Зачетная работа по русскому языку
методическая разработка по русскому языку

Дмитриенко Людмила Серафимовна

В материале приведены два варианта зачетных работ по русскому языку для студентов 1 курса СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachetnaya_rabota_po_rya_za_1_semestr.docx57.78 КБ

Предварительный просмотр:

Зачетная работа по РЯ за 1 семестр

Текст по теме «Функциональные стили и типы речи»

Вариант 1

1.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 3-15?

  1. рассуждение и описание
  2. повествование и рассуждение
  3. описание
  4. описание и повествование

(1)Представьте себе школьный класс.(2) Идёт урок, на доске написана задача. (3) Ученик Петров видит, что он легко решил бы эту задачу сразу двумя, тремя, а то и пятью способами. (4)И тут его вызывают к доске. (5)Петров понимает, что учительнице нужен только один способ решения. (6)Но какой из всех найденных способов лучший? (7)Он этого не узнает, пока не испробует все пять. (8)В уме это сделать трудно. (9)Поэтому Петров медленно идёт к доске, медленно берет мел, вертит этот мел в руках... и молчит.(10) Ему нужно максимально протянуть время, пока он не переберёт все имеющиеся у него в голове варианты решения и не выберет из пяти способов один, самый лучший. (11)А тем временем потерявшая терпение учительница ставит ему два и вызывает ученика Сидорова. (12)Ученик Сидоров в это время как раз играл с соседом по парте в "морской бой" и, только услышав собственную фамилию, вскочил, не понимая, чего от него хотят. (13)Однако туг же сориентировался в обстановке, быстро посмотрел в тетрадь другого соседа, увидел там начало решения задачи - и, стараясь не забыть увиденное (разумеется, абсолютно не понимая смысла), Сидоров пулей летит к доске и быстро записывает то, что запомнил. (14)Тут звенит звонок, учитель довольно смотрит на доску и говорит: "Молодец, Сидоров, пять! А ты, Петров, учись!"

(15)У таких людей, как Петров, всегда есть в запасе несколько вариантов действия, но в силу особенностей их личности им трудно остановиться на одном, особенно когда на выбор мало времени.

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?

  1. повествование и описание
  2. повествование и рассуждение
  3. рассуждение
  4. описание

Он шел по Невскому проспекту в одиннадцатом часу утра. На теневой стороне было еще не жарко, солнечные стрелы скользили сквозь листву по зеркалам витрин, лиловые отливы прохлады таились в пустынных подъездах. Пахло влажным асфальтом. Везде было по-утреннему легко, свободно…

Потом он обратил внимание, что навстречу ему неторопливой походкой шел небольшого роста молодой человек в потёртых джинсах и обтягивающей белой футболке, покатые плечи чуть раскачивались, твердый, жесткий взгляд был устремлен вперед. Молодой человек, казалось, никого не видел и видел всех сразу, гуляющих по Невскому, и одной лишь краткой усмешкой выделял из прохожих красивых девушек.

3. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?

  1. повествование и описание
  2. описание
  3. Повествование и рассуждение
  4. описание и рассуждение

Между тем события развивались. Чтобы хоть как-нибудь нейтрализовать действие помойки под окнами, жена посыпала гнилую чёрную язву дустом: всё-таки дезинфекция. Нюшка наблюдала из окна за санитарно-гигиеническими действиями вражеского стана, и не знаю, на какую фантазию подтолкнуло бы её увиденное, но совпало так, что у Нюшки околел петух. Не думаю, чтобы от дуста. Тогда почему же не передохли все остальные куры? Но в воображении Нюшки факт преломился по-своему: она решила, что ей объявили войну, что война эта ведётся недозволенными химическими средствами. Нужно было ждать ответных действий, и они не заставили ждать себя долго.

В тихий предрассветный час в комнату с рыданиями вбежала жена и бросилась на кровать. Долго она не могла объяснить мне, что случилось, и вдруг выпалила:

— Иди и немедленно застрели её пса Рубикона!

Оказывается, Нюшка только что, минут десять назад, пришибла палкой нашего Афанасия — прекрасного пушистого котёнка. Жена рыдала и требовала немедленной мести. Дело, значит, будет выглядеть так: я в ответ на Нюшкино злодеяние убиваю Рубикона — она затаптывает в грязь наши простыни, вывешенные сушиться в саду; я беглым огнём истребляю всех её кур и уток, возможно, поросёнка — она ошпаривает кипятком наших детей... Вероятно, так и началась история на земле. Крупица зла породила горошину зла, горошина породила орех, орех — яблоко... И вот в конце концов накопился океан зла, где может потонуть всё человечество...

4. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?

  1. повествование
  2. рассуждение
  3. описание и повествование
  4. рассуждение и повествование

Есть такая передача «Умники и умницы». Чудо какие школьники! Только не очень грамотные. В ходе первого орфографического теста наша будущая интеллектуальная элита часто допускает ошибки. Почему? Всё чаще сегодня возлагают вину на электронные средства коммуникации, столь популярные у молодых. В устную речь активно входит так называемый стиль купированных СМС-сообщений. А в электронной переписке часты неестественно сокращенные слова, криминальный жаргон и клочки рекламных сентенций. Вспоминаешь популярную в молодежной среде песенку, где поется, что «если есть что по делу, то лишь пришли СМС». Снижают ли грамотность СМС, форумы, чаты, «аськи» и прочие «прелести» современной связи? Большинство молодых отвечают на данный вопрос положительно. Эти школьники и студенты объясняют подобный печальный факт экономией времени: «Скорость набора текста – это немаловажный фактор при общении по сети, поэтому и перестают обращать внимание сначала на мелкие лексические шероховатости, потом – на правила орфографии и пунктуации». А в результате получаются словесные абракадабры типа: «чиж дениг даж допятницы тыщю», «я не догнала на твои намёки», « прифетик сонце как у тя делы?»

Увы, такая новая форма общения, когда люди не утруждаются созданием грамотного послания, утверждается. В почете эмоциональные, броские слова, нередко нецензурные, или «смайлики», лаконично подменяющие эмоции примитивными картинками. Что дальше? Наскальная живопись?!

К сожалению, привычка «неформалить» с языком, правилами орфографии, пунктуации и стилем в СМСках и прочих средствах общения легко перевалила через виртуальные границы электронного зазеркалья.

Сегодня многие безграмотные словесные формы и откровенные ошибки на плечах субкультуры молодежи входят в анналы современного языка, уродуя его. Или это всего лишь игра, и никакой опасности нет?

Доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики преподавания СГПУ Людмила Викторовна Артёшина полагает, что определенная опасность существует. «Молодёжь, сохраняя приверженность сленгу, будет создавать семьи и перенесет в них эту форму общения. Не желая того, мы навязываем свой язык окружающим. Но я оптимист и считаю, что этот современный «язык» - явление временное, как тенденция некоего переломного этапа становления общества. Жаргонный язык не найдет впоследствии применения и не вытеснит литературный русский язык», - считает Людмила Викторовна.

5. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 3-5?

  1. повествование и описание
  2. рассуждение и повествование
  3. повествование
  4. Описание и рассуждение

(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности...

6. Определите стиль речи текста.

В 1537 году в Неаполе открылся приют для сирот и беспризорных. В нем детей кормили, одевали и обучали различным ремеслам, а также пению: многочисленным храмам Италии требовалось множество певчих для церковных хоров.

Это заведение, которое на русском языке принято называть приютом,

по-итальянски определялось словом conservatorio от латинского слова conservare – охранять, сохранять.

На протяжении XVI и XVII веков в Италии было открыто много таких приютов. Постепенно преподавание музыки стало занимать в них основное место, и название консерватория, потеряв свой первоначальный смысл, стало означать музыкальное учебное заведение.

В нашей стране первая консерватория открылась в 1862 году в Петербурге. Ее основателем был Антон Григорьевич Рубинштейн – прекрасный композитор и пианист, выдающийся неутомимый пропагандист музыкальной культуры, музыкальных знаний.

  1. Художественный
  2. Научный
  3. Официально-деловой
  4. Публицистический

7. Определите стиль речи текста.

Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне, нужно подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением: свистеть – свит, смягчение – мягкий.

Нельзя проверить безударную гласную глагола одного вида подбором глагола другого вида: опоздать – опаздывать.

Нельзя проверить ударением гласные в корнях с чередованием: кланяться – поклон.

  1. Художественный
  2. Научный
  3. Официально-деловой
  4. Публицистический

8. Определите стиль речи текста.

Новый дом был нарядней, милей прежнего; его фасад покрашен теплой и спокойной темно-малиновой краской; на нем ярко светились голубые ставни трех окон и одинарная решетчатая ставня чердачного окна; крышу с левой стороны красиво прикрывала густая зелень вяза и липы. На дворе и в саду было множество уютных закоулков, как будто нарочно для игры в прятки. Особенно хорош сад, небольшой, но густой и приятно запутанный; в одном углу его стояла маленькая, точно игрушка, баня; в другом была большая, довольно глубокая яма; она заросла бурьяном, а из него торчали толстые головни, остатки прежней, сгоревшей бани. Слева сад ограждала стена конюшен полковника Овсянникова, справа — постройки Бетленга; в глубине он соприкасался с усадьбой молочницы Петровны, бабы толстой, красной, шумной, похожей на колокол; ее домик, осевший в землю, темный и ветхий, хорошо покрытый мхом, добродушно смотрел двумя окнами в поле, исковырянное глубокими оврагами, с тяжелой синей тучей леса вдали; по полю целый день двигались, бегали солдаты, — в косых лучах осеннего солнца сверкали белые молнии штыков.

(По М. Горькому)

  1. Художественный
  2. Научный
  3. Официально-деловой
  4. Публицистический

9. Определите стиль речи текста.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

(Из всеобщей Декларации прав человека)

  1. Разговорный
  2. Научный
  3. Официально-деловой
  4. Публицистический

10. Определите стиль речи текста.

Дом у Песоцкого был громадный, с колоннами, со львами, на которых облупилась штукатурка, и с фрачным лакеем у подъезда. Старинный парк, угрюмый и строгий, разбитый на английский манер, тянулся чуть ли не на целую версту от дома до реки и здесь оканчивался обрывистым, крутым глинистым берегом, на котором росли сосны с обнажившимися корнями, похожими на мохнатые лапы; внизу нелюдимо блестела вода, носились с жалобным писком кулики, и всегда тут было такое настроение, что хоть садись и балладу пиши. Зато около самого дома, во дворе и в фруктовом саду, который вместе с питомниками занимал десятин тридцать, было весело и жизнерадостно даже в дурную погоду. Таких удивительных роз, лилий, камелий, таких тюльпанов всевозможных цветов, начиная с ярко-белого и кончая черным как сажа, вообще такого богатства цветов, как у Песоцкого, Коврину не случалось видеть нигде в другом месте. Весна была еще только в начале, и самая настоящая роскошь цветников пряталась еще в теплицах, но уж и того, что цвело вдоль аллей и там и сям на клумбах, было достаточно, чтобы, гуляя по саду, почувствовать себя в царстве нежных красок, особенно в ранние часы, когда на каждом лепестке сверкала роса.

(По А. Чехову)

  1. Художественный
  2. Научный
  3. Официально-деловой
  4. Публицистический

Зачетная работа по РЯ за 1 семестр
Текст по разделу 2. Язык и речь. Функциональные стили речи

Вариант 2

  1. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?
  1. Рассуждение
  2. Повествование и описание
  3. Описание и рассуждение
  4. Повествование и рассуждение

Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой.

Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.

Гуси не выдержали и побежали. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.

А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши – те немногие, которые успели добежать.

К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда, которые больно секли меня по спине.

Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.

На середине луга никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови. Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу.

  1. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?
  1. Описание
  2. Повествование и описание
  3. Повествование и рассуждение
  4. Все типы речи

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

  1. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?
  1. Повествование и описание
  2. Описание
  3. Повествование и рассуждение
  4. Описание и рассуждение

(1)Между тем события развивались. (2)Чтобы хоть как-нибудь нейтрализовать действие помойки под окнами, жена посыпала гнилую чёрную язву дустом: всё-таки дезинфекция. (3)Нюшка наблюдала из окна за санитарно-гигиеническими действиями вражеского стана, и не знаю, на какую фантазию подтолкнуло бы её увиденное, но совпало так, что у Нюшки околел петух. (4)Не думаю, чтобы от дуста. (5)Тогда почему же не передохли все остальные куры? (6)Но в воображении Нюшки факт преломился по-своему: она решила, что ей объявили войну, что война эта ведётся недозволенными химическими средствами. (7)Нужно было ждать ответных действий, и они не заставили ждать себя долго.

(8)В тихий предрассветный час в комнату с рыданиями вбежала жена и бросилась на кровать. (9)Долго она не могла объяснить мне, что случилось, и вдруг выпалила:

— Иди и немедленно застрели её пса Рубикона!

(10) Оказывается, Нюшка только что, минут десять назад, пришибла палкой нашего Афанасия — прекрасного пушистого котёнка. (11)Жена рыдала и требовала немедленной мести. (12)Дело, значит, будет выглядеть так: я в ответ на Нюшкино злодеяние убиваю Рубикона — она затаптывает в грязь наши простыни, вывешенные сушиться в саду; я беглым огнём истребляю всех её кур и уток, возможно, поросёнка — она ошпаривает кипятком наших детей... (13)Вероятно, так и началась история на земле. (14)Крупица зла породила горошину зла, горошина породила орех, орех — яблоко... (15)И вот в конце концов накопился океан зла, где может потонуть всё человечество...

  1. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?
  1. Рассуждение
  2. Повествование
  3. Повествование и рассуждение
  4. Описание

Близкие сердцу картины родной земли связаны у каждого из нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с неосознанной ещё благодарностью за саму эту жизнь. Это могучая сила памяти! Она влечёт птиц к месту, где они родились. Она всю жизнь согревает сердце человека, делает его счастливым. Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину. И что важно сейчас подчеркнуть, разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток. Чем он крепче, тем быстрее дерево будет расти, тем зеленее его вершина.

  1. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?
  1. Рассуждение
  2. Повествование и рассуждение
  3. Повествование и описание
  4. Все типы речи

Ее партнер каменно изображал городского кавалера, а она все поняла, всю непростительную низость красавца-партнера, но не оттолкнула его, не выбежала из круга, только сняла руку с его плеча и, ало краснея, простучала пальцем ему в грудь, как обычно стучат в дверь. Он, удивленный, склонился к ней, поднял брови, она снизу вверх медленно посмотрела в его зрачки с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала. Нельзя позабыть, как он переменился в лице, потом он отпустил ее и в замешательстве как-то чересчур вызывающе повел к колонне, где стояли ее подруги.

У нее были толстые губы, серые и очень большие, словно погруженные в тень диковатые глаза. Она была бы некрасивой, если бы не темные длинные ресницы, почти желтые ржаные волосы и тот взгляд, снизу вверх, преобразивший ее в красавицу и навсегда оставшийся в моей памяти.

  1. Определите стиль речи текста.

Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. У его памятника в летнем саду, в Ленинграде, всегда на площадке играет детвора, рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле, задумавшегося поэта, искусно изображённых героев его басен - разных зверей и птиц, знакомых каждому ребёнку.

Да, мы с детства, со школьной скамьи, а то ещё и до школы, знакомимся с крыловскими баснями.

Иван Андреевич Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но сильнее всего его талант проявился в баснях.

Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей. Он осмеивал и осуждал пороки и злоупотребления царских чиновников, угнетавших народ…

(По Н. Тихонову)

  1. Разговорный
  2. Научный
  3. Официально-деловой
  4. Публицистический
  1. Определите стиль речи текста.

Электричество – форма энергии, обусловленная движением частиц материи (электронов, позитронов и протонов).

  1. Разговорный
  2. Научный
  3. Официально-деловой
  4. Публицистический
  1. Определите стиль речи текста.

Здравствуй, дорогая бабушка! Я очень по тебе скучаю и очень тебя люблю. Как же давно я тебя не видела! Как у тебя дела? У меня все супер! У нас в школе есть отряд ЮИД. Там так интересно! Мы с ребятами изучаем медицину, знаки дорожного движения, осваиваем основы велосипедного вождения. Еще у нас проходил конкурс с этим отрядом, и мы заняли первое место.

Я недавно познакомилась с девочкой, ее зовут Наташа. Мы очень подружились. Она такая веселая, с ней так интересно. У нас общие интересы – мы обе очень любим животных. У нее дома живут: хорек Федя, две мышки – Мишка и Машка, попугай Кеша и собака Роки. А мне родители на Новый год подарили рыбок: 3 гуппи, 5 данио, 5 неонов и одного сома – анцитруса. И недавно одна из моих гуппи родила девять мальков! Они такие маленькие и классные!

А как у тебя дела? Как там наша коровка Майя? Такое же вкусное молоко у нее, как было летом, когда мы ее доили.

А дедушка пьет чай, который мы с ним делали летом? Ох, как же много времени пролетело! Этим летом, может быть, мы к вам приедем. Так хочется сходить на озеро! Оно такое прекрасное! До сих пор вспоминаю, как мы сидели на мостике и наслаждались тишиной и были далеко от городской суеты. Очень надеюсь, что мы скоро увидимся! Я тебя очень люблю! С нетерпением жду встречи!

Твоя любимая внучка, Оля!

  1. Разговорный
  2. Научный
  3. Официально-деловой
  4. Публицистический
  1. Определите стиль речи текста.

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

(Д. Лихачев)

  1. Разговорный
  2. Научный
  3. Официально-деловой
  4. Публицистический
  1. Определите стиль речи текста.

Основной закон стилистики - уместность и целесообразность. В рамках деловой речи слова, которые мы называем канцеляризмами, - это естественные и точные средства выражения, специальная лексика официально-делового стиля. Однако за пределами официально-деловой речи они становятся канцеляризмами, и именно здесь они неприемлемы, чужеродны.

(Г. Солганик)

  1. Художественный
  2. Научный
  3. Официально-деловой
  4. Публицистический




Ответы

Вариант 1.

  1. 4
  2. 1
  3. 3
  4. 2
  5. 4
  6. 4
  7. 2
  8. 1
  9. 3
  10. 1


















Вариант 2.

  1. 2
  2. 2
  3. 3
  4. 1
  5. 3
  6. 4
  7. 2
  8. 1
  9. 4
  10. 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная работа по русскому языку . 5 класс

Материал для аттестациии по зачетной системе...

Зачетная работа по русскому языку . 8 класс

Тема: «Слова, грамматически не связанные с членами предложения: обращения, вводные и вставные конструкции. Чужая речь»...

Зачетная работа по русскому языку для 6 класса по теме "Местоимение.Глагол"

Данная работа содержит материал для обобщения по данным темам....

Зачетная работа по русскому языку в 9 классе

Данная работа позволяет проверить основные знания учеников по темам "Простое осложненное предложение", "Сложное предложение".  Основная задача ученика - выполнить пунктуационный разбор ...

Зачетная работа по русскому языку в 7 классе (4 четверть)

Данная работа позволяет проверить знания учащихся по следующим темам: " Сложное предложение", "Простое осложненное предложение", "Н и НН в разных частях речи", "Не с различными частями речи", "Служебн...

Зачетная работа по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация".

Зачетная работа по русскому языку в 5 классе по теме теме "Синтаксис и пунктуация"...

Зачетная работа по русскому языку в 10-11 классах

Зачетная работа по русскому языку в 10-11 классах....