№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент (1-2 мин.) | Приветствие учителя. -Здравствуйте, ребята , дорогие гости! Я рада видеть вас на открытом уроке. Ребята, сегодня мы будем сотрудничать на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок-это и есть наше с вами совместное творчество. А работать мы сегодня будем на рабочих листах. (приложение 1) Для начала подпишем свои листы (записать фамилию, имя). Записываем число, классная работа. Слайд 1 | Подготовка рабочих мест. Знакомство с рабочим листом ученика: какие задания в листе, какие и сколько вопросы будут изучать, какая тема и цель урока? | Регулятивные УУД |
2. | Актуализация знаний УУД (5 минут) | Предлагает прослушать стихотворение. Отгадать загадку.
Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. Шагает красавица, Легко земли касается. Идёт на поле, на реку, И по снежку, и по цветку.
-О чём речь? (о весне) Слайд 2 -А кто из вас любит весну? -А за что мы любим это время года? (солнце светит, распускаются цветы, деревья зеленеют) -Действительно, прекрасное время года. Я тоже очень люблю весну. Сегодня она станет нашим помощником. Слайд - На рабочем листе вы видите дерево. ![](https://lh6.googleusercontent.com/t_PE2llKt3I-XFLFTvnsxbSksLJRl6OlcGdm4RTvXhANuSwNqt1T46BpH7oXpjEEkrQtufZJdTajGIalFjYmv7-r7TRm7A9ysTxnwfLRrxvncSUhUOHFRd1QUqpW1yJyeJZKhnDQUAEToZHy_A)
Предлагает дорисовать весну. -Только дерево пока не трогайте, оно будет расти вместе нашими знаниями, полученными на уроке.
| Слушают стихотворение. Отгадывают загадку. Анализируют. Рассуждают. Дают связные ответы на вопрос.
Работают с рабочим листом. Выполняют задание. | Личностные УУД Познавательные УУД |
3. | Повторение (10 мин.) | 1. Предлагает работу с текстом. -Прочитаем текст. Внимание на слайд (приложение 2) Слайд 4
Что случилось с природой? Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил. Потрудилась Художница-Весна! У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе. Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку. Таким же цветом покрыла лес. Но впереди у Весны ещё столько работы. Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.
Задание: на рабочих листах в данном тексте вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. ( один ученик работает у доски).
- Проверяем написанное.
-О чём этот текст? (о весне) Тема? Основная мысль? -Почему же весна – художница?
2. Словарная работа. Слайд 5 -Какое слово вам незнакомо или мало знакомо? (орнамент) Что оно обозначает? (живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов) - Запишите его в теоретическую тетрадь любым цветом. У меня на слайде вот такой орнамент. - Составьте предложение с этим словом.
Итак, ребята, над какой большой темой мы работаем? (местоимение)
Что такое местоимение? (самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называя их).
Обращение к тексту, работа проводится на рабочих листах. 3. Работа по вариантам ( два ученика работают у доски) Слайд 8 1 вариант – выписать изученные местоимения, определить их падеж, разряд 2 вариант – выписать изученные местоимения, определить их синтаксическую роль, разряд
- Какой разряд попался? (что-вопросительное, кто-то-неопределенное, ее, она, ей-личные, которые –относительные) -Падежи (её -Р.п., она – Им.п., ей – Д.п.) -Синтаксическая роль (её, ей – дополнение, она – подлежащее)
| Читают текст.
Определяет тему текста (тема - приход весны), основную мысль (природа с приходом весны оживает), дают связные ответы (потому что раскрашивает всё во всевозможные цвета после белой зимы)
Объясняют лексическое значение слова. Записывают в рабочий лист.
Применяют слово в письменной речи, составляя с ним предложение. Работают в группе. Сообщают о результатах выполненной работы. Делают выводы. |
|
4. | Создание проблемной ситуации | Слайд 7
Обращает внимание на выделенные слова.
- На какие вопросы отвечают данные слова? (чьи? Чьей?)
-А какая часть речи отвечает на такие вопросы? (притяжательные прилагательные)
-Найдите в тексте притяжательное прилагательное ( птичьи голоса)
Докажите, что это притяжательное прилагательное( отвечает на ?-голоса(чьи? -птичьи и обозначает принадлежность чего -либо)
-Они что-то обозначают? (нет, только указывают) Значит, какая перед нами часть речи? (местоимение)
- На что указывают? (на принадлежность) Ребята, как можно назвать такие местоимения? (притяжательные)
Итак, какая сегодня тема урока? Притяжательные местоимения.
Слайд 8.
-Какие же задачи нашего урока? Слайд 9
|
Учащиеся пытаются самостоятельно дать определение притяжательным местоимениям на основе предложенных умозаключений.
Ставят задачи урока (познакомиться с притяжательными местоимениями, их значением, употреблением в речи), которые им необходимо достичь в течение урока |
|
5. | Первичное закрепление (5 мин.) | - Давайте напишем на стволе слово «притяжательные», чтобы дерево начало расти. Это его кора. - На какие вопросы отвечают? (чей?) -Напишем на веточке слово «чей?» и украсим её листочками. Какова их синтаксическая роль? (определение) -Выберем ещё одну веточку и напишем на ней слово «определение», тоже украсив листочками. Дерево оживает. -Для того чтобы определить морфологические признаки у местоимений, попробуем изменить их по падежам (изменяются), по родам (изменяются), по числам (изменяются). Используем оставшиеся веточки, пишем на них слова «род», «число», «падеж» и дорисовываем листву. -Какой вывод можем сделать? Наше дерево зазеленело и ожило.
Работа с учебником (чтение параграфа на стр 85) -Ребята, что вы узнали нового( личные местоимения могут быть в роли притяжательных) Обращение к слайду. | Отмечают в рабочем листе притяжательные местоимения, вопрос, синтаксическую роль, падеж, род, число.
Дорисовывают дерево, дополняя веточки листочками. Делают вывод (притяжательные местоимения изменяются по родам, лицам и числам, в предложении являются определением) |
|
6. | Физкульминутка (3 мин.) | Предлагает выполнить физкультминутку
-Русский народ с уважением и любовью говорил о весне, об этом свидетельствую многочисленные пословицы и поговорки. Если в пословице услышите притяжательное местоимение, поднимите руки вверх, если их не услышите – вытяните руки перед собой: Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает. Март морозом на нос садится. Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать. Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт. Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит. Одна ласточка весны не делает. Весна красна цветами, а осень снопами. Твоё хоть дороже, краснее, а свое мне милее.
| Учащиеся на слух определяют наличие или отсутствие притяжательных местоимений, выполняя предложенные команды |
|
7. | Закрепление изученного по теме (5 мин.)
| Выполнение упражнения 475 ( один возле доски), еще один учащийся получает карточку ( индивидуальная работа).
Выполнение упр.476( переписать, вставить пропущенные буквы, найти притяжательные местоимения( если успеем) |
Учащиеся находят местоимения, записывают их в рабочий лист.
|
|
8. | Итог урока (2-3 мин.) | Слайд 15 -С каким местоимением мы сегодня познакомились? -Что мы узнали о нём? -Как применяли полученные знания?
| Делают выводы по уроку, основываясь на полученные знания |
|
9. | Домашнее задание (1 мин.) |
Разгадать кроссворд. ( на рабочем листе), учить теорию на стр. 84-85
|
|
|
|
|
|
|
|
| П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. | Р | о | д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. | м | е | с | Т | о | м | е | н | и | е |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. | п | а | д | е | Ж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. | Т | в | о | я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. | ч | и | с | Л | о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ь |
|
|
|
|
|
| 6. | о | п | р | е | д | е | л | е | Н | и | е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7. | в | Е | с | н | а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Непостоянный признак у местоимений, прилагательных, глаголов прошедшего времени.
- Часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество.
- Название форм грамматического имени, выражающих отношения имен между собою или имен к другим словам в речи.
- «Твой» в форме женского рода
- Непостоянный признак, имеющий форму единственную и множественную.
- Второстепенные члены предложения: дополнение, обстоятельство и …..
- Время года, о котором шла речь на уроке
|
|
|
10. | Рефлексия (3мин.) | Учитель предлагает оценить свою работу на уроке 1. Сегодня я узнал… 2. Я понял, что… 3. Теперь я могу… 4. Я приобрел… 5. У меня получилось… 6. Я смог… 7. Мне понравилось… Выставление оценок с комментированием | Проводят рефлексию, оценивают свою работу и работу одноклассников |
|