Функциональные стили речи.
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Функциональные стили речи
Функциональные стили речи — это системы языковых единиц различного уровня, которые используются для достижения определенных коммуникативных целей.
Знать язык в совершенстве — значит владеть его стилями, потому что именно благодаря стилистическому разнообразию язык приобретает такие качества, как гибкость, разнообразие, точность, богатство, выразительность. Наука, изучающая функциональные разновидности литературного языка и характерные для них стилистические ресурсы, называется стилистикой.
В процессе развития языка происходит процесс распределения его коммуникационных единиц согласно сфере, где они чаще всего применяются. Так возникают стили речи.
Так, в разговорной речи люди могут использовать сленг, короткие и неполные предложения, содержание которых понятно из контекста или обстоятельств, при которых происходит коммуникация. В разговоре речь эмоционально окрашена. В ней могут использоваться просторечные слова, диалектизмы и пр.
Эти языковые средства никогда не появятся в, например, научном или официально-деловом стиле, как и наоборот. Было бы смешно, если бы молодой человек, объясняясь в любви, использовал бюрократические штампы, а исследователь, вместо терминологии, использовал красочные метафоры, чтобы описать феномен деления ядра.
Стили речи в русском языке строго дифференцированы. Каждый из них решает четко очерченные коммуникативные задачи, используется в определенной среде, имеет своего адресата. Согласно этим требованиям, подбирается лексика, используются определенные грамматические и синтаксические единицы и формы. Фактически стиль речи — это набор коммуникативных единиц, строго регламентированный целями общения. С их помощью могут создаваться законы и инструкции; поэмы и романы; энциклопедии и словари; статьи в СМИ, интервью, реклама. Один из них (разговорный) используют в устной речи для решения бытовых вопросов.
В каждом из этих стилей реализуется определенная функция языка:
- познавательная (гносеологическая);
- информационная;
- эстетическая;
- описательная.
Стили речи легко распознать. Главное — знать их особенности.
Художественный стиль — стиль литературы (романов и повестей, поэтических произведений, драматургии). Он отличается эмоциональностью и выразительностью. Главная задача — создать художественный образ, вызвать эстетическое переживание. Поэтому в художественном стиле используется как общепринятая лексика (зафиксированная в словарях), так и маркированная (варваризмы, диалектизмы, жаргонизмы и арго, сленг). Здесь встречается и научный термин, и разговорные формы речи.
Публицистический стиль — стиль общественной информационной системы — СМИ. Главная задача языковых средств, которые используются в этом стиле, — проинформировать о каком-то событии, воздействовать на сознание читателя или слушателя, формировать общественное мнение, побуждать человека и общество к действиям. Средства, которые использует публицистика, отличаются синтетичностью: для реализации определенных задач и в зависимости от жанра журналисты могут оперировать научными терминами и художественными метафорами, канцелярскими штампами и разговорными формами.
Научный стиль — стиль учебников, монографий, научных статей. Его средства отличаются рационализмом, логикой, четкостью, строгостью и регламентированностью значений. В научном стиле преобладают термины.
Официально-деловой стиль — стиль бюрократии: законодательных актов, дипломатической переписки, делопроизводства. Его средства используют как в устной, так и письменной речи. Здесь царствуют речевые клише и канцелярские штампы. Все слова используются в прямом значении.
Разговорный стиль — стиль живого устного общения. Такая форма общения в основном диалогическая. Она отличается непосредственностью и импровизацией. Поэтому для этого стиля характерны паузы, повторные вопросы, короткие эмоционально окрашенные предложения. Используются специфические грамматические формы: конденсаты (например, подсобка в значении ‘подсобная комната’) синонимы-дублеты (например, мореход — ‘мореплаватель’).
Каждый стиль речи русского языка применяется в определенной области. Они отличаются темами, которые раскрывают, жанрами, фразеологией, грамматическими и синтаксическими формами.
сфера | тематика | цели | жанры | Ведущие черты, языковые особенности | |
Научный | Наука, образование, просвещение | Любая научная информация, предназначенная для серьёзного научного или учебного изучения | Изложить, обосновать, объяснить научное знание | Диссертация, статья, монография, авторе- ферат, учебник, учебное пособие, реферат | - логичность, точность, конкретность, сжатость - использование терминов (общенаучная терминология: функция, процесс, условия, причина, констатировать...; специальная терминология: аффикс, фразеологизм, фонема) - речевые клише (представляет собой, заключается в, состоит из) |
Публицистический | Сфера массовой информации (СМИ) | Общезначимые вопросы политики, экономики, культуры и т. д., предназначенные для доступного освещения в прессе, на радио и телевидении, обсуждения и рассмотрения в парламенте | Привлечь внимание к проблеме, заострить общественно значимый вопрос, убедить, воодушевить, побудить адресата | Статья, заметка, интервью, репортаж, очерк, фельетон, дискуссия, радиоконферанс, дебаты | - доступность; - информативность; - экспрессивность; - документальность; - сочетание книжных и разговорных средств языка - использование слов оценочного характера, риторических вопросов - использование фразеологизмов - использование повелительного наклонения - употребление единственного числа в значении множественного (русский человек всегда отличался смекалкой) - абстрактные существительные (совесть, власть) |
Официально-деловой стиль | Сфера делопроизводства и официальных отношений | Официальные отношения | Установление официальных отношений | Соглашение, конвенция, переговоры, закон, указ, устав, приказ, протокол, заявление, расписка, доверенность, конституция | - стандартность; - шаблонность; - официальность; - конкретность; - обобщённо-отвлечённый характер информации; - безэмоциональность, бесстрастность; - сжатость, компактность изложения при -информативной насыщенности -использование клише - отсутствие средств выразительности |
Разговорный | Бытовая сфера общения | Человеческие взаимоотношения | Обменяться разнообразной информацией, установить контакт, развлечь | Беседа, спор, личное письмо, SMS-сообщение | - спонтанность; - непринуждённость; - эмоциональность (премиленький, обалденный) - оценочность (карапуз, мордуленция, здоровяк), оценочные суффиксы (злЮКа, большУЩий, добрЯК, говорУН, модНИЧАть) - стремление к экономии речевых средств, использование неполных предложений -общеупотребительная лексика - просторечия - широкое использование местоимений (такое безобразие) |
Художественный (язык художественной литературы) | Творческая сфера, литература | Любая | Представить в образной форме с целью эстетического воздействия | Стихотворение, сонет, поэма, ода, повесть, рассказ, роман, басня, баллада, трагедия, комедия, драма... | -образность - использование изобразительно-выразительных средств - эмоциональность - индивидуально-авторский стиль (авторские новообразования) - совмещение средств всех стилей и разговорной речи, единиц нелитературного языка (жаргон, арго, просторечие, диалекты и т. д.) в художественных целях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Функциональные стили речи.Типы речи.
Ресурс содержит презентацию к циклу уроков развития речи....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Функциональные стили речи» (изучение с использованием Интернет-ресурсов).
Цельданного элективного курса – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по культуре речи и стилистике за курс 5 – 8-х классов, а также знаний, полученных в 9-м...
Функциональные стили речи. Комплексный анализ текста. 9 класс.
На уроке отрабатываются навыки работы с текстами разных стилей. Повторяются стили речи: научный, официально-деловой, художественный. Проверяются грамматические умения и навыки...
Контрольная работа по теме "Функциональные стили речи" 8 класс ( по учебнику С.И.Львовой В.В.Львова)
Данный материал поможет учителям -предметникам,работающим по УМК С.И.Львовой, организовать тематический контроль по одному из разделов курса....
Урок русского языка в 11 классе "Функциональные стили речи"
Урок повторительно-обобщающий, строится как урок работы в группах. Учащимся предложено поработать с "псевдотекстом", вычленить из него исходные, определить их тип, стиль, обосновать свою точку зрения....
Конспект открытого урока в 11 классе по теме "Функциональные стили речи"
Урок повторения по теме "Стили речи" позволяет повторить изученный материал , отработать навыки выполнения отдельных заданий части А по подготовке к ЕГЭ, способствует развитию творческих способностей ...
Освоение терминологического аппарата профессии на уроках русского языка (на примере изучения раздела "Язык и речь.Функциональные стили речи"
Материал представляет собой разарботку раздела программы"Язык и речь.Функциональные стили речи" ,являющийся первым разделом рабочей программы по русскому языку, реализуемой в учреждениях СПО...