Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Просолович Юлия Сергеевна

«…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко,

так вырвалось бы из-под самого сердца,

так кипело и животрепетало,

как метко сказанное русское слово».

Н.В.Гоголь.

С детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан человеку во владение. И внимательное отношение к своей и чужой речи, хорошее понимание всех оттенков слова, владение языковой культурой – эта задача современного общества. Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык, на котором говоришь. Лучше и говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурой речи. Слушая других, можно заметить в их речи много интересного, а главное – научиться отличать меткое русское слово от словесного сорняка.

 

Тема моей  работы «Фразеологизмы в нашей речи»

 

Актуальность темы исследования обусловлена важностью употребления фразеологизмов в нашей речи, ведь именно свойства фразеологизмов, такие как образность, экспрессивность и слитность значения делают нашу речь ярче, эмоциональней, более образной и выразительной

Актуальность исследования

В настоящее время возникла проблема использования всего многообразия русского языка. Не секрет, что язык многих студентов довольно беден, многие обходятся, по примеру известной Эллочки, минимальным набором слов, не говоря уже о том, чтобы знать историю происхождения отдельных выражений. Между тем, отсутствие знаний о языковых явлениях сейчас стоит особенно остро, потому что выпускники и в школе ,и в техникуме, сдавая экзамены, в контрольно-измерительных материалах сталкиваются с вопросами, требующими знание всего богатства русского языка и фразеологизмов в частности. Оказалось, что многие студенты с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её. Попадая в разные ситуации, мы порой не находим слов, чтобы эмоционально выразить свое состояние, отношение к происходящему, поэтому необходимо учиться правильно подбирать фразеологические обороты к различным жизненным ситуациям .

 

Целью моей работы является анализ использование фразеологизмов (фразеологических средств), исследование происхождения и значения фразеологизмов в русском языке.

 

Перед собой я поставила следующие задачи:

  • рассмотреть понятие «фразеологизм», ведь фразеологизмы являются одним из источников обогащения русского языка;

  • научиться правильно подбирать фразеологизмы. Это является необходимым условием яркой, выразительной и точной речи;

  • рассмотреть исторические основы возникновения и формирования фразеологизмов;

  • познакомиться с наиболее распространенными «крылатыми выражениями»;

  • проанализировать особенности происхождения и значения фразеологизмов;

  • изучить и обработать результаты экспериментального опроса студентов.

 

Объект исследования: фразеология

Предмет исследования: фразеологизмы в русской речи, происхождение их и значение.

 

Методы исследования:

  • теоретические;

  • поисковые;

  • сравнение;

  • анализ.

  •  

Гипотезой работы является предположение, что люди знают и используют фразеологизмы в повседневной речи, но не знают их значения, не всегда понимают, что в устойчивых оборотах речи содержится история и целый пласт культуры народа, и, будучи правильно расшифрованы, они могут открыть интересные факты истории, культуры, быта народов разных стран.

      В структуру моей работы входят: введение, 7 глав, заключение, список используемой литературы.
      В первой главе я рассматривала понятия фразеологии и фразеологизмов. Во второй главе я изучала употребление фразеологизмов в различных частях речи. В третьей - я рассмотрела о
шибочное, неудачное использование фразеологизмов. В четвертой главе я обратилась к источникам русской фразеологии. В пятой главе я рассмотрела источники крылатых фраз и их использование, в шестой – привела примеры фразеологизмов и фразеологических оборотов и изучила историю их появления, а в главе седьмой – провела анализ опроса на предмет знания и использования фразеологизмов наших преподавателей и студентов.

Выводы.

Моя работа строилась на изучении истории возникновения тех или иных фразеологических оборотов, и их использовании в повседневной речи

Теоретическая значимость моей работы заключается в возможности использовать материал работы как дополнительный при подготовке к урокам русского языка, к олимпиадам. Прикладная ценность - в обращении внимания молодого поколения на происхождение фразеологизмов – как часть культуры нашего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon frazeologizmy.ppt843 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. М. Лермонтов «Фразеологизмы урок русского языка в 6 классе Разработала: Просолович Ю.С. учитель русского языка и литературы ГБОУ «СОШ № 383» г. Санкт-Петербург 2020

Слайд 2

Задание № 1 Отгадайте, что проиллюстрировал художник? рта не закрывать Сесть в калошу. Мчаться во весь опор. Курица лапой Крокодиловы слезы. Кот наплакал.

Слайд 3

Отдать сердце Темная лошадка Собаке пятая нога Водой не разлить .

Слайд 4

Как с гуся вода . Во все глаза Плакаться в жилетку А ларчик просто открывался

Слайд 5

Фразеология =фразис (греч) выражение + логос (греч) учение – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Слайд 6

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемые для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. В предложении является одним членом предложения.

Слайд 7

Словосочетания Свободные Ребенку намылили голову, но мыло попало в глаза. (намылить голову, т.е. натереть мылом, возможна замена слов на другие) Несвободные За двойку по литературе папа мне намылил голову. (намылить голову, т.е отругать, замена слов невозможна, является одним членом предложения

Слайд 8

Фразеологический оборот = фразеологизм = идиома. Крылатые выражения = афоризмы. Пословицы и поговорки. Для более точного, образного и красочного выражения мыслей. Зачем применяются в речи?

Слайд 9

Задание №2 Подберите фразеологизм к его прямому значению, попробуй определить с помощью какого художественного приема или тропа образован фразеологизм. Образец: Безрезультатно что – то делать – биться как рыба об лед (сравнение) 1. Маленький – 2. Исчез мгновенно - 3. Неаккуратно, грязно писать – 4. Притворно плакать – 5. Скрывать истину- с гулькин нос, от горшка два вершка, (литода, ирон) концы в воду, (метафора, прост) как курица лапой (сравнение, прост ) крокодиловы слезы (эпитет, ирон) след простыл (метаф), в мгновение ока, (гиперб. книж)

Слайд 10

Задание № 3 Подберите к данным фразеологизмам синонимы 1.Вагон и маленькая тележка – 2. Во все лопатки – 3. Снять стружку – 4. Переливать из пустого в порожнее – куры не клюют, пруд пруди, хоть отбавляй, невесть сколько, непочатый край. на всех порах, во всю прыть, во весь дух, во весь опор, сломя голову. дать нагоняй, нагреть шею, разделать под орех, надавать по шее точить лясы, чесать язык, толочь воду в ступе

Слайд 11

Задание №4 Подберите к данным фразеологизмам антонимы. Жить душа в душу – 2. Пруд пруди – 3. За тридевять земель – 4. Засучив рукава – как кошка с собакой. с гулькин нос, раз – два и обчелся . рукой подать. спустя рукава .

Слайд 12

Задание №5 Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака: 1. Приводить в ярость 2. Действовать на нервы. 3. Выводить из равновесия 4. Доводить до белого каления. Действовать на нервы Выводить из равновесия Приводить в ярость. Доводить до белого каления.

Слайд 13

Задание № 6 Прочитайте предложения. Выпишите из них фразеологизмы. Определите их значение. Лиров стоял у косяка дверей, на занимательную картину… Лиров и не решался даже поднять шляпу, которую в испуге выронил. Есть род людей, известных под именем: 4. Я посмотрел на неё, и у меня 5. Сначала все шло и наш француз вошел в город глядел во все глаза встал как вкопанный люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. отлегло от сердца. как по маслу, с поднятой головой.

Слайд 14

Темы самостоятельных исследований. 1. Значение, происхождение и употребление фразеологизмов. 2. Образование новых фразеологизмов в современном языке. 3. Синонимия фразеологизмов. 4. Иллюстрирование фразеологизмов. 5. Зоологические фразеологизмы. Творческое задание. Написать сочинение, иллюстрирующее фразеологизм.

Слайд 15

Красноречие есть искусство покорять умы . Платон. Красноречие есть искусство сказать хорошо то, что только следует. Сердце и богатое воображение – вот источник красноречия. Э.Генар. Хорошо говорить – значит просто хорошо думать вслух . Э.Ренан Слова – столь невинные и беспомощные в словаре, становятся мощным орудием добра и зла в руках человека, который умеет их сочетать. Н. Готорн. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения . А. Сент - Экзюпери

Слайд 16

Этапы работы Знакомство с проектом. Выбор тем для проектов. Распределение учащихся по группам. 2 урока Работа в группах над выбранной темой. Сбор материала. Объяснение учащимся критериев оценивания их деятельности 2 недели Подготовка материала для демонстрации. Учитель выясняет соответствие проектов требованиям. Обсуждение результатов. 2 недели Защита проектов. Обсуждение результатов. 2 урока.

Слайд 17

Проверь себя Тест 1 Тест 2 Тест 3 Кроссворд Карточки

Слайд 18

Ресурсы Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т. \Сост Федорова А. И.- Новосибирск: ВО «Наука», 1995 Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. \ Сост Елисеев И. А, Полякова Л.Г. – Ростов на Дону: Феникс, 2002 Русский язык в школе. Методическая газета для учителей – словесников. 2006 № 2,19, 2007 № 4, 18. Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5 – 6 классы\ Авт – сост. Н. О. Крамаренко.- Волгоград: Учитель, 2004. Лингвистические детективы. Шанский Н. М. –М.: Дрофа 2002 http://www.gramma.ru/RUS/?id=7.0 http://www.edu.ru. http://www.uroki.ru .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...

Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари

Презентация для 6 класса    по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....

Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"

Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...

Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...