Глагол и причастие
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Степанов Андрей Николаевич

Презентации разработаны как для работы с группой учеников, так и для индвидуальных занятий по подготовке к ГИА по русскому языку.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глагол

Слайд 2

Государственное бюджетное професиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №5» Тема 5.3. Глагол Теоретическое занятие 25 по дисциплине ОУДб.01. Русский язык Преподаватель Степанов А.Н. Москва 2020

Слайд 3

Содержание учебного занятия 1) Грамматические признаки глагола. 2) Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. 3) Употребление форм глагола в речи (причастие).

Слайд 4

Вспомним ранее изученное Глагольные формы Глагол – что делать? ч то сделать? Деепричастие – что делая? что сделав? Причастие – обиженнЫЙ (от обидеть – с.в.) Отглагольное прилагательное – вязанЫЙ (от вязать – н.в.) О тглагольное существительное – сиденье. Герундий - сидение (процесс).

Слайд 5

Начальная форма (инфинитив) Что ДЕЛАТЬ? Что СДЕЛАТЬ? Показатели инфинитива: Суффиксы: - ть , - ти , - чь . бежаТЬ , несТИ , береЧЬ Ударение в древнерусских глаголах: зъвАти , сОхнути , ходИти .

Слайд 6

Отглагольное существительное Образуется способами: суффиксальным ( леп-к-а ), префиксальным ( по-лёт ), безаффиксальным (бег ). Бывает: А ) имени действия ( сев , преобразование , спасение ). Б) имени действующего лица или отправителя действия ( сеятель , преобразователь , С паситель ). *** Слово «ерунда» в русском языке произошло от слова «герундий»

Слайд 7

Для инфинитива характерны 1) категория вида: что делать? – несовершенный вид что сделать – совершенный вид 2) переходность/непереходность (сказать (что?) правду – переходный, сказаться больным – непереходный); 3) возвратность/невозвратность (объясниться – объяснить); 4) залог (читать – действительный, читаться – страдательный)

Слайд 8

Определите спряжение и окончания глаголов Что люб… тся , чем дыш … тся , Душа чем ваша полн… тся , - То в голосе услыш … тся , То в песенке припомн … тся . Тяжёлое – забуд … тся , Хорошее – остан … тся . Что с Родиною сбуд … тся , То и с народом стан… тся …

Слайд 9

Личные окончания глагола 1. Поставить глагол в форму третьего лица единственного числа. 2. Если окончание под ударением, то сразу определяем спряжение: плыть – (он) плывЁт => I спряжение [ Е ] лететь – (он) летИт => II спряжение [ И ] 3. Если окончание безударное, то спряжение определяем по инфинитиву:

Слайд 10

Окончание I спряжения (личная форма) Окончание II спряжения (личная форма) ЕдУ (на) ИА (ослике)

Слайд 11

ЗАПОМНИТЬ!!! Глаголы I спряжения: БаЯть , БлеЯть , ВеЯть , ЛаЯть , РеЯть СеЯть ТаЯть ХаЯть ЧаЯть ЧуЯть КаЯться МаЯться НадеЯться ЛелеЯть ЗатеЯть КашлЯть Глагол II спряжения: клеИть

Слайд 12

НЕ ПУТАТЬ!!! Гонять ( I ) - Гнать ( II ) Слушать ( I ) - Слышать ( II )

Слайд 13

Образование причастий Настоящее время смотрЯЩий , делаЮЩий (действ) – УЩ,АЩ разглядываЕМый , недвижИМый (страд)-ЕМ,ИМ Прошедшее время СмотреВШий , делаВШий (действ) - ВШ рассмотрЕННный , сделаННый (страд) -ЕНН,-НН.

Слайд 14

Суффиксы причастий зависят от НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ От спряжения исходного глагола: I – ЕдУ II – ИА От окончания исходного глагола: -АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ,-ИТЬ

Слайд 15

Суффиксы причастий настоящего времени ЗАВИСЯТ от спряжения исходного глагола I спряжение ЕдУ II спряжение ИА читать (I)  чита ?М ый шептать ( I )  шепч? Щ ий стелить ( I )  стел ?Щ ий видеть (II)  вид ?М ый дышать (II)  дыш ?Щ ий строить (II)  стро ?Щ ий ИСКЛЮЧЕНИЕ: (НЕ)ДВИЖ ИМ ЫЙ, недвиж ИМ ость

Слайд 16

Суффиксы причастий прошедшего времени (ВШ,НН) ЗАВИСЯТ от окончания глагола в начальной форме Перед НН пишется А / Я (АНН/ЯНН) Перед НН пишется Е (ЕНН) ЕТЬ/ИТЬ Перед ВШ пишется гласная, что и перед ТЬ услышАть  у слыш?ННый посеЯть  Посе?ННый увидЕть  Увид?ННый построИть  Постро?ННый видЕть  Увид?вший слышАть  Услыш?вший

Слайд 17

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) посвяща .. щий , гас.. щий 2) жал.. щие (пчёлы), хран .. щие 3) (окно) свет.. тся , хран .. мый 4) сутул.. щийся , бре .. щий 5) мол.. щийся , убира .. щий

Слайд 18

Пояснение 1. Посвящающий ( действит . причастие настоящего времени от глагола 1 спр .), гасящий ( действит . причастие настоящего времени от глагола 2 спр .) 2. жалящие (пчёлы) ( действит . причастие настоящего времени от глагола 2 спр .), хранящие ( действит . причастие настоящего времени от глагола 2 спр .) 3. (окно) светится (2 спр .), хранимый (от глагола 2 спр .) 4. сутулящийся ( действит . причастие настоящего времени от глагола 2 спр .), бреющий ( действит . причастие настоящего времени от глагола 1 спр .) 5. молящийся ( действит . причастие настоящего времени от глагола 2 спр .), убирающий ( действит . причастие настоящего времени от глагола 1 спр .) Ответ: 23.

Слайд 19

Итоги Дайте определение глагола и причастия Расскажите алгоритм определения спряжения у глагола и причастия От чего зависят суффиксы причастий?

Слайд 20

? Что было нового на занятии? Что было самого трудного? Что у меня получилось и что не получилось? Что удивило и что захотелось?

Слайд 21

Домашнее задание 1) Упражнение 320 (устно) 2) 329, 357-359 (письменно) 3) Выучить алгоритм определения окончаний глаголов и суффиксов причастий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное професиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №5» Тема 5.4. Причастие и деепричастие Теоретическое занятие 26 по дисциплине ОУДб.01. Русский язык Преподаватель Степанов А.Н. Москва 2020

Слайд 2

Содержание учебного занятия 1) Образование действительных и страдательных причастий 2) Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида 3) Правописание - н - и - нн - в причастиях и отглагольных прилагательных

Слайд 3

Образование причастий Образование деепричастий Настоящее время. смотрЯЩий , делаЮЩий ( дейсвт ) –УЩ,АЩ разглядываЕМый , недвижИМый (страд ) Прошедшее время СмотреВШий , делаВШий ( дейст ), -Ш рассмотрЕННный , сделаННый (страд) -Т. Совершенный вид: - вши,-в,-ши закрыв, высохши Несовершенный вид: - я,-а смотря, хохоча НО: Принести – принеся, принесши Вспомним ранее изученное

Слайд 4

Отыменные прилагательные 1. В отыменных прилагательных, образованных от сущ. с основой на – н : сон-сонный , истина-истинный . 1. В отыменных прилагательных, образованных от сущ., в основе которых нет Н : юбилейный, юный, румяный, багряный. 2. В прилагательных с суффиксами ЕНН,ОНН : искусство-искусственный , утро-утренний . Искл .: - Ветреный ( =с ветром) день, человек. / Ветряной ( =приводимый в движение ветром) двигатель - Масленый ( =пропитанный маслом) блин, каша, руки. Масляный ( =на масле) насос, лампа. 2. В прилагательных с суффиксами АН,ЯН,ИН: песок-песчаный , пчела-пчелиный . Искл .: стеклянный, оловянный, деревянный. ОКНО NB - ОбветреННый , безветреННый - ЗамаслеННая ткань

Слайд 5

3. В наречиях, кратких прилагательных, если в исходной форме было НН : ценная вещь, вещь ценна. 3. В наречиях, кратких прилагательных, если в исходной форме было Н : юная девушка-девушка юна, зеленые деревья-деревья зелены.

Слайд 6

Причастия и отглагольные прилагательные Н/НН

Слайд 7

Правописание -НН- в причастиях –Н- в отглагольных прилагательных 1. Образуются от глаголов СОВЕРШЕННОГО ВИДА: решенная задача (решить), обиженный ребенок (обидеть). Искл .: раненый (ранить): раненый боец--раненный в голову боец. 1. Образуются от глаголов НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА: вязаный свитер, крашеный пол, Прощеное воскресение (от прощать).

Слайд 8

2. Есть приставка: связанный свитер, прожаренная рыба, израненный солдат. 2. Нет приставки: мощеная улица, жареная рыба (кроме НЕ) 3. Есть зависимые слова: вязанный на спицах свитер, жаренная в масле рыба, раненный осколком солдат. 3. Нет зависимых слов: вязаный свитер, крашеный пол.

Слайд 9

4. Есть глагольные суффиксы ОВА,ЕВА, ИРОВА: маринованный, асфальтированный, корчеванный. Искл .: кованый, жеваный. 4. Во второй части сложных слов (устойчивые словосочетания ): глаженые-переглаженые , ношеные-переношеные и т.п., золототканый материал.

Слайд 10

ЗАПОМНИТЬ: невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, желанный, жеманный, священный, медленный, доморощенный, смотренный, неожиданный, считанный, слушанный, слышанный, отчаянный, чванный, окаянный, чеканный, данный, обещанный ЗАПОМНИТЬ: смышленый ребенок, названый ребенок, посажёный отец, конченый человек, бешеный взгляд.

Слайд 11

Диктант с комментированием

Слайд 12

Распределительный диктант Заполните таблицу Существительные и Прилагательные, образованные от существительных Прилагательные и причастия, образованные от глаголов Н НН Н НН

Слайд 13

Краткая форма Краткие страд.причастия - Н Краткие отглагольные прилагательные – НН 1. Можно заменить глаголом ( прош.вр ), перевернув предложение: Девочка воспитана спортивной школой = Спортивная школа воспитаЛа девочку. 1. Можно заменить прилагательным: Девочка умна и воспитанна = Девочка умная и воспитанная.

Слайд 14

Найдите прилагательные и причастия, которые можно спутать . Перечислите признаки, по которым вы определили части речи. Девочка капризна и избалованна. Девочка избалована родителями. 3. Эта женщина неискренна и ограниченна. 4. Долина ограничена горами.

Слайд 15

Итоги Дайте определение совершенного вида и несовершенного вида глагола. Почему важно знать вид глагола, от которого образовано причастие или отглагольное прилагательное? В каких случаях пишется Н? В каких случаях пишется НН? Назовите слова-исключения?

Слайд 16

? Что было нового на занятии? Что было самого трудного? Что у меня получилось и что не получилось? Что удивило и что захотелось?

Слайд 17

Домашнее задание 1 ) Упражнение 382, 383, 525 (письменно) 2) Проверить таблицу распределительного диктанта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажер и проверочный тест по теме: "Правописание окончаний глаголов, суффиксов причастий".

Материал для подготовки к ЕГЭ по теме: "Правописание окончаний глаголов, суффиксов причастий". Задание А 16....

"О формировании языковедческой компетенции при изучении безударных личных окончаний глаголов, суффиксов причастий"

Приведены приемы изучения безударных личных окончаний глаголов, суффиксов причастий с использованием наглядного алгоритма...

Презентация к уроку "Признаки прилагательного и глагола у причастия"

Презентация к уроку "Признаки прилагательног и глагола у причастия"...

Таблица "Спряжение глаголов. Образование причастий"

Спряжение глаголов, безударные окончания глаголов, исключения, образование причастий настоящего и прошедшего времени...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия».

Технологическая карта урока русского языка  в 7 классеТема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия»....