Морское путешествие в царство Н и НН.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Жанатаева Людмила Галиевна

Открытый урок по русскому языку в 6 классе "Морское путешествие в царство Н и НН."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Морское путешествие в царство Н и НН

Цели:   обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное»;

познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы                      «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»;

совершенствовать умение писать слова с изученной орфограммой.

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Сегодня у нас необычный урок, ребята. Вы любите путешествия? Мы отправляемся в удивительное путешествие в царство Н и НН, чтобы доплыть до королевы Н, мы должны пройти много испытаний  в океане с именем «Имя прилагательное». Вы готовы к этому? Ну, тогда  в путь! Счастливого плавания!

Прежде чем отплыть, нужно проверить, готовы ли мы к этому плаванию. Для этого мы должны посмотреть, что мы знаем о прилагательном, я начинаю, а вы продолжаете:

- Имя прилагательное – это часть речи, которая…(показывает признак предмета)

- отвечает на вопросы…(какой , чей)

- в предложении чаще всего бывает…(определением или сказуемым)

- в предложении зависит от …(имени существительного)

- изменяется по… (по числам, падежам и родам)

- может иметь формы…(краткую и полную, степени сравнения)

- имеет 3 разряда…(качественное , относительное, притяжательное)

Учитель: Молодцы, ребята, как же хорошо вы подготовились к этому путешествию! Вот теперь мы можем отплыть, капитан, командуй!

  1. Повторение

Учитель: мы выплываем из бухты под названием «Лексика». Что же это такое? Предложения?

  • Соловьям помогали петь весенние песни летние птички – подкрапивницы, и особенно хороша флейта иволги.

  • Есть старая легенда о том, как через мирный город прошел неизвестный волшебник, играя на флейте, и увел за собой всех детей.

- обратите внимание на подчеркнутые слова. Что они означают? И как называются такие слова?

- каково лексическое значение этого слова?

- послушайте, как звучат эти мелодии

(звучит музыка флейты)

- Кто-то не хочет нас выпускать отсюда, посмотрите на этот разбор, он хочет нам что-то сказать, что же случилось? Чтобы продолжить наш путь мы должны это справить. (фонетический разбор слова флейта  сделан неправильно, нужно его исправить)

Учитель: Молодцы! Но теперь мы должны дать сигнал оставшимся на берегу, должны показать, что мы справились с этим препятствием:

«НЕ с прилагательными»

(работа с сигнальными карточками. Ребята поднимают красные карточки, когда НЕ со словом пишется раздельно,  и зеленые,  когда слитно)

Необыкновенное чудо, небольшая птичка, далеко не  большое расстояние, он вовсе не плохой человек, не красна изба углами, а красна пирогами, некрасивый поступок, не красивый цветок , а прекрасный, ненавистный враг.

 Учитель: молодцы, провожающие наверное остались довольны. И мы продолжаем наш путь.

- что же это за фантастика, в океане  «Прилагательное» мы встречаем «Веселую арифметику»,  и она приготовила нам свои задания:

  1. К числу морфем в слове добрейший  прибавить количество гласных в слове улыбка: (3+3=6)
  2. Лес охладит вас свежим дыханием, взбодрит ощущением мнимой опасности.

От количества прилагательных в предложении отнять количество грамматических основ. (2-1=1)

  1. Количество слогов в слове прилагательное  разделить на количество разрядов прилагательных. (6/3=2)
  2.  Количество однородных членов в предложении умножить на количество запятых в нем:

Звезды не падают, а летят мимо зари, размашисто перечеркивают небосклон, гаснут беззвучно.(4*3=12)

Учитель: поплыли дальше ,но не тут то было, нам встретились «шипящие рифы». Нам нужны буквы О и Е, чтобы спастись от кораблекрушения.

 «О и Е после шипящих в суффиксах прилагательных»

Задание: преобразовать следующие слова в словосочетания прил + сущ.(правило)

Сумка из холста - (холщовая сумка)

Платье из парчи –

Компот из груши –

Обувь из замши –

III.Работа с текстом

Учитель: мы приближаемся к  морю Текста

Серебряная сказка

Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима.

В звёздные ночи лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, пересечёнными звериными тропами.

Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней.

Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками.

Вечерело. Багряное солнце уходило за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего был пушистый иней. Заря, отполыхав, стала меркнуть, и из-за леса вылез серебряный щит луны, который ярко осветил снег.

А утренний ветер погубил серебряную сказку, но в эту зиму она часто возвращалась, и я навсегда полюбил иней – призрачную и хрупкую красоту русской зимы. (По…..)

Задания к тексту:

 - О чем говорится в тексте? Как бы вы сами озаглавили этот текст?

- какова идея этой сказки?

- К какому типу и стилю речи относится этот текст? Почему?

- какие художественно-изобразительные средства использовал автор в данном тексте?

- сделать синтаксический разбор 2 предложения

- найти в 4 абзаце качественные прилагательные

- Найти в 5 абзаце относительные прилагательные

- есть ли в тексте прилагательные в форме степеней сравнения?

Учитель: Вижу землю, царство Н и НН недалеко, но мы должны хорошенечко изучить их нравы, чтобы нам там не было стыдно.

IV. Объяснение нового материала.

        

Лебединый

Песчаный

Серебряный

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный

- Как образованы эти прилагательные? С помощью каких суффиксов? От какой части речи они образовались?

Каменный

Туманный

- почему в этих словах пишется НН?

Соломенный

Торжественный

Регистрационный

Исключение: ветреный

- В каких суффиксах пишется НН? (ученики самостоятельно делают выводы)

- Найдите и выпишите из текста слова с этой орфограммой «Н и НН в суффиксах прилагательных». Объясните их правописание, определите род, число, падеж этих прилагательных.

VI. Закрепление нового материала.

Учитель: Что же это такое? Откуда ни возьмись нагрянула буря.

Словарный диктант

Станционный, художественный, письменный, водяной, длинный, телевизионный, ветреный, единственный, дружественный, шерстяной, песчаный, соловьиный, старинный, весенний, деревянный.

 

Проверить паруса. Ошибки проткнуть ручкой.

Учитель: Вот мы и пришли к концу нашего путешествия, мы с большой гордостью можем ступить на землю и погостить в царстве Н и НН, ведь нам не страшны никакие испытания! Верно, ребята?

VII. Домашнее задание.

Нам остается на берегу заштопать паруса и написать небольшое сочинение на тему: «Что такое путешествие?»

И в конце нашего урока, пока мы не причалили к берегу, давайте посмотрим картины выдающихся художников мира с изображением морского пейзажа.

(Капитан кричит: «Земля! Вижу землю!»)

- Вот мы и причалили, друзья! До свидания! До следующего плавания!

Урок –семинар

toy07_05401_123big

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ с.п.Кишпек

Жанатева Людмила Галиевна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Имя прилагательное – это… Отвечает на вопросы… В предложении чаще всего бывает… В предложении зависит от… Изменяется по… Может иметь формы… Имеет 3 разряда… Разминка

Слайд 3

Соловьям помогали петь весенние песни летние птички – подкрапивницы, и особенно хороша флейта иволги. Есть старая легенда о том, как через мирный город прошел неизвестный волшебник, играя на флейте , и увел за собой всех детей. лексика

Слайд 4

Словарная работа ФЛЕЙТА - деревянный духовой музыкальный инструмент высокого тона в виде прямой трубки с отверстиями и клапанами.

Слайд 5

Фонетический разбор Флей – та Ф- [ ф ]- согл.,глух.,тв . Л - [ л ] - согл ., звон.,сонорн.,мягкий . Е - [ й ] – согл.,звон.,мягкий . [ э ] - глас.,безуд . Й - [ й ] - согл.,звон.,мягкий . Т - [ т ] - согл.,глух.,тв . А - [ а ] - глас.,безуд . ________________ 6 букв, 7 звуков Е – йэ в начале слова Ё – йо после гласных Ю – йу после Ъ и Ь Я – йа

Слайд 6

Работа с сигнальными карточками НЕ с прилагательными (Не)обыкновенное чудо; (не)большая птичка; далеко (не) большое расстояние; вовсе (не) плохой человек; (не) красна изба углами, а красна пирогами; (не) красивый цветок, а прекрасный; (не) навистный враг, (не)красивый поступок.

Слайд 7

1. Добрейшая улыбка К числу морфем в слове добрейшая прибавить количество гласных в слове улыбка. 2. Лес охладит вас свежим дыханием, взбодрит ощущением мнимой опасности. От количества прилагательных в предложении отнять количество грамматических основ в нем. 3. Прилагательное Количество слогов в слове прилагательное разделить на количество разрядов прилагательных. 4. Звезды не падают а летят мимо зари размашисто перечеркивают небосклон гаснут беззвучно. Количество однородных членов в предложении умножить на количество запятых в нем. Веселая арифметика

Слайд 8

Сумка из холста – Платье из парчи – Компот из груши – Обувь из замши – холщовая сумка парчовое платье грушевый компот замшевая обувь «Шипящие» рифы О и Е после шипящих в суффиксах прилагательных (преобразовать следующие слова в словосочетания прил + сущ )

Слайд 9

Серебряная сказка Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима. В звёздные ночи лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, пересечёнными звериными тропами. Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней. Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками. Вечерело. Багряное солнце уходило за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего был пушистый иней. Заря, отполыхав, стала меркнуть, и из-за леса вылез серебряный щит луны, который ярко осветил снег. А утренний ветер погубил серебряную сказку, но в эту зиму она часто возвращалась, и я навсегда полюбил иней – призрачную и хрупкую красоту русской зимы.

Слайд 10

Задания к тексту О чем говориться в тексте? Какова идея этой сказки? К какому типу и стилю речи относится данный текст? Почему? Какие художественно-изобразительные средства использованы в тексте? Сделать синтаксический разбор второго предложения. Выписать из четвертого абзаца качественные прилагательные, определить их род. число, падеж. Выписать из пятого абзаца относительные прилагательные, определить их род, число, падеж.

Слайд 11

Синтаксический разбор предложения В звездные ночи лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, пересеченными звериными тропами.

Слайд 12

Определить род, число, падеж прилагательных Обильный и пушистый , он всё окружающее делает праздничным и торжественным . Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками. Обильный и пушистый иней Делает торжественным Причудливые кружева Таинственными призраками

Слайд 13

Новая тема Лебедь – лебед ин ый Песок – песч ан ый Серебро – серебр ян ый Исключение: олов янн ый, дерев янн ый, стекл янн ый Солома – солом енн ый Торжество – торжеств енн ый Регистрация – регистраци онн ый Исключение: ветреный Камень – камен н ый Туман – туман н ый Н + Н

Слайд 14

-НН- Н + Н 2. - ЕНН- ОНН 3. В исключениях: СТЕКЛ ЯНН ЫЙ ОЛОВ ЯНН ЫЙ ДЕРЕВ ЯНН ЫЙ -Н- 1. – АН-, -ЯН- 2. -ИН- 3. В исключениях: ВЕТР ЕН ЫЙ В суффиксах полных и кратких прилагательных

Слайд 15

Н и нн в суффиксах прилагательных Определи, от какой части речи образовано слово . От существительного? Да Определи, какой суффикс прибавлен к основе? - онн , - енн , - н -ан, - ян , -ин Да Да Пиши - нн Пиши - н Исключения: ветреный (но безветренный) Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный

Слайд 16

Объясни, применяя алгоритм рассуждения В звёздные ночи лунный свет колдует над сонным лесом , над белыми полями, пересечёнными звериными тропами. Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней. Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками. Лунный свет Сонным лесом Звериными тропами Делает торжественным

Слайд 17

Объясни, применяя алгоритм рассуждения Стеклянные цветы Искусственные кружева Таинственными призраками Серебряный щит луны Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы , а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками. Вечерело. Багряное солнце уходило за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего был пушистый иней. Заря, отполыхав, стала меркнуть, и из-за леса вылез серебряный щит луны, который ярко осветил снег.

Слайд 18

Словарный диктант Станцио … ый , художестве… ый , письме… ый , водя…ой, дли… ый , телевизио … ый , ветре… ый , единстве… ый , дружестве… ый , шерстя…ой, песча … ый , соловьи… ый , стари… ый , весе… ий , деревя … ый . СтанциОННый , художествЕННый , письмЕННый , водЯНой , длиННый , телевизиОННый , ветрЕНый , единствЕННый , дружествЕННый , шерстЯНой , песчАНый , соловьИНый , стариННый , весеННий , деревЯННый .

Слайд 19

Рисунок на камне «На закате» Автор Керимова Марьяна

Слайд 20

Владимир Куликов «Морская сила»

Слайд 21

До следующего путешествия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Новогоднее морское путешествие"

Так мы проводим Новый год с воспитанниками нашего Клуба...

«Новогоднее морское путешествие»

В 2009-2011 гг. я работала педагогом в КЮМ  "Навигатор" (Клубе Юных Моряков). Накануне нового 2011  года, мною был разработан (конечно не без помощи интернета = мною взято несколько сценарие...

Методическая разработка.Урок-морское путешествие по теме :" Имя прилагательное"

Урок-повторение в занимательной фоме позволит обобщить знания по теме: " Имя прилагательное"...

Морское путешествие. Употребление наречий в текстах разных стилей

Урок, позволяющий повторить и обобщить знания и умения после изучения темы "Наречие" (7класс)....

Новогоднее путешествие в царство Морского царя.

Сценарий новогоднего праздника может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям составлен он для детей от 3- х лет....

Досуг ко Дню военно-морского флота России "Морское путешествие" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: расширение знаний детей о военно-морском флоте России.Задачи:1. способствовать формированию интереса к профессии военного моряка;2. познакомить с новыми играми и эстафетами;3. развивать уме...