Урок в 8 классе «Комплексная работа с текстом на обобщающем уроке повторения по теме «Односоставные предложения»
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Урок обобщения материала по теме "Односоставные предложения" в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_8klasse.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе «Комплексная работа с текстом на обобщающем уроке повторения по теме «Односоставные предложения»

Для комплексной работы взята миниатюра В.П.Астафьева «Долбят гору» из цикла «Затеси»

Цель:  Показать роль односоставных предложений в художественном тексте.                                              

Задачи урока:

Образовательная - обобщить и систематизировать знания учащихся об односоставных предложениях.

Развивающая - развивать у учащихся навык исследовательского труда, аналитическое и синтезирующее мышление учебного труда.

Воспитательная - воспитывать коммуникативные качества личности.

Сверхзадача - вызвать потребность в чтении художественных произведений.

Планируемые результаты:

Предметные - формирование умения использовать данные конструкции в собственной речи.

Метапредметные:

познавательные - 1) формирование умений находить нужную информацию, 2) формирование умения преобразовывать информацию, 3) формирование умения строить логические рассуждения;

коммуникативные - 1) выражение своих мыслей полно и точно, 2) формирование и аргументация собственного мнения;

регулятивные - выполнение учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения, формирование умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;

личностные - выстраивать собственное мировоззрение.

                                                 Технологическая карта урока

I. Слово учителя.

Цель сегодняшнего урока – повторить виды односоставных предложений, определить их роль в тексте.

Сегодня наш собеседник – известный русский писатель второй половины XX – начала XXI века В.П. Астафьев.

Сообщение учащегося о писателе (портрет и краткие биографические сведения).

  Мы познакомимся с одной из его миниатюр из книги «Затеси»  «Долбят гору».

                                                      Долбят гору

Долбят гору. Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами ее стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.                                                                 

В  юности, еще в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на ту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеясь на лучшее.                                                

Целые районы с готовой землей заброшены, порастают дурьем. Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту? Так ведь незаметно и себя под корень снесем.

II. Списывание с грамматическим заданием.

1) Спишите заглавие и первый фрагмент.

2) Подчеркните грамматические основы предложений. Определите виды предложений, обосновав свою точку зрения.

(Все предложения неопределенно-личные, сказуемые выражены глаголами прошедшего времени множественного числа)

III. Списывание с грамматическим и стилистическим заданием.

1) Спишите второй фрагмент текста.

2) Подчеркните грамматические основы предложений. Определите вид односоставного предложения. (Безличное)

3)Объясните постановку знаков препинания в 1-м предложении (повторение постановки знаков препинания при обособлении).

4) Какие слова в этом фрагменте имеют стилистическую окраску?  (Фэзэушники, житуха). Как вы объясните их значение? Зачем автор употребил их в тексте?

IV. Списывание с грамматическим и стилистическим заданием.

1) Спишите последний фрагмент текста.

2) ) Подчеркните грамматические основы предложений. Определите виды односоставных предложений.

3) Чем отличаются от всех предыдущих два предпоследних односоставных предложения? (Риторические вопросы – безличные предложения)

V. Выразительное чтение текста.

Чтение миниатюры учителем или выразительное чтение наизусть учеником.

VI. Беседа по тексту и выполнение заданий.

1) Определите тему текста. (Люди разрушают гору.)

2) Какую информацию в тексте несет заглавие?

3) Назовите микротему 1 части. (Описание Базайской горы как результат потребительского отношения человека к природе.)

4) В чем особенность упоминания горы в этой части? (Базайская гора - имя собственное, как бы персонифицированное наименование.)

5) Какие языковые особенности этой части можно отметить? (Все предложения неопределенно-личные. 3-6 предложения построены одинаково (синтаксический параллелизм): дополнение + сказуемое.)

6) Какую смысловую нагрузку несут глаголы в этой части? (Создается ощущение, что надругались над живым существом.)

7) Какую смысловую нагрузку несут дополнения в этой части? (Они создают пейзаж, в котором обыденные детали - огороды, дачи, электропровода - воспринимаются как орудия пытки живой природы.)

8) Какую роль играют неопределенно-личные личные предложения в данном фрагменте?  (Автор не воспринимает себя частью тех людей, кто это сотворил. Есть Я и есть ОНИ.)

9) Определите микротему 2 части.

10) В каком времени происходит её действие по сравнению со временем действия 1 и 3 частей? (В 1 и 3 частях время настоящее, во 2 части - прошедшее.)

11) Кто является главным действующим лицом этой части? ( Подростки.) Кто такие фэзэушники? (Учащиеся фабрично-заводского училища.) Что вы узнали о жизни этих подростков из 2-х предложений 2 части? Какую роль в жизни полуголодных мальчишек в военное время играла Базайская гора?

12) Какое словосочетание употреблено со словом гора в этой части? (Крутая гора.)

13) Сопоставьте приведенный ниже фрагмент биографии В.П.Астафьева с содержанием 2 части миниатюры. Какие факты биографии писателя отражены в произведении?

Родители Виктора Петровича Астафьева были раскулачены. Астафьев попал в детский дом. После окончания Железнодорожной школы ФЗО в 1942 г. проработал 4 месяца составителем поездов на станции Базаиха. Ушел на фронт, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение.

14) Предложения какого типа составляют 2-ю часть текста? Какую смысловую нагрузку несут эти предложения? (Первое - двусоставное. Второе - безличное - концентрирует внимание на чувствах подростков, их ушевных порывах к лучшему.)

15) Определите микротему 3 части. В каком предложении сформулирована мысль о привычности  происходящего вокруг разрушения? (В 1-м предложении.)

16) Что включает в себя слово гора в этом фрагменте? (Леса, горы, вся святая красота.) Почему автор называет леса, горы «святой красотой»?

17) Найдите в 3 части контекстуальные антонимы. (Дурье - святая красота.)

18) Какого типа односоставные предложения встречаются в этом фрагменте? Какова их роль? (Безличные - риторические вопросы,  придающие тексту особую экспрессию, эмоциональность.

19) С какой целью автор использует определенно-личное предложение в конце текста?  (В начале текста используются  неопределенно-личные предложения, и авторская позиция заключается  в осуждении тех, кто это сделал. Последнее предложение - определенно-личное. И это не случайно: всем произведением автор привел к мысли об ответственности каждого, в том числе и себя, за то, что происходит вокруг.)

20) Как вы объясните название текста, исходя из проведенного анализа? (Долбят гору - значит, уничтожают святое, то, что наши предки чтили на протяжении веков.)

21) Какие проблемы поднимает автор?

- Проблема губительного воздействия человека на природу. Авторская  позиция выражается в  осуждении. Писатель негодует, призывает опомниться.

- Проблема влияния природы на душевное состояние человека. Авторская  позиция: нахождение «в теплом поднебесье», в «святом» месте облагораживает, возвышает.

- Проблема ответственности каждого за разрушение природной красоты. Авторская  позиция: равнодушие приведет к самоуничтожению.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Рефлексия.                                                                                                                                                               - Трудно ли было на уроке? Почему?

- Что открыли, узнали на уроке?

- Оправдались ли ваши ожидания от урока?                                                                                                     - Над чем заставил задуматься урок?

IX. Домашнее задание. 

На основе проведенного анализа текста напишите сочинение на одну из предложенных тем:                       1) «Почему без «святой красоты» наши души порастают «дурьем»?»                                                                       2) «" Святая красота"  и сиюминутная выгода в миниатюре В. Астафьева "Долбят гору"». Выразите в сочинении свое отношение к главной проблеме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе по теме "Обобщающее повторение темы "односоставные предложения"

Урок русского языка в 8 классе.Тема: Обобщающее повторение по теме «Односоставные предложения».Представленный урок является комбинированным. Можно выделить следующие этапы: организационный момент; орф...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )

Тема урока: «Осень». Цель урока:  продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...

Урок русского языка в 9 классе «Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к ГИА»

Урок  русского языка в  9 классе «Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к ГИА» Тип: урок – систематизация и демонстрация знаний Тема: Комплексная работа с текстом в рамках подго...

Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...

Конспект урока по русскому языку с применением ИКТ по теме "Обобщение и повторение по теме "Односоставные предложения" (8 класс) с презентацией

Обобщающий урок по теме "ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ". Конспект содержит описание целей учителя и обучающихся на каждом этапе урока, весь набор анализируемого языкового материала с вложенной презентацие...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...