Живое слово
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Основные признаки текста. Тема текста как показатель его смысловой цельности. Микротема. Абзац, его строение: зачин, средняя часть, концовка. Основная мысль ( идея) текста как показатель его смысловой цельности. Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема в предложении. Роль названия в тексте. Отражение в нём темы и основной мысли. План текста, отражающий членения темы и развитие основной мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе кружка «Живое слово»
Рабочая программа кружка «Живое слово» составлена на основе программы элективного курса «Лингвистический анализ текста» автора Н.И. Санниковой
Программа ориентирована на обучающихся 9 классов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КРУЖКА «ЖИВОЕ СЛОВО»
Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения программы кружка:
Личностные результаты
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1)владение всеми видами речевой деятельности:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-владение разными видами чтения;
-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-владение различными видами монолога и диалога;
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
-способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков
в повседневной жизни; способность использовать родной язык
как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты :
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
На занятиях кружка используются следующие основные виды деятельности обучающихся:
- Лингвистический анализ текста.
- Лингвостилистический анализ текста.
- Комплексный анализ текста.
Формы организации занятий
- работа в парах, группах;
- практикумы;
- написание творческих работ;
- интеллектуальные игры;
- викторины и конкурсы;
- мини-проекты.
- CОДЕРЖАНИЕ КУРСА КРУЖКА «ЖИВОЕ СЛОВО»
1. Основные признаки текста. Текст как предмет лингвистики.
Основные признаки текста. Тема текста как показатель его смысловой цельности. Микротема. Абзац, его строение: зачин, средняя часть, концовка. Основная мысль ( идея) текста как показатель его смысловой цельности. Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема в предложении. Роль названия в тексте. Отражение в нём темы и основной мысли. План текста, отражающий членения темы и развитие основной мысли.
2 Способы и средства связи между частями текста.
Способы связи между частями текста или предложениями ( цепная,
параллельная).
Средства связи предложения лексические, морфологические,
синтаксический)
3 Функционально — смысловые типы речи в тексте. Типы речи: описание, рассуждение, повествование. Зависимость способа связи предложений текста от его типа речи. Семантические разновидности описания: пейзаж, портрет, описание предмета. Семантические разновидности рассуждения: доказательство размышление, объяснение. Семантические разновидности повествования: изображение, информирование, рассказ. Особенности композиции текста, её взаимосвязь с типом речи.
4 Стилистика текста. Стиль текста. Обоснование стилистической принадлежности текста. Художественный стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства. Публицистический стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства.
Научно - популярный стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства. Изобразительно-выразительные средства языка: лексические, синтаксические.
5 Практическая часть. Сочинение как тип письменной работы ( создание собственного текста) План сочинения-рассуждения. Определения темы, идеи, придумывание заголовка. Стилистическая характеристика текста. Вступление к рассуждению. Выстраивание текста сочинения- рассуждения. Определение авторской позиции. Заключение. Изложение собственного мнения. Сам себе эксперт. Редактирование написанного.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА КРУЖКА «ЖИВОЕ СЛОВО»
№ | Раздел, тема занятия | Кол-во часов | Дата | ||
план | факт | ||||
Основные признаки текста – 9 часов | |||||
1 | Текст как предмет лингвистики. Основные признаки текста. | 1 | 06.09 | ||
2 | Тема текста. | 1 | 13.09 | ||
3 | Микротема. Абзац, его строение: зачин, средняя часть, концовка. | 1 | 20.09 | ||
4 | Основная мысль (идея) текста как показатель его смысловой цельности. | 1 | 27.09 | ||
5 | Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема в предложении. | 1 | 04.10 | ||
6 | Роль названия в тексте. Отражения в нём темы и основной мысли. | 1 | 11.10 | ||
7-8 | План текста, отражающий членение темы и развития основной мысли. | 2 | 18.10 25.10 | ||
9 | Исследования предложенного текста. | 1 | 01.11 | ||
Способы и средства связи между частями текста- 3 часа | |||||
10 | Способы связи между частями текста или предложениями (цепная, параллельная) | 1 | 15.11 | ||
11-12 | Средства связи в предложении (лексические, морфологические, синтаксические) | 2 | 22.11 29.11 | ||
Функционально-смысловые типы речи в тексте - 7 часов | |||||
13 | Типы речи: описание, рассуждение, повествование. Зависимость способа связи предложений текста от его типа речи. | 1 | 06.12 | ||
14 | Публицистический стиль речи: Сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые .средства. | 1 | 13.12 | ||
15 | Семантические разновидности описания: пейзаж, портрет, описание предмета. | 1 | 20.12 | ||
16 | Семантические разновидности рассуждения: доказательство, размышление, объяснение. | 1 | 27.12 | ||
17 | Семантические разновидности повествования: изображение, информирования, рассказ. | 1 | 10.01 | ||
18 | Особенности композиции текста, её взаимосвязь с типом речи. | 1 | 17.01 | ||
19 | Исследование самостоятельно подобранного текста. | 1 | 24.01 | ||
Стилистика текста- 6 часов | |||||
20 | Стиль текста. Обоснование стилистической принадлежности текста. | 1 | 31.01 | ||
21 | Художественный стиль речи: Сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства. | 1 | 07.02 | ||
22 | Научно- популярный стиль речи: Сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства. | 1 | 14.02 | ||
23 | Изобразительно-выразительные средства языка | 1 | 21.02 | ||
24-25 | Исследование предложенного текста | 2 | 28.02 07.03 | ||
Сочинение как тип письменной работы (создание собственного текста)-7 часов | |||||
26 | План сочинения-рассуждения | 1 | 14.03 | ||
27 | Определение темы, идеи, придумывание заголовка. Стилистическая характеристика текста | 1 | 21.03 | ||
28 | Вступление к рассуждению | 1 | 04.04 | ||
29 | Выстраивания текста-рассуждения | 1 | 11.04 | ||
30 | Определение авторской позиции | 1 | 18.04 | ||
31 | Заключение. Изложение собственного мнения | 1 | 25.04 | ||
32 | Сам себе эксперт: редактирование написанного. | 1 | 16.05 | ||
Итоговое занятие - 2 часа | |||||
33 | Анализ творческих работ | 1 | 23.05 | ||
34 | Выступления учащихся, выставка творческих работ | 1 | 30.05 | ||
Итого:34 часа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа поэтического кружка "Живое слово"
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного ...
Программа поэтического кружка "Живое слово"
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/21/picture-85937-1608568004.jpg)
Познавательная игра по русскому языку "Живое слово". (Фразеология.)
Урок предназначен для общеобразовательной школы. Задача учителей русского языка научить ребят правильно и красиво говорить, редко сегодня можно услышать яркую, выразительную речь, такой урок может пом...
Программа элективного курса по русскому языку в 9кл "Живое слово"
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Живое слово" рассчитана на 30 часов....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/11/picture-342323-1641928541.jpg)
Авторская программа спецкурса "Живое слово"
Программа спецкурса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку базового уровня в соответствии с программами по русском...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/11/picture-342323-1641928541.jpg)
Авторская программа спецкурса "Живое слово"
Программа спецкурса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку базового уровня в соответствии с программами по русском...