Урок-игра "Орфографические гонки"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Валентина Николаевна Кидяева

Цели:  - закрепить знания учащихся о правописании гласных е-и в корнях с чередованием,

- повторить правописание других гласных в корне,

- учить редактированию текста,

- развивать логическое мышление, умение работать со схемой, навыки самооценки,

- воспитывать ответственность за общее дело, патриотические чувства, учить взаимопомощи, бесконфликтному общению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_igra_orfograficheskie_gonki.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра «Орфографические гонки»

Составил

Учитель русского языка и литературы

Кидяева В. Н.


Урок-игра «Орфографические гонки» по теме «Корни с чередующимися гласными»

Цели:  - закрепить знания учащихся о правописании гласных е-и в корнях с чередованием,

- повторить правописание других гласных в корне,

- учить редактированию текста,

- развивать логическое мышление, умение работать со схемой, навыки самооценки,

- воспитывать ответственность за общее дело, патриотические чувства, учить взаимопомощи, бесконфликтному общению.

Форма урока: игра «Орфографические гонки».

Оборудование: ребусы,  Презентация,  жетоны, сигнальные  карточки, тесты, раздаточный материал

Ход урока. 

Кто ничего не изучает,
 
тот вечно хнычет и скучает.
 


I.Оргмомент.
 

На доске написаны предложения:

Мы  находимся на прекрасной поляне. Соб…раем  ж…лтые, лиловые, красные  цв…ты. На р…стениях еще сохр…нились капельки р…сы. Взб…раемся на в…ршину небольшого холма. Внизу бл…стит река. Сердце зам…рло от восторга.

Какая орфограмма есть во всех глаголах этого текста? Это и будет темой нашего урока. Сформулируйте ее. (Корни с чередованием гласных е-и.). Запишем тему урока. На какие виды орфограмм в тексте есть еще слова? (чередующиеся гласные о-а, о-ё после шипящих, безударные гласные) В какой части слова они все находятся? (в корне) Значит, мы должны повторить сегодня и эти правила.

Сформулируйте цели урока, опираясь на запись на доске.

1. Повторить правописание   корней  с   …

2. Учиться правильно писать слова с    гласными  в  …   слов.

3. Учиться редактировать текст (не употреблять … и  ….слова).

(Цель: повторить правописание корней с чередованием гласных е-и; учиться правильно писать слова с  гласными в корнях слов; учиться редактировать текст, не употребляя  лишних и одних и тех же слов.

 

Чтобы  выполнить эти цели, мы поиграем. Игра называется «Орфографические гонки».

Сегодня в гонках будут участвовать 4 гоночных болида, в каждом пилот и помощник. Гонка будет состоять из 4-х гоночных кругов, один из которых будет прогревочным, и пит-стопа. Победителем будет признан экипаж, набравший наибольшее количество жетонов.

Прогревочный круг нужен, чтобы прогреть резину, то есть размяться.

1. Расскажите правило о правописании гласных е-и в корнях с чередованием. (Монологический ответ, рецензирование)  Затем в паре каждый рассказывает правило и получает оценку. (ПРил. 1) (за правильно е заполнение по 1 жетону)

2. В гонке нужны новые слова. Отгадайте ребусы и запишите слова (машина, финиш, гонка) (по 2 жетона за слово)

Первый круг.

Проверим, как вы знаете правописание гласных в корнях с чередованием. Приготовили сигнальные карточки а-о, и-е. Помните, что вы должны не только показать букву, которую вставили, но и объяснить ее написание.(проверка) 
а-о: Возгорание, горючий, касаясь, прикосновение, поклониться, зарница, зорька, взрастить, росток, возложить, изложение, непромокаемый. 
и-е: задирать, заблестеть, замер, запирать, запереться, растирать, выбирал, заберёт, запереть, отпирал, заблистал, расстелил.
 

Второй круг.

На пути к финишу у нас следующее испытание. Оно называется «Волшебный ларец». Ваша задача собрать в ларцы нужные слова. В первый ларец вы должны вложить слова с буквой –А- , во второй – с буквой –О-. Каждый член команды выходит к доске, берёт два слова из разных кучек. Называет нужную букву и вставляет в ларец. 
1 кучка
ν Выр...стать, р...стение, выр..щенный, 
ν р...сток, отр...сль, подр...сли, зар...сли. 
ν Предпол...жить, предл...жить, пол...гать, 
ν пол...жить, вл...жить, предл...гать, прил...гать. 
2 кучка
 
ν Выл...жить, зал...жить, прил...гать, дол...жить, 
ν предпол...гать, нал...жить, сл...гать. 
ν Р...стов-на- Дону, прир...сли, зар...стает, 
ν отр...сли, р...сточек, водор..сли, разр..стались 
- Ребята скажите, от чего зависит чередование гласных в этих корнях?
 
От конечной гласной корня (лаг/лож, рос/раст, ращ)
 

Пит-стоп. После трех кругов гонки, в машинах появились неполадки. Устраните их, чтобы продолжить гонку. Для этого нужно выполнить следующие задания.

 Задание 1. Найдите 4 лишнее и устраните неполадки.

  1. Разрастается, срослись, заросли, роса.
  2. Взбираться, замирать, зажигать, заблестел.
  3. распорядиться, выросли, рассвет, расположиться.
  4. Высказать, сложить, предположение, слагаемое.

Ключ   1-4, 2-4, 3-2, 4-1.

Задание 2. Отредактируй текст. Вставить вместо точек подходящие по смыслу эпитеты . 2.Выписать слово с чередующейся гласной и объяснить его правописание. (располагается).

На нашей планете много разных стран. Мы живем в России. Россия – самое большое государство в мире, располагается на материке Евразия. Россия – наша «родная земля», наша Родина. Природа ее очень разнообразна:… солнце, ….. небо,  ….. просторы.



Финишный круг. Мы выходим на финишную прямую, и наше последнее испытание графический диктант.

Ваша задача – воссоздать рисунок, отвечая на вопросы. Нужно выбрать 1 из предложенных вариантов и в соответствии с выбором, нарисовать линию начиная от точки.

  1. МОК- это когда пропускают влагу –  

МАК – это когда пропускаю влагу –

  1. В каком ряду во всех словах пропущена буква а? 
    -  р..внина, заг..реть, возг..рание, р..стительность –  

            - м..кать хлеб, предл..гать, к..сательная, з..гар; -

  1. В корнях –кас-, -кос- а пишется под ударением –

В корнях –кас-, -кос- а пишется, если после корня есть суффикс –а-

 

  1. В каком ряду во всех словах пропущена буква е ? 
    1) раст..реть, расст..лавший, бл..стящий, прот..рать;
     
    2) соб..ру, прид..русь, зам..реть, зап..реть;
     

  1. В корнях –зар-, -зор- о пишется под ударением
    В корнях –зар-, -зор- а пишется под ударением

Вот и подошла к концу наша гонка. И давайте узнаем, кто же стал победителем гонки.

Молодцы. Спасибо всем гонщикам за отличную работу.

VII. Домашнее задание. 
Предлагаю вам на выбор:
 
1) Составить два тестовых задания по изученным правилам;
 
2) составить словарный диктант из 15 слов.
 

G:\всякое разное\графич диктант\TVvFlv1InQI.jpg

Правописание  гласных  в  корне



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 6класс Лыжные гонки

В конспекте  выделяю технику выполнения лыжных ходов....

Большие гонки

Добрый день, дорогие зрители, болельщики и участники! Мы ведём наш репортаж из спортивного зала  Коробовского лицея. Сегодня за победу в «Больших гонках» будут бороться 2 команды... (представлени...

Внеклассное мероприятие по физике на татарском языке "Большие гонки"

Внеклассное мероприятие по физике на татарском языке "Большие гонки"...

конспект занятия по лыжным гонкам

конспект урока по лыжной подготовке в рамках школьной программы, расчитан на учащихся 6 классов....

Урок-соревнование "Математическая гонка" 8 класс

Заключительный урок по теме " Квадратный корень". Материал содержит конспект урока и презентацию. Урок проходит в форме соревнования двух команд....

Интегрированное внеклассное мероприятие - оленьи гонки "И это всё о тебе, Ямал!"

Тема: Тема: «И это все о тебе, Ямал!» Форма: состязание. Данное мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 классов, в число которых входят дети «группы риска». Форма выбрана не случайно: дети «группы р...

Урок игра математические гонки « Действия с десятичными дробями»

1.     урок игра, с использованием группового метода; разноуровневая  дифференциация обучения, что дает возможность повысить эффективность урока.2.    урок игра...