словосочетании в окончании обоих слов пропущена буква Е?

  1. о старш..й дочер..
  2. зимн..м солнц..м
  3. в древн..й энциклопеди..
  4. в соседн..м посёлк..

17. В каком слове пишется Е?

1)  помидорч..к

2)  мастер..ца

3)  гостин..ца

4)  клубоч..к

18. Укажите существительное, в суффиксе которого пишется И.

  1. сем..чко;
  2. пугов..чка;
  3. тро..чка;
  4. Ра..чка

19. Определите средство выразительности.

Не то на серебре – на золоте едал.

  1. метафора    
  2. гипербола
  3. литота
  4. метонимия

20. Укажите предложение, в котором   средством   выразительности   речи является  олицетворение.

1)         Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...

2)        В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно   колодцу, откуда долгое время не берут воду.

3) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.

4)         И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.

21.          (1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к намс полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пордержу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

        (27)–Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

        (28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(Л. Леонов)              

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

 «Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Список терминов:

1) анафора

2) метафора

3) гипербола

4) профессиональная лексика

5) парцелляция

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) эпитеты

9) контекстные синонимы

Контрольная работа (тест)

10 класс, 1 полугодие

Вариант 3

1. Выберите вариант ответа, в котором во всех словах строчки в корне пишется буква А.

1) к..рикатура, погл..щать, вопл..тить, тр..нслировать;

2) благосл..влять, спарт..киада, об..гащать, р..сток;

3) декл..рация, предпол..гать, п..норама, огл..шать;

4) уд..литься, об..няние, выр..щенный, спл..титься.

2. Выберите вариант ответа, в котором во всех словах пропущена буква И.

  1. разб..раю, обж..гать, изв..нить, ут..шать
  2. ф..олетовый, забл..стать, разв..вать (память), от..гощать
  3. расст..лаю, рассв..репеть, объед..нить, пал..садник
  4. соб..рать, сотр..сти, аккомпан..мент, разж..гать

3. В каком ряду во всех словах пишется буква И?

  1. бл..стать, соб..рательный, раст..рание
  2. выч..тать, раст..реть, зан..мать
  3. подп..рая, бл..стела, выт..рать
  4. разд..рёшь, оп..раться, зам..реть

4. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. пох..щение, постр..дать, разг..ряченный
  2. прик..зать, г..рячий, гр..хотать
  3. рассм..треть, зав..зировать, к..валерия
  4. поб..дить, препод..ватель, изб..жать

 5. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. пер..одический, насл..ждаться, посп..шили
  2. пол..гать, предст..вление, б..тонный
  3. прит..жение, с..реневый, пож..леть
  4. выд..ржка, осл..жнение, подст..лить

6. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная?

1) возр..стной барьер, попл..вок, заг..релый

2) ум..лчание, ср..щение, прик..сновение

3) благотв..рительность, з..рницы, к..нституция

4) раств..римый, поб..лить, в..трина

7. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) скв..зной, те..ретики, заж..гать

2) ст..мулировать, запл..сневеть, с..мволический

3) пол..гать, предст..вление, ди..пазон

4) пре..бладать, п..чать, оз..ренный

8. Укажите слово, в котором пропущена буква Ё.

1) ож..г руки

2) подж..г штаба

3) он подж..г сено

4) изж..га

9. В каком ряду во всех словах пишется буква О после шипящих?

1) ж..рнов, за багаж..м, вооруж..нный

2) раскорч..вка, ухаж..р, ранч..

3) анч..ус, ш..кировать, ш..мпол

4) беч..вка, стаж..р, извлеч..т

10. Определите слово с буквой  И  после ц.

  1. ц..ган
  2. ц..трусы
  3. с улиц..
  4. синиц..н

11. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) бе..дыханный, ни..провержение, ра..мер

2) пр..нарядиться, пр..рогатива, пр..шелец

3) суб..ядерный, рудопод..ёмный, пред..юбилейный

4) воз..меть, сверх..зысканно, пред..юньский

12. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..одолевать, пр..лежание, пр..беречь
  2. с..митировать, без..мянный, с..грать
  3. нера..чётливый, ра..плескать, бе..дельник
  4. об..ективный, под..ем, интер..ер

13. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) не..говорчивый, бе..мятежный, ни..ходящий

2) пере..давать, и..подтишка, чере..чур

3) зав..южило, в..едливый, об..ехать

4) бе..церемонный, во..пылал, в..рыхлить

14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. под..скать, небез..звестный, меж..нститутский
  2. пред..ставить, пр..дедушка, п..строить
  3. пр..вратить, пр..ступить к занятиям, пр..образить
  4. ра..четливый, бе..перспективный, ему не..добровать

15. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

  1. в здани.., в март.., в океан..
  2. о революц.., в тест.., в ине..
  3. о Росси.., без истори.., к дочер..
  4. во времен.., о кра.., о здрави..

16. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) в домашн..м задани..

2) в раздрающ..м упряств..

3) о наш..й цел…

4) перед коротк..м замыкани..м

17. В каком слове пишется И?

1)   Миш..нька

2)   помещень..це

3)   текуч..сть

4)   брат..ц

18. Укажите существительное, в суффиксе которого пишется Е.

  1. лестн..чка;
  2. окош..чко;
  3. трещ..нка;
  4. смород..нка

19. Определите средство выразительности.

   Ты богат, я очень беден;  ты прозаик, я поэт.

  1. метафора
  2. гипербола
  3. антитеза
  4. сравнение

20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней.

2) Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку.

3) –Шашки вон! – командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды.

4) Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза.

21.         (1)Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.

(5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.

(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления.(17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.

(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёйже работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?

(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

(По В. Солоухину)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как _____ (предложения 2, 11),_____ (например, в предложениях 13, 22). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний каждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как _____ ("«капсуле» всего человечества" в предложении 13) и _____ (загадочным миром в предложении 8)».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) парцелляция

3) ряды однородных членов

4) ирония

5) метафора

6) индивидуально-авторские слова

7) вопросительные предложения

8) диалектизм

9) эпитет

Контрольная работа (тест)

10 класс, 1 полугодие

Вариант 4

1. Выберите вариант ответа, в котором во всех словах строчки в корне пишется буква А.

1) безотл..гательный, заг..рать, пор..жать, к..рнавал;

2) прик..саться, преод..леть, раздр..жаться, распозн..вать;

3) предпол..гать, сост..влять, к..ммюнике, од..ренный;

4) декл..мация, отр..стить, нав..ждение, обн..житься.

2. Выберите вариант ответа, в котором во всех словах пропущена буква О.

1) к..рабль, к..снуться, ур..внение, м..раль

2) ур..ган, в..доем, з..рница, дог..рать

3) выр..щенный, б..лкон, м..рячка, ул..жить

4) Р..стов, бр..шюра, г..рячка, с..лонка

3. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?

  1. заст..лил, проч..тать, пож..мать
  2. зап..реть, соч..тать, уд..рёт
  3. прот..реть, ум..реть, расст..лается
  4. соч..тание, соб..рётся, заж..гаю

4. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. подр..жание, закр..постить, прил..жение
  2. зав..зать, пл..нителный, в..кзал
  3. подтв..рдить, проф..ссионально, прогр..ммист
  4. закр..питься, нисп..дать, б..нокль

5.   В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. кр..стовина, узн..вать, б..ллада
  2. пост..жение, присп..собление, м..лиционер
  3. б..тонный, разгр..бать, пом..нить
  4. ин..рционный, выл..пил, осл..жнение

6. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная?

1) отр..сль промышленности, заж..гательный танец, выск..чка

2) покл..нение, т..рада, р..сстояние

3) т..рраса, г..ризонт, прекр..тить ссору

4) м..нсарда, оз..рять, прив..легия

7. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) р..весник, к..мпаньон, опп..зиция

2) м..дальон, экп..римент, прот..реть

3) д..серт, нагр..дить, разг..рается

4) опл..тить, сист..матический, усл..жнить

8. Укажите слово, в котором пропущена буква О.

1) орош..нный

2) выкорч..вывать

3) чесуч..вый

4) размеж..вка

9. В каком ряду во всех словах пишется буква О после шипящих?

1) береж..т, ж..лудь, щ..голь

2) запрещ..нный, туш..нка, печ..т

3) парч..вый, печ..нка, обж..ра

4) трущ..ба, боч..нок, скач..к

10. Определите слово с буквой  Ы  после ц.

  1. ц..новка
  2. ц..рк
  3. координац..я
  4. ц..плячий

11. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) на..бавить, по..шутить, о..блеск

2) с..мпровизировать, вз..мать, без..тоговый

3) во..кликнуть, ра..шить, не..держанный

4) пр..баутка, пр..дание (старины), пр..лежный

12. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. грузопод..ёмность, из..явить, в..юга
  2. переи..дание, во..главил, ра..четливый
  3. пр..рвать, пр..ступить закон, пр..образиться
  4. чере..чур, бе..жалостный, ра..мешать

13. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..успевать, пр..плести, пр..рывание

2) о..гадать, по..кидывать, на..кусить

3) и..ношенный, не..говорчивый, ра..жечь

4) раз..скивая, без..сходный, под..грать

14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. вз..мать налоги, без..нерционный, раз..скать
  2. из..бличить, от..гнать, пр..дедушка
  3. пр..мерить, пр..обрести, пр..дать форму
  4. в  ..дании вокзала, ра..бираться, бе..компромиссный

15. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

  1. в министерств.., на лестниц.., к акаци..
  2. на страниц.., о камн.., к ноч..
  3. к Любов.., о Марь.., о жизн..
  4. к Отчизн.., на диван.., на теплоход..

16.  В каком словосочетании в обоих словах пропущена буква Е?

1) вошедш..м посетител..м

2) к ранн..й оттепел..

3) в высш..м учебном заведени..

4) в крайн..м случа..

17. В каком слове пишется И?

1)  ящич..к

2)  кресл..це

3)  нож..нька

4)  тяж..сть

18. Укажите существительное, в суффиксе которого пишется И.

  1. брат..ц
  2. мороз..ц
  3. плать..це
  4. ружь..цо

19. Определите средство выразительности.

Не жалею, не зову, не плачу.

  1. сравнение
  2. градация
  3. эпитет
  4. инверсия

20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке.

2) Выбирал разное – то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся «... и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».

3) Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юльевич рассказывал так, что  возникало подозрение, не учились ли они в одном классе.

4) Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка читала.

21.         (1)Трудное и запутанное дело — писательство. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3)Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание — и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4)И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5)И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6)И нет уж писателя. (7)Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8)Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9)Придёт время, и то же писательство самотёком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.

(10)Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11)Обычная теперь для него среда — товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

(14)Нужно в жизни жить, работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим.

(15)— Хорошо, а когда же тогда писать? — спросите вы.

(16)— Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, — отвечу я.

(20)— Много ли тогда напишешь?

(21)— И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений — много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?

(24)Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25)И как в это время бывает полезен жестокий щелчок — отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26)Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее. (27)И тогда мы наверняка узнаем настоящего писателя.

 (По В. Вересаеву)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

 «С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы. Размышляя о настоящем писателе, он во втором предложении использует _______ («не наблюдать, ...а жить»). Автор подчёркивает, что если писатель будет вести себя по-другому, то «...свежий росточек таланта желтеет, сохнет». Этот троп — ________ усиливает впечатление от прочитанного. _______ (предложения 15—23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как _______ (предложения 11, 13), помогает автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса».

Список терминов:

1) контекстные антонимы

2) сравнительный оборот

3) фразеологизм

4) анафора

5) развёрнутая метафора

6) общественно-политическая лексика

7) вопросно-ответная форма изложения

8) цитирование

9) ряды однородных членов

ОТВЕТЫ

Вариант

№ задания

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

3

3

3

4

4

3

3

4

4

3

1

2

3

2

4

3

2

4

1

4

1

4

1

1

2

3

2

4

3

1

3

3

1

4

3

4

4

4

2

4

4

4

3

3

1

1

2

3

3

4

2

4

3

3

4

3

4

3

3

4

3

4

2

4

1

4

2

2

3

2

2

3

2

4

3

2

1

1

3

1

9 3 4 1

2 8 3 6

7 3 5 9

1 5 7 9

Использованные источники

  1. Официальный сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ). Открытый банк заданий ЕГЭ -  http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
  2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ» - https://rus-ege.sdamgia.ru/