Развитие смыслового чтения и работа с текстом учащихся III-IV вида на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку
Формы, методы и приёмы работы с текстом в условиях реализации ФГОС
Известный мыслитель ХХ века М.М. Бахтин говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется, прежде всего, на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие смыслового чтения и работа с текстом учащихся на уроках русского языка и литературы»
Формы, методы и приёмы работы с текстом в условиях реализации ФГОС
Известный мыслитель ХХ века М.М. Бахтин говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется, прежде всего, на уроках русского языка и литературы.
Зрение – величайшая ценность любого человека. 80% информации об окружающем мире дает нам зрение. Дети с нарушением зрения нуждаются в создании комфортных условий пребывания в образовательной среде. Коррекция и компенсация зрительных нарушений у детей происходит не спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы, нивелирующей у данной категории детей трудности в учебно-познавательной деятельности.
Мои ученики — слабовидящие и незрячие дети — получают образование в том же объеме, что и в массовой школе. Однако условия, в которых проводится обучение, средства, при помощи которых оно осуществляется, а также сам характер обучения имеют существенные особенности. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей.
“Беглое” чтение, грамотное и логичное построение мысли, формирование индивидуального мнения на основе прочитанного произведения – задачи, которые призван решить учитель русского языка и литературы для достижения наиглавнейшей цели – помочь сформировать посредством предмета русского языка и литературы адекватное представление об окружающем мире и осознания своего места в реальной действительности.
Очевидно, что развитие смыслового чтения как таковое для слабовидящих детей – процесс сложный. Но здесь на помощь приходят, во-первых, современные технические средства для увеличения текста; во-вторых, известные всем увеличительные лупы; в-третьих, это, конечно, фонозаписи стихотворений, художественных произведений, спектаклей. Звучащее слово становится самым актуальным элементом работы на уроках русского языка и литературы. При этом надо понимать, что у слабовидящих детей особо развит слух и вокальные данные, поэтому на уроках мы не просто читаем, а иногда поем. Например, на уроке русского языка в пятом классе по теме «Алфавит» я дала своим учащимся задание – повторить русский алфавит и пропеть его, положив на музыку, которая им больше всего нравится. Идея так понравилась детям, что на следующий урок мы наслаждались и красивой музыкой, и прекрасным исполнением. С тех пор правила русского языка мы тоже иногда «поём». На уроках литературы этот приём ещё проще использовать, когда знакомимся с миром поэзии. Красивый концерт получился при изучении темы «Русские народные песни» в восьмом классе.
Ещѐ одной приоритетной особенностью развития смыслового чтения детей является воспитание. Программа духовно-нравственного воспитания становится ориентиром формирования ценностей. Литература как учебный предмет в школах слепых и слабовидящих выполняет образовательные, воспитательные и компенсаторно-коррекционные функции. Можно выделить несколько причин более низкого по сравнению с нормально видящими детьми качества знаний текстов по литературе:
1) замедленный по сравнению с нормально видящими темп чтения слепых и слабовидящих;
2) сниженная наблюдательность и познавательная активность;
3) недостаточная практика чтения художественной литературы;
4) отставание в развитии образного мышления и речи.
Все эти причины обусловливают особенности изучения литературных текстов в школах слепых и слабовидящих. В чем же они заключаются? Поскольку художественная литература отражает все стороны действительности, то происходит обогащение личного опыта учащихся общественно выработанными. Кроме того, лингвистические особенности художественной литературы, словарная доступность обеспечивают ей роль одного из основных источников знаний.
Также на основе анализа литературных произведений происходит развитие мышления, что в свою очередь влияет и на различные психические процессы: восприятие, представление, память, воображение, образное мышление, речь. Работа с текстом имеет большое значение для формирования социального опыта слепых и слабовидящих учащихся, так как обогащает словарный запас школьников, оказывает положительное влияние на содержание и форму речевого общения. Также на примере положительных литературных героев происходит формирование нравственно полноценной личности.
Особую сложность для слепых и слабовидящих учащихся представляет умение находить проблемы в художественном тексте. Поможет в этом прием – составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична:
- посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;
- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);
- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Также среди активных приемов, который нравится детям, можно назвать синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий резюмировать информацию. Правила написания синквейна: 1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;
2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;
5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.
Синквейн на тему А.С. Пушкин: Пушкин. Умный, талантливый. Пишет, сочиняет, творит. Поэзия его пережила. Гений.
Любое художественное произведение рассматривается на уроке в контексте всего творчества писателя или одного из этапов его творческого пути. Задача читателя, как минимум, выявить связь отдельных элементов анализируемого текста (темы, образы, способы выражения авторской позиции) с художественным целым. Для этого может быть использован такой прием как "Чтение с остановками". Его цель - заинтересовать ребенка книгой, привлечь к осмысленному чтению. Учитель должен уметь "погрузить" ученика в мир художественного текста, научить его быть читателем, умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия. Общий алгоритм работы с данным приемом:
1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем: кто, что, где, когда и почему?
3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы с текстом могут быть различными: письменная работа, дискуссия, совместный поиск. Этот прием позволяет обеспечить благоприятные условия для художественного восприятия произведения и его углубленного анализа, способствует предупреждению зрительной утомляемости учащихся и сохранению работоспособности в течение всего урока.
Ну и, конечно же, нельзя не сказать о применении информационно коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы для развития смыслового чтения и работы с текстом, так как сегодня ни одна сфера жизни человека не может обойтись без высоких технологий. Использование ИКТ повышает интерес к урокам, ведет к улучшению качества обучения, позволяя задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.
Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:
● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
● ответы на вопросы;
● анализ и интерпретация произведения;
● составление планов;
● характеристика литературного героя;
● написание отзыва о произведении;
● написание сочинения.
Работая с текстом, дети обретают навык видеть слово в глубокой перспективе целого. При подборе содержания занятий должны учитываться современные условия и задачи воспитания подрастающего поколения, выведение ребёнка из состояния пассивности в состояние активного действия, когда возрастает познавательный интерес к предмету, развитие умственных способностей, критическое мышление.
Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи ряда школьных предметов. И основная нагрузка ложится на гуманитарные предметы. В то же время надо учесть, что развивают творческую активность, стимулируют интерес учащихся к предмету разные виды работы с текстом.
Какие же формы организации работы с текстом помогают решить эти проблемы? В настоящее время в образовании приоритетная роль отводится деятельности учащихся.
В методике приводится следующая классификация методов обучения (на слайде):
- Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Например, метод — лекция.
- Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
- Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более эффективных.
- Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
- Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
- Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
- Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
- Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
- Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
- Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Выбор метода зависит от многих условий:
- цели обучения;
- уровня подготовленности учащихся;
- возраста учащихся;
- времени, отведенного на изучение материала;
- оснащенности школы;
- теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
Предлагаю вашему вниманию приемы работы с текстом, которые я использую на своих уроках.
Например, диалог с текстом (взаимодействие «читатель-текст»). Можно выделить следующие структурные элементы такого урока:
1. На пороге текста.
2. «Погружение» в текст.
3. После чтения.
Приведу пример. Урок литературы в 7 классе. Тема урока: «М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества».
Сегодня никто не сомневается в том, что учащиеся должны быть на уроке не только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей. Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при разборе произведения – помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения.
Различные приёмы по работе с текстом на различных этапах:
1.Чтение с остановками
(читаю – думаю – рассуждаю)
2. Разбор текста и диалог с автором.
1. На пороге текста.
– Сегодня на уроке нам предстоит ответить на довольно сложные вопросы: почему так важно понимать другого человека?
-В чем проявляется это умение?
- Можно ли догадаться о содержании этого рассказа по заголовку?
-Как помогают нам следить за развитием действия авторские комментарии, оценки? Что из этого следует?
– Какие чувства и настроение возникли у вас после чтения? (Жалость, грусть, тоска.)
– Над чем заставил задуматься этот рассказ?
2. «Погружение» в текст.
После проработки текста учащиеся по заданию учителя пересказывают выборочно текст.
- Найдите правду и неправдоподобие о мужике и генералах…
-Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?
-Можно ли назвать его идеальным героем?
-Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?
-Каково значение сказки? Против чего протестует автор?
3. После чтения.
-На что указывает заголовок текста? (проследить, как через заголовок автор называет и основную цель произведения, и приемы ее достижения)
-Далее предлагаю работу в парах: найти слова и обороты речи, характеризующие принадлежность произведения к жанру фольклорной сказки и отношение к реальной действительности;
- составление таблицы (сравнение мужика и генералов).
3. Немаловажно показать ребятам, как выдающиеся мастера слова работают над языком своих произведений, тщательно отбирая слова, языковые конструкции. Например, в 6 классе сопоставительный анализ чернового варианта и окончательного текста стихотворения Пушкина «Узник» наглядно показывает детям суть процесса совершенствования художественного текста.
Пример
Основными методическими приемами в моей работе считаю следующие:
«Верные – неверные утверждения».
Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Важно помочь ученику разобрать конкретный, сложный для понимания текст. Учитель обрабатывает важные (или трудные для понимания) места в тексте с помощью инструмента “ВЕРНО-НЕВЕРНО”, и затем предлагает ответить на эти вопросы ученикам. Ученик несколько раз внимательно просматривает текст с определенной целью – найти нужную информацию или убедиться, что она отсутствует в тексте. Но может быть и более дальновидное использование заданий типа “ВЕРНО-НЕВЕРНО”. Например, можно предложить ученикам самим обработать текст параграфа из школьного учебника, применив этот инструмент.
Приведу еще один пример. В 5 классе на уроке литературы перед изучением сказки- пьесы С. Маршака «Умные вещи» было дано задание учащимся - составить 5 -6 утверждений по биографии писателя (работа в парах). Примерные утверждения, составленные учащимися.
1. Маршак родился в Воронеже?+
2. Маршак в 6 лет пытался сам сочинять стихи ,а в12 лет переводил Горация?-
3. Маршак учился в Англии, и чтобы лучше узнать английский язык, он пешком путешествовал по стране? +
4.Маршак писал детские книжки?+
5.Маршак был одним из лучших переводчиков.+
6.Пьеса – произведение, написанное сплошным текстом.-
7.Пьеса «Умные вещи» была одним из первых произведений писателя?-
Прием «ПОПС-формула».
Также в своей работе я использую прием «Попс-формула». В нем нет ничего нового, но он позволяет логически последовательно формулировать ответ, учащиеся продумывают примеры для подтверждения своего мнения и делают выводы, развивается речемыслительная деятельность.
Позиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна (не актуальна)
Объяснения (…потому, что…)
Пример (Могу доказать это на примере….)
Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…).
Интересным приемом является «Двухчастный дневник». При помощи этого приёма можно связать содержание текста с личным опытом учащихся. В левой части дневника записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их. Справа записывается комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Можно познакомить учащихся с собственными комментариями, для привлечения внимания учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.
Прием «Инсерт» используется мною в течение многих лет и дает хорошие результаты. В его основе лежит технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний. В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, предлагаю приём «Инсерт» (чтение с пометами). Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:
«!» – Я это знал.
«+» – Новое для меня.
«-» – Вызывает сомнение.
«?» – Вопрос.
Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний.
Еще один приём «Толстый и тонкий вопрос» используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Прием «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся в начале урока, когда идет актуализация знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает
по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно
«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Приём «Шесть шляп» - прием, способствующий организации рефлексии на уроке.
Формирует:
- умение осмысливать свой опыт;
- умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
- ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения.
Черная – отражает проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая – творческие суждения, предложения.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Приведу пример. Урок литературы по поэме Пушкина «Цыганы». Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения одноклассников. Контроль усвоения полученных знаний был осуществлен в форме стратегии «Шести шляп».
«Шесть шляп»
"Белая шляпа" - точно и конкретно вы называете только точные даты, цифры, перечислите события, связанные «Цыганами»
"Жёлтая шляпа" - похвалите героев, назовите его положительные стороны, черты характера.
"Чёрная шляпа" - отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.
"Красная шляпа" - вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.
"Зелёная шляпа" - судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.
"Синяя шляпа" - вы должны подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.
Приём «Лови ошибку» - универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
- умение анализировать информацию;
- умение применять знания в нестандартной ситуации;
- умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Пример: Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.
Литература. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
Перечисленные методические приемы способствуют формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"
В данной статье представлен обобщенный опыт работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"...
Обобщение опыта работы по теме :"Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы"
Работаю с интерактивной доской 4 год. Сначала было очень много вопросов. Теперь мне очень нравится работать с ...
Групповая форма работы как средство активизации процесса обучения на уроках русского языка и литературы
В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от молодого поколения жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноц...
Использование педагогических технологий в работе с учащимися 5-11 классов на уроках русского языка и литературы».
Использование передовых педагогическихз технологий на урокахрусского языка и литературы в 5- 11 классах с примерами...
Использование педагогических технологий в работе с учащимися 5-11 классов на уроках русского языка и литературы».
Использование передовых технологий на уроках русского языка и литературы с примерами...
Научно- исследовательская работа на тему: Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как совместный процесс творчества учителя и ученика
В научно-исследовательской работе представлена теория по теме «Технология педагогических мастерских», а также её практическое применение. Технология педагогических мастерских предполагает учёт индивид...
Обучение чтению и письму как важнейшее условие формирования ФГ на уроках русского языка и литературы
Сегодня много говорят о формировании функциональной грамотности учащегося. Требования ФГОС таковы, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функ...