Притяжательные местоимения.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Лысинская Юлия Александровна

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Притяжательные местоимения" по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ФГОС

Предмет: русский язык.

Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык 6 класс»

Тема урока:   Притяжательные  местоимения.

Класс: 6

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы урока: учебное занятие.

Учитель: Лысинская Ю.А.

Задачи: 
Образовательные:

- сформировать представление о морфологических признаках  притяжательных местоимений.

Развивающие:

-обеспечить развитие у обучающихся умения делать обобщающие выводы;

- содействовать развитию орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебных задач;

- развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия.

Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к природе,  уважения к богатству родного русского языка. 

Планируемые результаты 


Личностные:
 
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей;

- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу.

Предметные: будут уметь находить притяжательные местоимения в тексте, научатся правильно употреблять притяжательные местоимения.

Метапредметные:
Познавательные: научатся извлекать  нужную информацию, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Регулятивные: смогут принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами.

Методы и формы обучения:

-частично-поисковый
- наглядно-словесный;

- методы самостоятельной работы;

- индивидуальная;

- парная;

- групповая.

Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной проектной деятельности обучающихся.  

Оборудование: рабочий лист (приложение 1), презентация PowerPoint (приложение 2)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный момент (1-2 мин.)

Приветствие учителя.

-Здравствуйте, ребята , дорогие гости! Я рада видеть вас на открытом уроке. Ребята, сегодня мы будем сотрудничать на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок-это и есть наше с вами совместное творчество.

 А работать мы сегодня будем на рабочих листах. (приложение 1) Для начала подпишем свои листы (записать фамилию, имя). Записываем число, классная работа. Слайд 1

Подготовка рабочих мест. Знакомство с рабочим листом ученика: какие задания в листе, какие и сколько вопросы будут изучать, какая тема и цель урока?

Регулятивные УУД

2.

Актуализация знаний УУД

(5 минут)

Предлагает прослушать стихотворение. Отгадать загадку.

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник  расцветет.

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

-О чём речь? (о весне) Слайд 2

-А кто из вас любит весну?

-А за что мы любим это время года? (солнце светит, распускаются цветы, деревья зеленеют)

-Действительно, прекрасное время года. Я тоже очень люблю весну. Сегодня она станет нашим помощником. Слайд

- На рабочем листе вы видите дерево.  

Предлагает дорисовать весну.

-Только дерево пока не трогайте, оно будет расти вместе  нашими знаниями,  полученными на уроке.

Слушают стихотворение. Отгадывают загадку. Анализируют. Рассуждают. Дают связные ответы на вопрос.

Работают с рабочим листом. Выполняют задание.

Личностные УУД

Познавательные УУД

3.

Повторение

(10 мин.)

1. Предлагает работу с текстом.

-Прочитаем текст. Внимание на слайд (приложение 2)

Слайд 4

Что  случилось  с  природой?  Всё  вокруг  ожило, словно кто-то её раскрасил.   Потрудилась Художница-Весна!  У  этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.

 Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку. Таким же цветом покрыла лес.

  Но впереди у Весны ещё столько работы. Разные краски понадобятся ей,  чтобы создать прекрасный  орнамент.

Задание: на рабочих листах в данном тексте вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. ( один ученик  работает у доски).

- Проверяем написанное.

-О чём этот текст? (о весне) Тема? Основная мысль?

-Почему же весна – художница?

 2. Словарная работа. Слайд 5

-Какое слово вам незнакомо или мало знакомо? (орнамент) Что оно обозначает? (живописное, графическое или скульптурное  украшение из  сочетания  геометрических, растительных или  животных  элементов)

- Запишите его в теоретическую  тетрадь любым цветом. У меня на слайде вот такой орнамент.  

- Составьте предложение  с этим словом.

Итак, ребята, над какой большой темой мы работаем? (местоимение)

 Что такое местоимение? (самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называя их).

Обращение к тексту, работа проводится на рабочих листах.

   

3. Работа по вариантам  ( два ученика работают у доски)  Слайд 8

1 вариант – выписать изученные местоимения, определить их падеж, разряд

2 вариант – выписать изученные местоимения, определить их синтаксическую роль, разряд

- Какой разряд попался? (что-вопросительное, кто-то-неопределенное, ее, она, ей-личные, которые –относительные)

-Падежи (её -Р.п., она – Им.п., ей – Д.п.)

-Синтаксическая роль (её, ей – дополнение, она – подлежащее)

Читают текст.

Определяет тему текста (тема - приход весны), основную мысль (природа с приходом весны оживает), дают связные ответы (потому что раскрашивает всё во всевозможные цвета после белой зимы)

Объясняют лексическое значение слова. Записывают в рабочий лист.

Применяют слово в письменной речи, составляя с ним предложение.

Работают в группе.

Сообщают о результатах выполненной работы. Делают выводы.

4.

Создание проблемной ситуации

Слайд 7

Обращает внимание на выделенные слова.

 - На какие вопросы отвечают данные слова? (чьи? Чьей?)

-А какая часть речи отвечает на такие вопросы? (притяжательные прилагательные)

-Найдите в тексте притяжательное прилагательное ( птичьи голоса)

Докажите, что это притяжательное прилагательное( отвечает на ?-голоса(чьи? -птичьи и обозначает принадлежность чего -либо)

-Они что-то обозначают? (нет, только указывают)

Значит, какая перед нами часть речи? (местоимение)

- На что указывают? (на принадлежность)

  Ребята, как можно назвать такие местоимения? (притяжательные)

Итак, какая сегодня тема урока?

Притяжательные местоимения.

Слайд 8.

-Какие  же  задачи нашего урока?

Слайд 9

Учащиеся пытаются самостоятельно дать определение притяжательным местоимениям на основе предложенных умозаключений.

Ставят задачи  урока (познакомиться с притяжательными местоимениями, их значением, употреблением в речи), которые им необходимо достичь в течение урока

5.

Первичное закрепление

(5 мин.)

- Давайте напишем на стволе слово «притяжательные», чтобы дерево начало расти. Это его кора.  

- На какие вопросы отвечают? (чей?)

-Напишем на веточке слово «чей?» и украсим её листочками.

Какова их синтаксическая роль? (определение)

-Выберем ещё одну веточку и напишем на ней слово «определение», тоже украсив листочками. Дерево оживает.

-Для того чтобы определить морфологические признаки у местоимений, попробуем изменить их по падежам (изменяются), по родам (изменяются), по числам (изменяются). Используем оставшиеся веточки, пишем на них слова «род», «число», «падеж» и дорисовываем листву.  

-Какой вывод можем сделать?

Наше дерево зазеленело и ожило.

Работа с учебником (чтение параграфа на стр 85)

-Ребята, что вы узнали нового( личные местоимения могут быть в роли притяжательных)

Обращение к слайду.

Отмечают в рабочем листе притяжательные местоимения, вопрос, синтаксическую роль, падеж, род, число.

Дорисовывают дерево, дополняя веточки листочками.

Делают вывод (притяжательные местоимения изменяются по родам, лицам и числам, в предложении являются определением)

6.

Физкульминутка

(3 мин.)

Предлагает выполнить физкультминутку

-Русский народ с уважением и любовью говорил о весне, об этом свидетельствую многочисленные пословицы и поговорки.

Если  в пословице услышите притяжательное  местоимение, поднимите руки вверх, если их не услышите – вытяните руки перед собой:

 

 Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

Март морозом на нос садится.

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.

Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

Одна ласточка весны не делает.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Твоё хоть дороже, краснее, а свое мне милее

Учащиеся на слух определяют наличие или отсутствие притяжательных местоимений, выполняя предложенные команды

7.

Закрепление изученного по теме (5 мин.)

Выполнение упражнения 475 ( один возле доски), еще один учащийся получает карточку ( индивидуальная работа).

Выполнение упр.476( переписать, вставить пропущенные буквы, найти притяжательные местоимения( если успеем)

   

Учащиеся находят местоимения, записывают их в рабочий лист.

8.

Итог урока

(2-3 мин.)

Слайд 15

-С каким местоимением мы сегодня познакомились?

-Что мы узнали о нём?

-Как применяли полученные знания?

Делают выводы по уроку, основываясь на полученные знания

9.

Домашнее задание

(1 мин.)

Разгадать кроссворд. ( на рабочем листе), учить теорию на стр. 84-85

П

1.

Р

о

д

И

2.

м

е

с

Т

о

м

е

н

и

е

Я

3.

п

а

д

е

Ж

А

4.

Т

в

о

я

Е

5.

ч

и

с

Л

о

Ь

6.

о

п

р

е

д

е

л

е

Н

и

е

Ы

7.

в

Е

с

н

а

  1. Непостоянный признак у местоимений, прилагательных, глаголов прошедшего времени.
  2. Часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество.
  3. Название форм грамматического имени, выражающих отношения имен между собою или имен к другим словам в речи.
  4. «Твой» в форме женского рода
  5. Непостоянный признак, имеющий форму единственную и множественную.
  6. Второстепенные члены предложения: дополнение, обстоятельство и …..
  7. Время года, о котором шла речь на уроке

10.

Рефлексия

(3мин.)

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке

1. Сегодня я узнал…

2. Я понял, что…

3. Теперь я могу…

4. Я приобрел…

5. У меня получилось…

6. Я смог…

7. Мне понравилось…

 Выставление оценок с комментированием

Проводят рефлексию, оценивают свою работу и работу  одноклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по модульной технологии "Притяжательные местоимения"

Подрбранные задания помогут организовать учебное время эффективно...

Конспект урока немецкого языка по теме: «Притяжательные местоимения», 5 класс

Главная дидактическая цель урока - выработать умение применять знания склонений притяжательных местоимений, используя игру «Бинго», развитие коммуникативных способностей, мыслительных умений, по...

Урок в 6 классе "Притяжательные местоимения. Речевой этикет"

Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений (урок в 6 классе с применением информационных технологий)...

презентация и конспект урока русского языка "Притяжательные местоимения"

Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику «Русский язык ». Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. + презентацияТема. Притяжательные местоимения.Цель: ознакомить со значением и спос...

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения. Карточка для тренировки употребления притяжательных местоимений для 5 класса....

Притяжательные местоимения английского языка

Тренажер для быстрого запоминания...

Притяжательные местоимения. Урок русского языка в 6 классе

Изучение притяжательных местоимений в 6 классе на  материале фольклора;  презентация "Местоимения"...