Дистанционный урок по теме "Фразеологизмы".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шаничева Анастасия Алексеевна

Урок в 5 классе по теме:  «Фразеологизмы».

Тип занятия: Урок открытия нового знания.

Цели: овладение основами знаний по фразеологии русского языка, обогащение фразеологического запаса учеников, развитие умения работы с учебной информацией.

Задачи:

образовательные:

  • научить видеть фразеологизмы  и употреблять их в речи;
  • формировать умения и навыки применения теории на практике;
  • обогащать словарный запас учащихся;

развивающие:

  • развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности детей: придумывать предложение с фразеологизмами;
  • содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор работы: Шаничева Анастасия Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Урок в 5 классе по теме:  «Фразеологизмы».

Тип занятия: Урок открытия нового знания.

Цели: овладение основами знаний по фразеологии русского языка, обогащение фразеологического запаса учеников, развитие умения работы с учебной информацией.

Задачи:

образовательные:

  • научить видеть фразеологизмы  и употреблять их в речи;
  • формировать умения и навыки применения теории на практике;
  • обогащать словарный запас учащихся;

развивающие:

  • развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности детей: придумывать предложение с фразеологизмами;
  • содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • устойчивый познавательный интерес к русскому языку;
  • стремление к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение;
  • осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • извлечение необходимой информации из текста.

Регулятивные: 

  • умение действовать самостоятельно.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать понятие «фразеологизм», отличительные особенности и роль фразеологизмов в речи
  • уметь видеть фразеологизм, устанавливать его значение и употреблять в речи.

Метапредметные:

  • овладевать способностью к преобразованию, сохранению и передаче информации;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • сравнивать, делать вывод.

Личностные:

  • формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная.

Оборудование урока, ЭОР и средства наглядности: презентация (ссылка: https://yadi.sk/i/4fRzrj60BcdcCw), компьютер, платформа Zoom, сайты: Яндекс.Учебник и onlinetestpad.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие обучающихся, которые подключились к платформе (заранее оговаривается, что необходимо заходить, указывая свое имя и фамилию), проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на работу.

- Еще раз здравствуйте ребята. Вы знаете, сегодня я перед началом урока проверила электронную почту и обнаружила в ней письмо для вас. Давайте прочитаем его (презентация показывается через демонстрацию экрана, слайд 1).

"Здравствуйте, ребята.

Меня зовут Дима.  Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь. Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой. Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук."

Беседа учителя с учениками (ученики устно отвечают на вопросы учителя):

- Кто написал это письмо? Что мы узнали о мальчиках? Всё ли понятно вам? Как вы думаете, почему Дима обратился к нам с просьбой помочь?

  1. Актуализация знаний.

- А что обозначают выделенные сочетания слов? (Ученики объясняют значение выделенных сочетаний).

- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока и его цель (ученики устно формулируют тему и цель урока).

 - Все верно. (Слайд 2). Сегодня мы с вами поговорим о фразеологизмах. Постараемся достигнуть тех целей, которые вы обозначили.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

- Давайте с вами посмотрим видеоматериал по теме и узнаем, что же такое фразеологизмы. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6947/main/258249/ (с 0.21 секунды) - учитель включает видео по ссылке.

- Теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы (ученики устно отвечают на вопросы учителя):

1. Что такое фразеологизмы?

2. Можно ли заменить фразеологизм одним словом?

3. Играют ли фразеологизмы роль в предложении?

- Напишите "+" в чате, если вам понятна тема, и "-", если тема непонятна и нужно объяснить еще раз (слайд 3 комментируется, если есть те, кому тема непонятна).
- Посмотрите на презентацию и скажите, как вы думаете, что означают данные фразеологизмы (
слайд 4).

Физкультминутка

- Теперь немного отдохнем. Выполните упражнения.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на презентацию посмотрели.

  1. Закрепление знаний и способов действий.

-Давайте потренируемся в употреблении фразеологизмов. Я подготовила для вас задания на сайте. Пожалуйста, зайдите на него, используя ваш логин и код школы, и выполните их. https://education.yandex.ru/ - ссылка на сайт (ответы на слайдах 5-9 можно показывать при необходимости. Один ученик выполняет задания с демонстрацией своего экрана, и учитель его оценивает, комментируя работу).

- "Шутка-минутка" (слайд 10. Устное задание, желающий ответить пишет «+» в чат, учитель спрашивает первого написавшего, учитывая его ответ для выставления оценки за урок). Следующее задание. Исправьте ошибку, объясните значение:

1) ждать у горя погоды;

2) мы сами с ушами;

3) купить кита в мешке;

4) не ноги горшки обжигают;

5) нашла коза на камень;

6) крутится как булка в колесе.

- Загадки “Доскажи словечко” (слайд 11-14). Давайте поразгадываем с вами загадки. Ответ запишите в чат, отметив отправку сообщения только учителю. Ваши ответы буду учитывать при выставлении оценки за урок.

  • Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой … (не разольёшь).

  • Мы исходили городок

Буквально вдоль и … (поперёк),

И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги).

  • Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …(медвежью услугу).

  • Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес …(кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши…(вянут).

 -Проверим, насколько хорошо вы усвоили тему. Перейдите по ссылке, укажите вашу фамилию и имя и выполните небольшой тест.

https://onlinetestpad.com/hnyaekhaszzdy - ссылка на задания (слайд 15-20 – при необходимости прокомментировать или пояснить задания).

  1. Итоги урока. Выставление оценок за работу. Рефлексия.

- Подведем итоги нашего занятия (устные ответы обучающихся). Что вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Таким образом, достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

- А сейчас проанализируйте свою работу на уроке (слайд 21). Выберите фразеологизм, который соответствует вашей работе на уроке и запишите его в чат, отметив отправку сообщения только учителю:

  • Работал в поте лица.
  • Работал спустя рукава.
  • Работал, не покладая рук.
  • Заговаривал зубы однокласснику.  

Пока ученики пишут, учитель выставляет оценки за урок, комментируя их. Оценки за работу на сайтах также выставляются (результаты учитель смотрит на сайтах, на которых осуществлялась работа).

  1. Информация о домашнем задании.

- Вам необходимо выбрать один из вариантов домашнего задания и выполнить его к следующему уроку (слайд 22):

1. Упр. 783, 787 (небольшие упражнения, которые необходимо выполнить в соответствии с заданием); 2.  Выписать фразеологизмы из словаря со словами голова, рука, нос (по 3 каждой группы); 3.Нарисовать фразеологизмы (минимум 2) и на обратной стороне кратко записать историю их возникновения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дима. Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь. Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой. Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.

Слайд 2

Тема занятия: " Фразеологизмы»

Слайд 4

ё

Слайд 10

- Исправьте ошибку, объясните значение: 1) ждать у горя погоды; 2) мы сами с ушами; 3) купить кита в мешке; 4) не ноги горшки обжигают; 5) нашла коза на камень; 6) крутится как булка в колесе. «Шутка-минутка»

Слайд 11

Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: Водой … Загадки «Доскажи словечко»

Слайд 12

Мы исходили городок Буквально вдоль и …, И так устали мы в дороге, Что еле … Загадки “Доскажи словечко”

Слайд 13

Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь … Загадки “Доскажи словечко”

Слайд 14

Фальшивят, путают слова, Поют, кто в лес ... Ребята слушать их не станут: От этой песни уши … Загадки “Доскажи словечко”

Слайд 21

Выберите фразеологизм, который соответствует вашей работе на уроке и запишите его в чат: Работал в поте лица. Работал спустя рукава. Работал , не покладая рук. Заговаривал зубы однокласснику.

Слайд 22

Домашнее задание (выбрать один из вариантов): 1. Упр. 783, 787 (по заданию); 2. Выписать фразеологизмы из словаря со словами голова, рука, нос (по 4 каждой группы); 3.Нарисовать фразеологизмы (минимум 4) и на обратной стороне записать историю их возникновения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный урок по алгебре 7 класс в дистанционной оболочке Moodle

Дистанционный урок - отрезок времени, в котором процесс получения знаний, умений и навыков основан на использовании телекоммуникационных технологий и посвящен одному или нескольким школьным учеб...

Дистанционный урок по алгебре 7 класс в дистанционной оболочке Moodle

Дистанционный урок - отрезок времени, в котором процесс получения знаний, умений и навыков основан на использовании телекоммуникационных технологий и посвящен одному или нескольким школьным учеб...

Технологическая карта дистанционного урока.Тема урока: «Арккосинус и решение уравнения cos t = a».

метод проблемного обучения при проведении дистанционного урока...

Урок-карта дистанционного урока по английскому языку в 3 классе Spotlight

Урок-карта дистанционного урока по английскому языку в 3 классе Spotlight...

Урок-карта дистанционного урока по английскому языку в 7 классе подготовка к ВПР

Урок-карта дистанционного урока по английскому языку в 7 классе подготовка к ВПР...

Урок-карта дистанционного урока по английскому языку в 7 классе Spotlight In the charts

Урок-карта дистанционного урока по английскому языку в 7 классе Spotlight In the chart...