Несклоняемые имена существительные. 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Говорухина Галина Владимировна

Данный урок – урок «открытия»  новых знаний. Мобилизующий этап урока – работа с теоретическими сведениями (использовался приём «Инсерт») способствующий формированию критического мышления, формирующий умение работать с информацией, выделять главное и переосмысливать изученное. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать седьмое ноября Классная работа

Слайд 2

Линейной меры единица В соединенье с буквой гласной Вам скажут сразу, что в столице Любой увидеть может сразу! Узнайте слово! метро

Слайд 3

Перед нами было ___________ . У ____________красивый вход. К ____________подошли воспитанницы. Я вижу ______________. Мы довольны построенным ___________. В ___________тепло. Вставьте на месте пропусков слово МЕТРО в нужном падеже, запишите полученную форму слова в столбик, укажите падеж.

Слайд 4

Несклоняемые имена существительные

Слайд 5

Знаком «галочка» (V) – известная информация. Знаком «плюс» (+) - новое знание, новая информация. Знаком «минус» (-) нужно подумать. Знаком «вопрос» (?) - осталось непонятным и требует дополнительных сведений . Прием « Инсерт ».

Слайд 6

Фламинго , Семченко, ЕГЭ, ФСБ, писательница Войнич , знакомая мисс, шимпанзе, Толстых, какаду, МГУ, меню, колибри, Долгих Слова, предложенные на карточке, разделить на группы и обосновать свои действия.

Слайд 7

Несклоняемые существительные примеры 1. Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и и конечным ударным –а 2.Русские и украинские фамилии на –о ,–их (-ых). 3. Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный , аббревиатуры с опорным словом среднего и женского рода . 4. Иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный . Устно составьте предложение с любым из слов

Слайд 8

П равильное решение задания 1. Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и и конечным ударным -а Фламинго, шимпанзе, какаду, меню, колибри, бра 2.Русские и украинские фамилии на –о ,–их (-ых ). Семченко , Долгих, Толстых, Короленко 4. Иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный . Знакомая мисс, писательница Войнич . 3. Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный , аббревиатуры с опорным словом среднего и женского рода . СМИ , МГУ, ЕГЭ, ООН .

Слайд 9

Важно ли распознавать несклоняемые имена существительные?

Слайд 10

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру, И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре , Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашна и без пальты . Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол. И сидит за доминой с шимпанзой и какадой . Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян . Тут и взрослый сняв пенсню , хохотал на всю киню . Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! автор Аркадий Хайт Поработаем редактором. Как выражается значение падежа и числа?

Слайд 11

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка; какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове; кашне – шейный шарф; пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу; манто – широкое дамское платье; фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля , фильма, концерта. З начения слов

Слайд 12

Исправленный вариант Как-то рано поутру с другом сели мы в метро( В.п .) И поехали в метро( П.п .) ф ильм смотреть о кенгуру( П.п .). Вот сидим мы с ним в кино( П.п .) без пальто( Р.п .) и без кашне( Р.п .), А вернее, я и ты Без кашне( Р.п .) и без пальто( Р.п .). Любит кино(В.П.) детвора, Если в кино( П.п .) кенгуру( И.п .), Ходит – бродит по шоссе( Д.п .), Носит в сумке шимпанзе( В.п .). Кенгуру( И.п .) в кафе( В.п .) зашел, Занял там свободный стол И сидит за домино(Т.п .) С шимпанзе(Т.п.) и какаду(Т.п.). Вдруг огромная обезьяна Стала играть на фортепьяно( П.п .). Тут и взрослый, сняв пенсне( В.п .), Хохотал на всё кино( В.п .). Интересное кино( И.п .). Жаль , окончилось оно. В гардероб пора бежать – Будут пальто ( В.п .) выдавать

Слайд 13

к ино т акси Кручёных Если существительное – несклоняемое, есть ли у него окончание? Конечные гласные и согласные таких слов не окончания, а гласные корня или суффикса.

Слайд 14

Вчера я видел Шляфер , а сегодня – Шляфера . Лингвистическая задача -ловушка Когда я видел сестру, а когда брата? Если фамилия, оканчивающаяся на согласный, называет лицо женского пола, то она не изменяется !

Слайд 15

Я люблю читать книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Жюль Верна, Этель Лилиан Войнич , а особенно рассказы Конана Дойля о Шерлок Холмсе. Исправьте ошибки в записи ученика.

Слайд 16

На МКС запустили новый проект. сложносокращённые слова буквенного характера В вузе объявили о начале экзаменов. склоняются аббревиатуры, обозначаемые строчными буквами нарицательные понятия Стоял на МКАДе ; работать в МИДе . аббревиатуры , обозначаемые заглавными буквами, в книжной речи не склоняются, в разговорной могут склоняться Дополнительная информация. Сложносокращённые слова

Слайд 17

1 . Несклоняемые существительные делятся на группы. 2.Несклоняемые существительные употребляются в разных падежах, но не меняют форму. 3.Конечные гласные и согласные таких слов не окончания, а гласные корня и суффикса. 4.Значение падежа и числа у них выражается с помощью предлогов и зависимых слов. Выводы

Слайд 18

Сегодня на уроке…. Мне очень понравилось Мне было очень весело Я узнала много интересного Я узнала много нового Мне было скучно Я осталась равнодушной

Слайд 19

1. Придумать историю, используя, как можно больше несклоняемых существительных ( по желанию) 2. Поработать со словарём, записать значение 10 несклоняемых существительных Упр . 269. Д.З.

Слайд 20

Не склоняются, помимо указанных, также сложносокращённые слова буквенного характера, оканчивающиеся на согласный : СНГ, ЭВМ, ВДНХ, МКС . Звуковые аббревиатуры на согласный могут склоняться и не склоняться в зависимости от сферы использования слов. Последовательно склоняются аббревиатуры, обозначаемые строчными буквами ( либо имеющие два варианта написания1) и представляющие собой нарицательные понятия: вуз, втуз, дот, загс и др. Аббревиатуры , обозначаемые заглавными буквами, в книжной речи не склоняются, в разговорной могут склоняться: встретимся у ТЮЗа ; стоял на МКАДе ; работать в МИДе . Д ополнительный материал к уроку

Слайд 21

1.Выберите несклоняемые существительные. А ) меню; Б) село; В) Баку; Г) Жюль Верн. 2.В каком слове нет и не может быть окончания. А ) поле Б) горе В) кафе Г) ребро. 3 . В каком предложении допущена ошибка. А ) Дети с удовольствием читают романы Вальтера Скотта. Б ) Друзья ждали Машу Гореленко в фойе . В ) «Зенит» сыграл вничью с « Динамой ». Дифференц.задание Тест . Тест. 1. А, Б. 2. В. 3. В.

Слайд 22

1 . Какао, пальто, повидло. 2 . Бра, трава, халва. 3 . Интервью, ручью, тишью. 4. Домино, окно, трико. 5. Пюре, кашне, платье. Выделите третье лишнее. Повидло, бра, интервью, окно, платье

Слайд 23

1 . Ирина Кохно слушала новый альбом Ильи Лагутенко. 2. Между Пашей Долгих и Колей Ломейко разгорелся спор. 3. Лохматая голова Юрика Хитрово наклонилась над приключениями Робинзона Крузо. Выделите неизменяемые фамилии, стоящие в родительном падеже. Лагутенко, Хитрово, Крузо.

Слайд 24

1. Я хотел бы побывать в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене. 2. Краткий вывод из сказанного, заключительные слова доклада называются резюме. 3. Мы зашли в уютное кафе и выпили по чашечке черного кофе. 4. В газете опубликовано интересное интервью. 5. Выступала группа акробатов под руководством Филиппа Белых. 6. Многоводная Миссисипи протекает в Америке. 7. Без шимпанзе в зоопарке было бы скучно. 8. Я просила доктора Благово познакомить меня с вами. Выделите неизменяемые имена существительные.

Слайд 25

Корнелюк Наталья, Корнелюк Игорь, Алексеенко Павел,Николай Крученых, Катя Рушак , Бернард Шоу, Богданова Ольга. Выделите неизменяемые фамилии. Корнелюк , Алексеено , Кручёных, Шоу



Предварительный просмотр:

Организационная информация

Предмет, класс

Русский язык, 6 класс

Преподаватель

Говорухина Галина Владимировна

Методическая цель урока

Технология  критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного диалога 

Место урока в теме

Тема «Имя существительное»

Тема урока

Несклоняемые имена существительные

Тип урока

Урок  «открытия» новых знаний

Форма урока

Индивидуальная, групповая, работа в парах

Методы обучения

Словесный, репродуктивный, частично поисковый

од

Цели урока

Познакомить с понятием несклоняемые слова и лексическими группами несклоняемых существительных; научить распознавать несклоняемые существительные, разграничивать несклоняемые и склоняемые существительные, определять падеж несклоняемых существительных.

Личностные УУД.

Формирование интереса к учебной деятельности. Обогащение словарного запаса.

Регулятивные УУД. Целеполагание.

Познавательные УУД. Переработка информации.

Коммуникативные УУД. Совершенствование устной речи. Умение работать в группе.

Предполагаемый образовательный продукт урока

  • Умею распознавать несклоняемые существительные, разграничивать несклоняемые и склоняемые существительные;
  • Умею определять падеж несклоняемых существительных.

 

Необходимое оборудование и материалы

  • Приложение 1. Раздаточный дидактический материал.
  • Приложение 2. Теоретические сведения
  • Приложение 3. Редактор

Этапы занятия

1.Мотивационный компонент.

2.Целеполагание. Планирование деятельности.

3. Стадия вызова.

4.Стадия осмысления.

5. Стадия закрепления.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Оборудование

Мультимедийная презентация, учебник, карточки-таблицы для выполнения заданий, учебник, компьютер.

УМК

 Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов «Русский язык» 6 класс, I часть, М.,«Просвещение», 2014г.

Сценарий занятия

Деятельность учащихся,

возможные варианты ответов

Планирование деятельности на уроке

     Как мы построим урок? Мы будем работать вместе, парами и в то же время каждый из вас работает  индивидуально.

Слово учителя

Мотивация познавательной активности учащихся

Узнайте слово!

Линейной меры единица

В соединенье с буквой гласной

Вам скажут сразу, что в столице

Любой увидеть может сразу! 

Что вы можете сказать о слове метро?  К какой части речи относится? Какие  морфологические признаки имеет?

Метро

существительное

неодушевленное, нарицательное, средний  род,  ед. число

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Вставьте на месте пропусков слово МЕТРО в нужном падеже, запишите полученную форму слова в столбик, укажите падеж.

Задание:

 На Беговой построено ___________.

 У ____________красивый вход.

 К ____________подошли воспитанницы.

 Я вижу  ______________.

Мы довольны построенным  _____________.

 В ___________тепло.

Что вас удивило? Почему слово МЕТРО не склоняется, есть ли подобные ему слова? Как склоняется слово метро.

Определите тему урока. Запись темы урока на доске.

Воспитанницы выполняют задание в тетради, двое у доски

Стадия вызова

Что бы вы хотели узнать? Почему слово МЕТРО не изменяется? Много ли таких слов в русском языке? Какие существительные относятся к несклоняемым?

Как будет выражаться значение числа и падежа?

Все вопросы воспитанниц фиксируются на доске.

Приём «Инсерт»

Прочитайте теоретический материал и ответьте на вопрос, который нас интересует: какие существительные относятся к несклоняемым?  По ходу чтения пользуйтесь знаками: +  всё понятно,- не понятно,  ? – есть вопросы. 

Несклоняемые существительные - это существительные, которые во всех падежах имею форму именительного падежа.

1. Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и и конечным ударным –а. Фламинго, шимпанзе, какаду, меню, колибри.

2. Русские и украинские фамилии на –о ,–их (-ых). Семченко, Долгих, Толстых.

3. Аббревиатуры звукового, буквенного, смешанного характера, оканчивающиеся на гласный, аббревиатуры с опорным словом среднего и женского рода. СМИ, МГУ, ЕГЭ, ООН.

4. Иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный. Знакомая мисс, писательница Войнич.

Воспитанницы отмечают знаками

 (v, +, -, ? ) информацию

Создание и представление субъективных образовательных продуктов

Стадия осмысления

I этап 

Для объединения в группы используется прием «объемная мозаика». Все учащиеся при входе в класс получают различные геометрические фигуры разного цвета, объединяются в группы(по ходу занятия) по цвету фигур.

Выполняют задание, которое проверяет степень усвоения теории по теме. Работа в группах

Задание: Слова, предложенные на карточке, разделить на группы и обосновать свои действия. Составить с одним из слов предложение.

Фламинго, Семченко, ЕГЭ, ФСБ,  какаду, писательница Войнич,  знакомая мисс, шимпанзе, Толстых, МГУ, меню, колибри, Долгих, Астрид Линдгрен, Короленко

Составить предложения с несклоняемым существительным и ответить на вопрос: «Какие существительные относятся к несклоняемым?»

Учащиеся анализируют собственные знания по заданной теме; систематизирует информацию до ее изучения.

Учащиеся обсуждают в парах, затем в группах

Возможные примеры:

1.Вите Семченко понравился яркий колибри, а Яне Долгих – проворный кенгуру.

2.СМИ сотрудничают с ООН, чтобы привлечь всемирное внимание к необходимости защиты исчезающих видов диких животных и мест их обитания.

Стадия осмысления

II этап

Поработаем  редактором.

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

 И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

  В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

Работа  в парах.

Стадия осмысления

III этап

Морфемный разбор несклоняемых слов

Кино

Такси

Кручёных

Конечные гласные и согласные  таких слов не окончания, а гласные корня или  суффикса. 

Фаза закрепления материала

Отработка действий в преобразованной ситуации с изменёнными условиями. 

Найдите ошибки в записи ученика.

Я люблю читать книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Жюль Верна, Этель  Лилиан  Войнич, а особенно рассказы Конана  Дойля  о Шерлок Холмсе.

Выводы:

1.Какой вопрос нас интересовал в начале урока?

2.Как можете ответить?

3.Если существительное – несклоняемое, есть ли у него окончание?

4.Как выражается значение падежа?

Следует писать:

Стефана Цвейга, Жюля Верна, о Шерлоке Холмсе – первое слово – имя; 

но Конан Дойля – это двойная фамилия.

Фаза закрепления материала

Лингвистическая задача-ловушка 

Вчера я видел Шляфер, а сегодня - Шляфера? Когда я видел сестру, а когда брата?

Иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный, не склоняются.

ответы детей

Выводы

1.Какие существительные относятся к несклоняемым.

2.Существительные, которые употребляются в разных падежах, но не меняют форму.

 3.Конечные гласные и согласные  таких слов не окончания, а гласные корня и суффикса. 

4.Значение падежа и числа у них выражается с помощью предлогов и зависимых слов.

Рефлексия

Итог урока

Оценки

Сегодня на уроке….

Домашнее задание

1.Придумать историю, используя, как можно больше несклоняемых существительных( по желанию)

2.Поработать со словарём, записать значение 10 несклоняемых существительных

3. Упр.269

Использованные источники

  1. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов «Русский язык» 6 класс, I часть, М.,«Просвещение», 2014г.
  2. Глазунова О.И. «Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях» Санкт-Петербург, “Златоуст”, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Несклоняемые имена существительные", 5 класс,ФГОС,

Урок построен в соответствии с критериями ФГОС, предназначен для учителей, работающих в 5 классах по программе М.М.Разумовской...

Несклоняемые имена существительные 9-й класс

Несклоняемые имена существительные...

Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"

Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Несклоняемые имена существительные»

Цель урока:  а) обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное», дать понятие о несклоняемых именах существительных, наиболее часто встречающихся в речи; познакомить с происхождением ...