Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку

Колмакова Людмила Михайловна

Для развития у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности создаю социально-педагогические условия, способствующие эффективному выявлению и развитию этих способностей, среди которых:

-использование современных педагогических технологий (дифференциации и индивидуализации обучения, частично-поисковых, проблемных, проектных).

-равные возможности для всех обучающихся;

- создание ситуации успешности:

- мотивация обучающихся;

- взаимодействие с семьёй.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

        Все изменения в новом стандарте должны привести к тому, что результаты общего образования будут прямо связаны с направлением личностного развития и представлены в деятельностной форме. Цель деятельностного подхода – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Это означает, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. (При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит). Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

        Для развития у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности создаю социально-педагогические условия, способствующие эффективному выявлению и развитию этих способностей, среди которых:

-использование современных педагогических технологий (дифференциации и индивидуализации обучения, частично-поисковых, проблемных, проектных).

-равные возможности для всех обучающихся;

- создание ситуации успешности:

- мотивация обучающихся;

- взаимодействие с семьёй.

        Следующая, не менее важная, задача учителя русского языка и литературы состоит в том, чтобы подготовить детей к жизни в информационном обществе. Знакомство с новыми информационными технологиями дает возможность ребенку- инвалиду чувствовать себя более уверенно в современном обществе, прикоснуться к тому информационному миру, в котором ему придется жить, учиться и работать. Это облегчит адаптацию в будущем к новой, самостоятельной жизни, которая начнется, когда ребята покинут стены школы. Для реализации этих задач одним из методов, используемых мною в обучении, является метод проектов. Он способствует развитию интереса учащихся к современным методам научного познания, индивидуализации познавательной деятельности, объединению теоретических и прагматических знаний предметной области, а также интеграции знаний различных предметных областей; развитию коммуникативных способностей больных детей.

1. Способы выявления у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности на уроках русского языка и литературы.

        Основной формой работы с обучающимися был и остаётся урок. Новые цели диктуют и соответствующие методы. В зависимости от роли учеников в образовательном процессе их можно разделить на репродуктивные (пассивные) и активные. Но нужно отметить, что не все современные методы и приемы могут быть использованы при выявлении способностей в школе слепых и слабовидящих. Популярной формой определения таких способностей является метод проектов. Данный метод часто реализуется в различных формах нетрадиционных уроков: урок-путешествие, урок-викторина, урок-исследование, модульный урок. Это помогает избегать однообразия, рутины в обучении. (9 класс Лермонтов «Герой нашего времени», урок-суд).

        На уроках для создания ситуации успеха я использую другой прием: заранее назначаю кого-то из учеников учителем (подготовка ведется заранее), и на определенном этапе урока ученик ведет урок: проведение словарного диктанта, объяснение правила, работа в парах сменного состава, когда, меняясь ролями, учащиеся объясняют друг другу новое правило.

        Я уделяю индивидуальной работе  большую часть внеурочного времени. Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели, интеллектуальные олимпиады, викторины с межпредметным содержанием, конкурсы творческих работ, работа с дополнительной литературой и с Интернет-ресурсами, составление проектов.

        Очень важным моментом для определения способных учащихся являются различного вида тестирования, творческие олимпиады, которые позволяют выявить уровень развития ученика, его мыслительные способности.

        Использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Наиболее современной формой активных методов являются интерактивные методы. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, что способствует выявлению у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности. 

        Знания более прочные, когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе. Именно форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Являясь учителем такого сложного предмета, как русский язык, я стараюсь разнообразить уроки, сделать их более интересными, а самое главное, каждое новое понятие связать с жизнью.

2.Способы развития способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой деятельности на уроках русского языка и литературы.

        Большинство детей с нарушением интеллекта зачастую не умеют осмысленно подходить к усвоению прочитанного, рассказанного, объясняемого на уроке. Причина кроется в отсутствии процесса целенаправленного формирования и развития мышления учащегося, в стихийности и неосознанности возникновения мыслительных актов. Процесс же стихийного становления мышления – длительный, несовершенный, непродуктивный. Возникающие при этом умственные действия и умения часто имеют изъяны, набор мыслительных умений неполон, а круг задач для решения которых он применяется, ограничен. Чтобы усовершенствовать процесс умственного развития ребенка, необходимо целенаправленно обучать его умению мыслить.

        В своей педагогической деятельности я использую систему коррекционно-развивающих заданий разных уровней сложности, которые помогают формировать мыслительные умения учащихся.

        Задания на обычных уроках русского языка, способствующие формированию и развитию творческих способностей.

1.Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют  нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребѐнку проявить самостоятельность (например, подготовить иллюстрации к произведениям; придумать лингвистическую сказку, продолжить неоконченные произведения).

2. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя.

3. Этимологические экскурсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов.

4. Сказкотерапия«Сказочный» дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя «сухие» правила учебника.

Многие дети любят создавать рисунки по изученным произведениям, но не все слабовидящие могут справиться с этим традиционным заданием, поэтому я решила на уроках литературы использовать пластилин. Мои ученики лепят из пластилина различные фигурки (деревья, животных, цветы, иногда героев), чтобы потом создать макет той или иной сцены из произведения. Так мы с пятиклассниками сделали макеты к русским народным сказкам. Работа с созданием фигур из пластилина помогает моим ученикам не просто видеть и слышать слова, но и осязать образы, которые созданы средствами художественной литературы.

5.Индивидуальная работа над ошибкамиРяд учащихся делает ошибки в определенных местах, в определенных словах, причем нередко это объясняют невнимательностью, что не всегда справедливо. Обнаруженные у некоторых вполне внимательных учеников традиционные ошибки требуют индивидуальной работы.

6.Толкование языковых терминов.

7.Игра позволяет сделать многие понятия «живыми», создает творческие ситуации на уроке.

Уроки развития речи:

1. Сочинение, изложение, творческие диктанты.

2.Работа по развитию речи учащихся на основе иллюстративного материала.

        Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы.

1.Игра как свободное проявление личностного начала ребят давно привлекала моё внимание. Игровые приемы дают простор творческому развитию.

2. Загадки как средство коррекции и развития познавательных процессов детей с ОВЗ.

Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству. Это логическое мышление (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению). Также элементы эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления).

2.Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. Многие ученики даже буквы-надписи раскрашивают в разные цвета.

3.Творческое чтение.

4.Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому.

5.Регулярно провожу на уроках литературы работу по развитию воображения, ассоциативного мышления и, конечно, развитию речи учащихся. Например, ребятам предлагается описать картину так, чтобы это увидели другие.

6.Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.

        Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.

        Участие в предметных олимпиадах, конкурсах.

        Результативность: 

        Заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе, а также по другим предметам.

Использованные источники:

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/05/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey-uchashchikhsya-na-urokakh

https://infourok.ru/doklad-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-620263.html

https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-1

http://открытыйурок.рф/статьи/518449/