26 июня
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Тесленко Татьяна Александровна

материал для подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 26_iyunya.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 25.  Средства связи предложений в тексте.

Средство связи предложений.      

   Как его определить?

Пример

1

Лексический повтор  (повтор одного и того же слова в двух соседних предложениях или в одном и том же предложении)

Мы, что называется, оторопели. Оторопели прежде всего от непривычности проявленного к нам доверия. Самое дорогое, самое родное, самое тёплое имя – мама.

2

Форма слова (в соседних предложениях употребляется одно и то же слово с разными окончаниями, глаголы разного времени, местоимения в разных падежах). Могут быть слова с одинаковыми окончаниями, но в разных падежах

Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страданий?        Зачем вам рисковать? А он рискнул.                                Он хорошо знал её с детства. С ней связаны самые светлые воспоминания.                                                                                      Он смотрел в окно. Выходило окно в яблоневый сад.

3

Однокоренное слово (в соседних предложениях употребляются однокоренные слова, т.е. имеют один корень, но разные морфемы: приставку, суффикс).

Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить своё время.        На поляне распустились ландыши. Ландышевый аромат кружил голову.

4

Личное местоимение (он, она, они, её, их, его (кого? чего?) – местоимение 3-го лица заменяет в последующем предложении существительное из предыдущего)

Вчера вернулась из отпуска  моя подруга. Я встретила её  в парке.                                                                    Мы живём в новом доме. Он построен  за полгода.

5

Притяжательное местоимение   (их, её, его (чьи? чья? чей?) – местоимение заменяет в последующем предложении прилагательное из предыдущего)

Витька идёт доверчиво вперёд. Его уши торчат в разные стороны.                                                                    На лесной поляне распустились ландыши. Их аромат кружил голову.                                                             Мама вернулась.  Её пальто висело в прихожей.                                                  

6

Указательное местоимение                    (это, тот, такой, таков)

После таких вопросов я вставал и уходил из-за стола. Это обижало стариков.

7

Определительные местоимения   (весь, всякий, любой, иной)

Человек обязан всегда оставаться человеком. Не все это понимают.

8

Указательное наречие     (там, здесь, тут, тогда, туда) –заменяет в последующем предложении обстоятельство из предыдущего

Прошлым летом мы отдыхали в Сочи. Там нам очень понравилось.                                                                                            Я медленно иду по знакомой улице. Здесь всё напоминает о детстве.

9

Частица (ведь, только, именно)

Надо читать современную литературу. Только не бросайтесь на каждую модную книгу.

10

Вводное слово (впрочем, значит и др.)

Летом мы пойдём в горы. Впрочем, вряд ли.                    Он писал редко и мало. Значит, по-другому не мог.

11

Контекстные синонимы (слова одной и той же части речи с близким лексическим значением, но только в рамках конкретного текста, а вне текста совершенно разные по смыслу слова)

За жёлтой конторкой стоял  высокий господин. Всё на провизоре было старательно выутюжено, вычищено.     Иван жил в соседнем подъезде. Парнишку любили и уважали за доброту и отзывчивость. На уроке все работали хорошо. Мы отвечали, решали, чертили схемы.

12

Контекстные антонимы (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением, но только в рамках конкретного текста, а вне текста совершенно разные по смыслу слова)

Весь урок мы решали задачи. Сергей же спал.                                              Крокусы расцветают ранней весной. Тюльпаны ждут  апреля.      Мягкий характер Анны нравился всем друзьям. Тяжёлый нрав мужа пугал.                                              Вчера были слёзы. Впереди – радость. Так устроен мир.               Весной всё радовало. Теперь мне стало скучно.

13

Союз (но, а, однако, зато) – как правило, стоит в начале последующего предложения, связывая его с предыдущим по смыслу

Она старалась нас убедить, что ей хорошо, славно живётся. Но я чувствовал грусть в её словах.      Прошёл ещё один день.  А утром слегка подморозило.

14

Все возможные комбинации названных средств.

Задание 25 

1. Среди предложений 15–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

 (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.

2. Среди предложений 15—23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью антонимов и частицы. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 (15)— Хорошо, а когда же тогда писать? — спросите вы.

(16)— Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, — отвечу я.

(20)— Много ли тогда напишешь?

(21)— И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений — много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?

3. Среди предложений 10—19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 (10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

 (13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?

 (17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

 

4. Среди предложений 1—5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи определительного и указательного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.

 (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города — от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте... (5)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

 

5.  Среди предложений 31—39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью вводного слова и антонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

(31)Воспитание вкуса — отдельная тема. (32)Это можно делать только на высоких образцах. (33)К сожалению, сейчас появилось много художественных произведений весьма невысокого художественного уровня. (34)Привыкая к ним, мы теряем ориентиры. (35)Воспитывать вкус можно на Толстом, на Достоевском, на Пушкине. (36)Главное — научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. (37)Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось. (38)Поэтому — не искусство: искусство всегда ново, что-то открывает. (39)Воспитать вкус можно лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно совершенные.

6. Среди предложений 5—12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

 (7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это.

7. Среди предложений 15—21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью противительного союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(15)Конечно, второй случай предпочтительнее, но разлад есть разлад. (16)Поэтому мы видим, что общественная ориентация отнюдь не всегда безошибочна и что мода вообще вредна в таком деле, как дело нахождения себя.

 (17)Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18)Ведь артистом и художником можно быть в любом деле. (19)Это должно быть нормой. (20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21)Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.

8.  Среди предложений 12—15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 (12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14)Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений' ради образования.

 (15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

9. Среди предложений 37—42 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(36)И таких читателей становится всё больше.

 (37)Но неужели всё так безнадёжно? (38)Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39)К счастью, нет. (40)Поразительная закономерность. (41)Живая книга чудом пробивается к читателю. (42)И диктат рынка ей не слишком большая помеха.

10. Среди предложений 4—8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью контекстного синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Наукой заниматься трудно. (2)Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (3)Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. (4)Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5)Именно поэтому она предполагает смелость, постоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.

 (6)Наукой заниматься не только трудно. (7)Наукой заниматься необходимо. (8)Исследовательская деятельность — мудрый педагог — воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. (

Задание 12 . Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

Правописание глагольных суффиксов

     

Причастий:      -ущ-(-ющ-),-ем-(-ом-), если образованы от глаголов   1спр:   моющий (от мыть 1спр.), режущий (от резать 1 спр.)    -ащ-(ящ-), -им-, если образованы от глаголов 11 спр.: видящий (←видеть, II) -анн-(от глаголов на –ать):       услышанный← услышать   - янн-( от глаголов на –ять):потерянный← потерять;   -енн- ( от глаголов на –еть, -ить):     увиденный ← увидеть,   склеенный ←склеить, построенный ←построить

           

  Глаголов:      -ива- -ыва-( если в 1-м лице(Я) –ива-  сохраняется: устраивать – я устраиваю,  -ова- ева-( если в 1-м лице суффикс не сохраняется):   рисовать- я рисую, горевать – я горюю;    -ва- всегда ударный: запева́ть-запева́ю- запеть; ослабева́ть – ослабева́ю – ослабеть(гласн. перед – ва- = гласн. перед – ть в инфинитиве).      Исключения:     затмевать, застревать, обуревать, продлевать,  увещевать, намереваться.

Суффикс перед -в, -вш-, -л-(в прошедшем времени)  =  суффиксу перед –ть (в инфинитиве):  увидев, увидевший, увидел ←    увидеть; вспомнив,    вспомнивший, вспомнил← вспомнить.

  Глаголы с приставкой обес-(обез-) имеют суффикс  - е- в инфинитиве, если обозначают действие самого предмета – обес-         силеть (самому) после болезни ; суффикс -и-, если действие совершено над чем-то или кем-то: обессилить (врага)

1. 1) (вы слишком) тороп..тесь, посе..шь (пшеницу)

2) скро..нный (костюм), контролиру..мая (ситуация)

3) выслуш..нный (ответ), маш..щий (руками)

4) мол..щийся (в церкви), рассе..вший (сомнения)

5) (они) высме..т (зло), ороша..щий (землю)

 

2. 1) колебл..мый (волной), прав..вший (лошадьми)

2) провер..вший (ответы), (всадник) скач..т

3) обтека..мая (форма), (дворник) вымет..т (мусор)

4) служ..щий (делу), задерж..нный (преступник)

5) завещ..нный (дом), распор..шь (швы)

3. 1) уполномоч..нный, слыш..мый

2) опаса..шься, потрат..вший

3) закле..шь, неслыш..мый

4) посе..шь, потрач..нный

5) помож..шь, дви́ж..мый

4. 1) предвид..вший, водонепроница..мый

2) прокашл..вшийся, медл..щий (с выбором)

3) (ты) мел..шь (кофе), (он) движ..тся

4) незыбл..мый, (едва) слыш..мый

5) (что-то) знач..щий, (дети) плач..т

5.  1) вылин..вший, обеспоко..нный

2) обещ..нный, огнедыш..щий

3) немысл..мое (дело), застрел..шь

4) измуч..нный, (птица) щебеч..т

5) (они) противореч..т, (они) тащ..т

6. 1) (куры) кудахч..т, слыш..щий

2) замысл..вший, надломл..нный

3) тревож..вшийся, (он) наточ..т (ножницы)

4) (они) топч..т (траву), блещ..щий (умом)

5) обожа..мый, муч..мый (угрызениями совести)

7. 1) посе..нный, взлеле..в

2) щекоч..щий, противореч..щий

3) обездвиж..нный, колебл..мся

4) раска..вшись, дремл..щий

5) замес..шь (тесто), движ..мый

8.  

1) протопч..м (тропинку), повал..нные (деревья)

2) замуч..шься, использу..мый

3) размел..шь (зёрна), наполн..вший (водой)

4) (недорого) сто́..щие (сувениры), (котлеты) жар..тся

5) (кошки) мурлыч..т, теш..щий (себя надеждой)

9.

1) (родители) вышл..т (посылку), дежур..щий (в клинике)

2) (это) противореч..т (правилам), окле..вший (обоями)

3) расстел..шь, сломл..нный

4) тревож..щийся (за близких), (они) плещ..тся (в воде)

5) произнос..шь, обижа..мый

10.
    1) встрет..шься, дви́ж..мый

2) беспоко..шься, омыва..мый

3) пол..шь (грядки), перестро..нный

4) выруч..шь, ран..ный (боец)

5) ссор..щиеся (ребята), отча..нный (крик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры-путешествия по станциям «Экскурсия по космодрому», посв. 1 июня и 1-ому дню лагеря

Цель: организация каникулярного отдыха детей средствами игровой деятельностиЗадачи: - познакомить с деятельностью в лагере, знакомство детей друг с другом и с педагогами;- развитие творческих на...

Первое июня - день защиты детей

Материал содержит сценарий конкурсно-развлекательной программы, посвященной  первому июня....

Великая Отечественная война 22 июня 1941 г – 9 мая 1945 г.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ВОв.Причины войны:стремление Германии к мировому господству.борьба империалистических блоков за рынкисбыта, источники сырья, сферы приложения капитала.Характервойна была империалистическ...

Сопоставительный анализ произведений чувашского поэта А.Алги "22 июня" и марийского поэта Миклая Казакова "22 июня 1941 года"

Модуль теми: ХХ ĕмĕр варринчи чăваш литератури (40-50-мĕш çулсем).Урок теми: «ЭПĔ ВĂЛ КУНА ПУРĂНАН ПУРНĂÇĂМРА НИХĂÇАН МАНАССĂМ ÇУК»Сапăрлав тĕллевĕ: тăван çĕр-шыва юратма, ăна упрама, мирлĕ пурн...