Игровые технологии на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку

Платонова Людмила Викторовна

Игровые технологии очень востребованы на уроках. Данный материал может помочь, если учитель решит применить эту техноогию на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Учебно-методический материал82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы

Преподаватель Платонова Л.В.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

На своих уроках я использую дидактические игры, классификация которых основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики. В каждом разделе есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект. В ходе игры учитель может выступать в качестве наблюдателя или участвовать в роли ведущего игры.

Классификация дидактических игр

  1. Фонетические игры.
  2. Лексико-фразеологические игры.
  3. Игры по морфемике и словообразованию.

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, пунктуацию, синтаксис.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.


Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Используя игровые технологии на уроках русского языка, я убедилась, что активность учеников повышается, появляется интерес к русскому языку, желание узнать новое, победить. И как следствие этой работы - успехи в конкурсах и олимпиадах. Применять игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит не только азарт детей, но и результаты выпускных экзаменов

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.  

Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Игра-форма психогенного поведения, то есть внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).

Игра-пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).

Игра-свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев).

Технология деловой игры состоит из следующих этапов, входящих в данную технологическую схему:

1.     Этап подготовки.

2.     Разработка игры (разработка сценария, план деловой игры, содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения).

3.     Ввод в игру (постановка проблемы, целей, условия, инструктаж, регламент, правила, распределение ролей, формирование групп, консультации).

4.      Этап проведения.

5.     Групповая работа над заданием (работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм», работа с игротехником).

6.      Межгрупповая дискуссия (выступление групп, защита результатов, правила дискуссии, работа экспертов).

7.      Этап анализа и обобщения (вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации).

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идет ввод в игру, ориентация на деятельность участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы, выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры.

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться в ее развитие и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников:

Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально – психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

Здесь осуществляется выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета. Дидактические игры при правильном использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их»,- писал К.Д.Ушинский. Как же развить и совершенствовать детские способности на уроках такого непростого школьного предмета, как русский язык?

Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний ( в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (можно назвать свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, зкзамены и т. д.).

Игровые формы на уроке русского языка.

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием « Говорите по–русски правильно». В каких формах можно предположить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, как разнообразить задания: «Составь текст и озвучь его»; «Пригласи на обед»; «В эфире-новости»; «Конкурс дикторов».

Лексико-фразеологические игры: «Собери фразеологизм»; «Угадай-ка»; «Собери пословицу»; «Акростих»; «Переводчик»; «Кто быстрее?»; «Найди пару»; «Объясни значение»; «Прямое и переносное»; «Аукцион»; «Замени фразеологизмом»; «Подбери синонимы»; «Географические названия»; «Имена собственные»; «Кто больше»;  «Закончи фразеологизм»; «Угадай профессию»; «Догадайся»; «Переводчики»; «Любопытный».

Лингвистические «Угадайки».

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм:

«Третий лишний»; «Я работаю волшебником»; «По щучьему велению»; «Справочное бюро»; «Словарный диктант»; «Диктант-шутка»; «Диктант-молчанка»; «Лингвистический футбол»; «Цифровой диктант»; «Найди пару»; «Умный редактор»; «Отними букву»; «Вставь букву»: «Какой глагол задуман?»; «Кто больше?»; «По опорным словам»; «Омофоны»; «Глаголы-парадоксы»; «Подбери синонимы»; «Перепутаница»-повторение спряжения; «Ремонт»; «Лови ошибку»- повторение вида; «Замени букву»; «Возвратная форма»; «Поставь ударение»; «Аукцион»; «Цепочка»; «Кто последний»; «Двойное ударение»; «Чередования»; «Добавь мягкий знак»; «Назови часть речи»; «Добавь букву».

 Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий.

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возрасте уровне): работы с научно-популярной литературой и справочниками; умение анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный  подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь за внешней простотой формы - серьезное лингвистическое содержание. Наиболее типичны следующие: а) развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос; б)сочинение на лингвистическую тему.

Исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

К нестандартным заданиям можно отнести: диктанты на засыпку; предметные (терминологические) диктанты (лингвистический, литературоведческий; математический, исторический).

Кроссворды, чайнворды, ребусы.

Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.

Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.

Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.

Это такие головоломки и кроссворды, как «Знаете ли вы пословицы»; «Слова на шипящий согласный звук»; «Словесные тесты»; «Раз - рас»…

Чайнворды: «Местоимение»; «Имя существительное»…

Игры со словами на досуге.

«Пары слов»; «Телеграмма»; «Наборщик»; «Палиндромы»; «Собираем родственников»; «Алфавит»; «Соберем букет» и др.     

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

4. Орфоэпические минутки.

Приведём пример:

        Как научить школьника правильно ставить ударение?

        Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму.

        Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем. Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек .Самые ритмичные , запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.

 (Свёкла- Фёкла)

 Тётка Фёкла ела свёклу.

 (ЦемЕнт- инструмент)

 Я беру свой инструмент,

 Быстро развожу цемЕнт.

 (квартАл - устал)

 Брёл я долго и устал,

 Перешёл седьмой квАртал.

 Что за странный носорог

 Ел и твОрог , и творОГ.

     Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда –рифмовки- используются на уроках.

      Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются.

Слышен в классе диалог:

 Обсуждают каталОг.

 Детей не нужно баловАть,

 Чтоб зубки не пломбировАть.

    Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.

ДремОта и зевОта уходят за ворота.

 (потягивание)

 Если прикоснёшься к иве,

 Станешь ты ещё красИвей.( наклоны)

Стишки быстро запоминаются. А если на уроках создаются речевые ситуации для развития орфоэпических навыков, то успех работы обеспечен.

 Постепенно у учителя появляется целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования.

 У меня в ушах звенит,

 Телефон опять звонИт.

 Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.

 «СЛОВЕСНЫЙ КОНСТРУКТОР»

Ход игры. Выбирается одно длинное слово, например, словесность. Задача играющих – за отведенное время (около 5 минут) составить из букв этого слова как можно больше новых слов. Нужно оговорить заранее, можно ли использовать одну букву несколько раз. Могут быть такие слова: соль, нос, слово, сев, новость и др.

Побеждает тот, у кого будет больше слов. Можно учитывать и длину составленных слов. Тогда вторым победителем будет автор самого длинного слова.

Цели. Игра развивает способность находить новые варианты комбинирования, работать быстро и сосредоточенно, расширяет словарный запас.

«Этимологический словарь»

(Игра подходит только для старшеклассников и проводится в виде длительного конкурса.)

Ход игры. Эту игру можно по праву назвать любимейшим развлечением лингвистов. Своим забавным названием она обязана просторечному варианту произношения слова этимология. Название как нельзя более точно выражает суть игры: предлагать неверные, но правдоподобные толкования слов, отталкиваясь от их внешней формы. Например: едкий – пригодный в пищу, нелепица – некачественный пластилин. Чем правдоподобнее и неожиданнее «энтимологическое» толкование, тем смешнее получается. Придуманные варианты читаются или вывешиваются в классе.

Антипод (грамм.) – над.

Баранка – овца.

Весельчак – гребец.

Головотяп – палач.

Графин – муж графини; и т.д.3. Аналитические – игры, которые развивают аналитическое мышление, помогают приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, научиться видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие.

«НАМЕКИ»

Ход игры. Ведущий предлагает играющим первую букву загаданного слова и намек на него – другое слово, которое он считает некоторым образом связанным с первым. Называемые словами явления могут вместе встречаться в жизни, быть связаны неким общим сюжетом, идиомой, одно может быть похоже на другое, связаны могут быть смысл разных слов и их звуковые оболочки, связь может быть чисто ассоциативной.

Выигрывает тот, кто сможет первым назвать загаданное слово.

Предлагаемые задания-намеки помогут познакомить ребят с игрой. В скобках даны ответы, при необходимости с пояснением.

• К – сумка (кенгуру).

• Б – нос (Буратино).

• Т – летать (летающая тарелка).

• М – лягушонок (Маугли).5. Контекстные – игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот – передавать информацию самыми разными способами.

«ДОПОЛНИТЬ ТЕКСТ»

Ход игры. Ребята получают текст с купюрами. Он должен быть достаточно выразительным в стилистическом отношении: научным, публицистическим, художественным. Играющим предлагается за определенное время (от 3 до 15 минут, в зависимости от длины текста) заполнить пропуски, стремясь максимально приблизиться к тексту оригинала. Можно работать по одному или небольшими группами.

В некотором [царстве, в некотором государстве жил да был] старик со старухою, [и был у них сын] Мартынка. Всю [жизнь свою] занимался старик охотою, бил [зверя и птицу], тем и сам [ кормился, и семью] питал. Пришло [время – заболел старик] и умер. Мартынка с матерью [потужили-поплакали, да делать-то] нечего: мертвого [назад не воротишь]. Пожили с неделю и проели весь [хлеб, что в запасе] был. Видит старуха, что больше [есть нечего], надо за денежки приниматься. Старик-то [оставил им] двести рублей. Больно [не хотелось ей] починать кубышку, [однако сколько] ни крепилась, а починать нужно – не [с голоду же помирать]!

«СНЕЖНЫЙ КОМ»

Ход игры. Первый играющий произносит нераспространенное предложение, например: Мальчик идет. Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком: Мальчик идет в кино; Мальчик быстро идет в кино. Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не учитываются. Игрок, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

Цели. Развиваются память, внимание, способность сосредоточиться и очень трудно дающееся ребятам умение слушать друг друга. Появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия нормам языка. Естественно, развивается речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции, неожиданные связи между словами.

«ОДИН ОДИНОКИЙ ОРИГИНАЛ»

Ход игры. Для начала ведущий предлагает всем проверить свою память. Он произносит забавную фразу, которую ребята должны правильно повторить (можно говорить по очереди или хором, но повторение должно звучать только один раз). Затем ведущий произносит следующую фразу, а играющие должны правильно повторить первую и вторую. Ведущий произносит третью – они повторяют первую, вторую и третью и т.д. Тот, кто сумел повторить все девять фраз, ничего не пропустив и не перепутав, может гордиться своей памятью. Вот эти фразы:

• Один одинокий оригинал.

• Два диких дикобраза.

• Три трепетных тщедушных таракана.

• Четыре черствых чародея чесали череп чудаку.

• Пять пухлых пигалиц приятно пели, плотно пообедав.

• Шесть шаловливых шакалов швырялись шелковыми шапочками.

• Семь сумрачных сов скоро составят счастливое семейство.

• Восемь волооких воробьев весело варили вишневое варенье.

• Девять дюжих дурней доили деревянного дракона.

       После проверки памяти все вместе формулируют правила составления девяти фраз: каждая следующая фраза начинается со следующего по порядку числительного, при этом все слова в ней начинаются с одной и той же буквы, к концу фразы становятся длиннее.

       Теперь каждый может попробовать себя в составлении таких «девяток». Можно объявить конкурс на лучший вариант и через несколько недель подвести итоги, назвав лучшие «девятки». После этого их хорошо вывесить в классе, чтобы все имели возможность потренировать память.

       Если учитель на своем уроке будет использовать элементы занимательности, то заинтересованность учеников к его предмету возрастет.

На разных этапах урока можно использовать элементы занимательной лингвистики, например:

1. К какой части речи относятся слова:

пила, запас, надел, легкие, белила, жгут, простой?

(Значение слов можно определить только в контексте. Они могут быть существительными, глаголами, прилагательными. Слова, отдельные формы которых совпадают, называются омоформами.)

2. Определите, какими частями речи является слово столько:

На стадионе столько людей! Я столько должен тебе сказать!

(В первом случае – местоимение, заменяет имя числительное; во втором – наречие, обозначает степень действия.)

3. В чем видовая особенность слов миновать, молвить, казнить?

Приведите примеры предложений с этими словами.

(Теплые дни миновали (сов. вид.). Приходилось миновать этот опасный участок пешком (несов. вид.). И вдруг щука молвила человеческим голосом (сов. вид). Не вели казнить (несов. вид), вели слово молвить (несов. вид). Царь казнил стрельцов (сов. вид и несов. вид). Эти глаголы двувидовые: определить их вид можно только по контексту.)

4. Синтаксическая загадка:

Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая заветы отца, разбогатеть. Найдите и вы его решение.

(Отец забыл поставить запятую. Видимо, он предполагал такое прочтение: «Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять в другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Золотой в этом случае оказывалась лишь чаша.)

5. Как вы думаете, на юге или севере России родилась поговорка Старый друг лучше новых двух? Какой раздел языкознания поможет найти ответ?

(Ответ подскажет фонетика: слово друг на юге России произносят [друх], оно рифмуется со словом двух.)

6. Вспомните перифразы (окольные обороты, замены слов описательными выражениями) к следующим понятиям:

1) Петербург, 2) Киев, 3) юность, 4) старость, 5) заснуть, 6) умереть, 7) родиться, 8) хлопок, 9) женьшень, 10) нефть, 11) лев, 12) японцы, 13) мужчина, 14) женщина, 15) человек.

Ответы: 1) Северная Пальмира, Северная Венеция, 2) мать городов русских, 3) весна жизни, 4) закат дней, 5) очутиться в объятиях Морфея, 6) уйти в мир иной, отправиться к праотцам; см. «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова: почить в Бозе, отдать концы, дать дуба, отбросить коньки и т.д., 7) появиться на свет (божий), прийти в этот мир; 8) белое золото, 9) корень жизни, 10) черное золото, 11) царь зверей, 12) жители Страны восходящего солнца, 13) сын Адама, 14) дочь Евы, 15) царь природы, венец творения.

(Можно дать обратное задание: по перифразам определить понятия.)

Выводы:

Игра – это форма познания мира. Благодаря активной и раскрепощенной мыслительной

и речевой деятельности у ребенка вырабатываются такие  качества личности, как самостоятельность мышления и  творческая инициатива.

Общение в диалоге-игре максимально приближено к реальным, естественным речевым ситуациям, а это способствует формированию навыков спонтанной устной речи.

Использование игровых занимательных приёмов позволяют разнообразить учебную деятельность, полнее учитывать особенности школьников и удовлетворять естественную тягу детей к играм. А игра, как известно, носит и воспитывающий, и обучающий, и развивающий характер.

Что даёт игра детям?

Игра даёт свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя – только добровольно.

Игра даёт перерыв в повседневности. Игра – это неординарность.

Игра даёт выход в другое состояние души.

Литература

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся / Под ред. Л.П. Крысина. М.: Просвещение, 1995.

2. Волина В.В. Этимологический словарь. СПб.: Зенит, 2000.

3. Казбек-Калиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5–11-е классы. Айрис-пресс, 2004.

4. Московский интеллектуальный марафон. Сборник заданий. М.: Интеллект-Центр, 2002.

5. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. М.: Владос, 1999.

6. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2004.

7. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка. М.: Мирос-Маик, «Наука-Интерпериодика», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. На современном этапе моделирования образовательного процесса уроков русского языка и литературы данные технологии занимают одно из в...

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных...

Игровые технологии на уроках русского языка

Материал представляет обзор игр, применяемых мной на уроках русского языка в 5, 6, 7 классах...

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...