Конкурсное эссе "Я - учитель"
материал по русскому языку

Хомушку Чойган Адар-ооловна

Почему я учитель?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_esse.docx110.12 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я – учитель»

на конкурс «Учитель года-2020»

Автор работы: Хомушку Чойган Адар-ооловна, учитель русского языка и литературы

Учитель работает над самой

                                                                                ответственной задачей - он

                                                                   формирует человека.

                                                                       Педагог – это инженер

                                                              человеческих душ.

М. И. Калинин

 

В жизни каждого наступает момент, когда человек задумывается над тем, какую профессию он выбрал. Был ли его выбор обдуманным и серьёзным или этому предшествовали события прошлых лет? Хочу поделиться своими мыслями о профессии учителя, раскрыть смысл своей педагогической деятельности.

Почему я выбрала профессию учителя? Я всегда мечтала стать педагогом: в детстве - учительница для своих младших братьев, когда играли в школу; в подростковом возрасте – помощник в учёбе для одноклассников, поэтому выбор профессии был не случаен, а продиктован моим сердцем.

У каждого человека свое призвание, и очень важно сделать правильный выбор этой жизни. У каждого свой путь. Он привел меня в школу. 13 лет назад я выбрала для себя этот путь – стать учителем, и ни разу не усомнилась в правильности своего выбора. Немаловажную роль в этом выборе сыграла моя учительница начальных классов Доржуй Зоя Агбааевна. В памяти спустя столько лет ярким и согревающим воспоминанием всплывает её образ: мягкая улыбка, карие глаза, излучающие свет, требовательный, но ласковый голос. И для меня, и для моих одноклассников она стала примером порядочности, честности, любви к своему делу, к своей профессии, настоящим наставником.

 Каждый её урок для меня был долгожданным. Она всегда старалась создавать такую атмосферу в классе, чтобы мы, ее ученики, постоянно впитывали доброту, чуткость, внимание. Счастливы те, кому повезло встретить таких учителей. Я в их числе. Может быть, именно она помогла мне выбрать профессию учителя, за что я безмерно благодарна ей.

К осуществлению своей мечты немного приблизилась, когда успешно сдала вступительные экзамены и была зачислена в Тувинский Государственный университет на филологический факультет. Студенческие годы пролетели быстро. Так получилось, что я вернулась работать в свою родную школу. Моя школа… В ней началось моё детство, с неё начиналась юность и взрослая жизнь. Школа для меня – это маленький мир доброты и света, к которому всегда хочется возвращаться. Она даёт мне нравственный ориентир на всю жизнь.

И вот я учитель. Педагогическая практика помогла мне понять, что школьники – интересный народ, но подготовка к урокам русского языка показала мне его тайны, и захотелось разгадывать их. Я горжусь тем, что стала учителем русского языка и литературы. Мне очень хочется научить детей грамотно писать и говорить, оставить след в их душах, породить в них потребность думать, спорить, отстаивать свою точку зрения. Показать, какие возможности перед ними открыты. Помочь определиться в жизни, говорить с ними о том, что волнует их больше всего в их возрасте. И моя специальность учителя-словесника дает мне такую возможность.

Считаю, что учитель литературы играет большую роль в формировании ценностных ориентаций учащихся в познании мира и человека. Литература как учебный предмет обладает в этом плане широкими возможностями. Где, как не на уроках литературы, говорить о вечных ценностях: доброжелательности, порядочности, милосердии, благородстве, предательстве, лжи? У меня есть замечательные помощники — самые лучшие герои произведений мировой литературы. Вот так я иду за своей мечтой сделать мир чуть-чуть добрее и лучше благодаря ученикам, которые меня день ото дня преображают. Я очень хотела учить детей видеть красоту природы, окружающего мира, воспитывать доброе отношение к людям, видеть улыбку на их лицах.

С чего начинается мой школьный день? С уроков. Когда я вхожу в класс и начинаю урок, пристально всматриваюсь в глаза ребят. Какие они разные! У каждого свои мысли, идеи, мир, который нельзя разрушить, и всем надо помочь раскрыться, выработать маршрут развития каждого ребенка. Они мои звёздочки, которым я должна помочь загореться и освещать их жизненный путь. Я чувствую радость, когда ученики рассказывают что читают, чем интересуются, какие произведения они перечитывают. Значит, мои уроки не прошли даром. С огромным интересом наблюдаю за маленькими победами детей, также многому учусь у своих ребят.

Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но день мой плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями. У меня бурная жизнь благодаря моей профессии. Мне некогда скучать. 

Цель моего общения с детьми - найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к педагогу.

На уроках я не только улыбаюсь, но и бываю требовательной, строгой, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий. Каждый раз, создавая урок, учитель задает себе ряд вопросов: как пробудить у детей интерес к изучаемому предмету, какой учебный материал подобрать для достижения поставленной цели, какие методы и средства обучения выбрать, как обеспечить каждому ребенку ситуацию успеха, создавая таким образом мотивацию для дальнейшего развития личности. Для реализации поставленных задач, на мой взгляд, наиболее актуальными являются принципы сотрудничества и деятельностного подхода. Деятельностный подход в обучении предполагает, что ученик не пользуется готовым набором знаний, навыков и умений, а сам учится добывать знания, а затем использовать их на практике. На своих уроках я не люблю преподносить материал в готовом виде. Учу детей думать, рассуждать, анализировать. Не секрет, что в одном классе учатся дети с разными способностями, памятью и мышлением. Но они все хотят, чтобы их выслушали и похвалили. Для создания ситуации успеха делю класс на группы, чтобы каждый ребенок мог внести свою лепту в общее дело.

Групповые формы работы очень часто применяю на своих уроках и на внеурочной деятельности. Вот здесь как раз и открывается широкий простор для общения детей между собой и учителем. Мы коллективно готовим плакаты, поделки, украшаем класс, при этом дети учатся договариваться между собой, распределять роли. На организацию работы уходило много времени, дети не всегда приходили к нужному результату. Но отсутствие правильного решения – это тоже результат, потому что выявленные ошибки дают возможность тут же исправить их и прийти к нужному итогу. Кроме того, дети учатся анализировать причины того, почему они не справились с заданием или не успели выполнить его. Таким образом, они не только решают учебную задачу, но и учатся сотрудничать между собой и с учителем.

Чтобы научить детей учиться, учитель сам должен постоянно повышать свой профессиональный уровень. Для этого существуют курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы. Кроме этого, педагог должен обладать широким кругозором, изучая не только учебную, но и научно-популярную и художественную, справочную литературу, а также хорошо владеть компьютером, идя в ногу со временем. Учитель обязан досконально знать свой предмет, не останавливаться на достигнутом, а критически относиться к собственным успехам и анализировать постигшие неудачи. Наконец, учитель должен быть хорошим психологом, чтобы найти нужный ключик к каждому ребенку и не ранить его душу, а, напротив, помочь обрести свое собственное «я». Но самое главное в работе учителя – любить детей, уважать их и быть справедливым. И тогда дети простят учителю и его строгость, и его недостатки, которые у всех нас есть.

Также важным аспектом своей работы считаю индивидуальный подход к учащимся. На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, коллективную, но использую чаще работу в парах, принцип подхвата, когда более сильный ученик курирует более слабого. Создаю проблемные, поисковые, исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Особенное внимание в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям, физминутки для глаз, стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке, слежу за правильностью позы учащихся, за своевременностью смены видов деятельности, выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

Также активно применяю на всех уроках игровые технологии. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Являясь развлечением, игра способна перейти в обучение, в творчество. Игровые моменты, уроки- соревнования, уроки- презентации способствуют формированию у детей самостоятельности в учебном труде. В результате систематического использования игровых технологий повысился темп работы на занятиях, возросла активность ребят.

На своих уроках применяю различные виды проверки знаний. Это устная, письменная, практическая, текущая, тематическая, итоговая проверки. Часто применяю тестовый контроль, что позволяет охватить всех учащихся, позволяет экономить время и быстро устанавливать обратную связь и анализировать результаты. Важным звеном каждого урока считаю рефлексию, она учит детей анализировать, делать выводы, лучше понимать самого себя.

Одной из самых важных задач своей воспитательной работы считаю создание в классном коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной творческой личности. Принимаем активное участие в жизни школы. Также стараюсь осуществлять постоянную двустороннюю связь с родителями, держать их в курсе всех успехов и неудач детей. В классе проводим различные тематические праздники совместно с детьми и родителями. На таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, педагогами, что позволяет детям по-другому взглянуть на своих близких и родных им людей.

Я - учитель! И точно знаю, что никем другим я не стала бы работать! Завтра будет новый школьный день, и вот уже завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза моих учеников.  Я верю, что затраченные мною силы вернутся ко мне победами и успехами моих учеников.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсные работы учителя

Работы на конкурс "Купель"...

Конкурсное задание "Учитель года - 2016"

Дорогие, коллеги!на данном разделе можете познакомиться с моими разработками и другими интересными материалами....

Пример конкурсного задания "Учитель года 2016" (областное)

Эссе "Я - Учитель"   Сегодня, как и во все времена актуален секрет деятельности успешного учителя. Мне кажется, заключается он в следующем. Во-первых, педагог обязан систематически приумножа...

"Педагогический семинар" - конкурсное испытание "Учитель Кубани 2016"

Сценарий выступления на семинаре в г. Краснодаре....

Конкурсная работа «Учитель года по версии сайта www.mldv.ru -2016»

Международный конкурс «Учитель года по версии сайта www.mldv.ru -2016» Тема конкурса «Учитель – это не профессия, а призвание, образ жизни».Номинация - «Когда мы вместе…» Эссе, Музыкаль...

Конкурсное задание Учитель года 2017 "Я - учитель"

Эссе раскрывает мотивы выбора мною учительской профессии, отражает мои педагогические принципы и подходы, понимание миссии педагога в современном мире...