Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени. 6 класс. К учебнику Шмелева.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Прохорова Анастасия Эдуардовна

Открытый урок  изучения нового материала по учебнику Шмелева, 6 класс. В папке есть весь необходимый материал к проведению урока. Можно использовать отдельные этапы, материалы или взять за основу идею урока. Оформить меню можно по любой основе из интернета. Всем, кому пригодится, желаю успеха!

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon muzyka.zip2.63 МБ
Package icon prezentatsiya.zip1.13 МБ
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx23.65 КБ
Файл kartochka_retsept.docx12.37 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕСТОРАН Заколдованное тесто

Слайд 2

Торт «Трюфель» Способ приготовления Бисквитный пласт, разреза.. ый на две части, разложить на две стеклянные тарелки, украше .. ые орнаментом. Каждую из частей, пропита.. ую сиропом и прослоё.. ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освещё .. ую солнцем сторону. Через несколько минут обе пропита.. ые половинки соединить. С помощью деревянной шпажки нужно убедиться, что половинки пропита.. ы . Затем сверху и с боков, смаза .. ых кремом и обсыпа .. ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Поверхность торта будет украше ..а конфетами, охлаждё .. ыми сливками. Рожде .. ый шедевр поместить в холодильник на час.

Слайд 3

З АЖАРЕ Н А ЗАЖАРЕ НН АЯ

Слайд 4

Музыкальная пауза

Слайд 5

1. Сазан, запиченый с овощами. 2. Закуска из шампиньонов, смешаных с измильчёным лукам. 3. Рулеты из рыбнова филе, отвареные с укропом. 4. Кукуруза, зажареная с лукам. 5. Телятина с ветчиной, украшеная белым соусом с клюквой.

Слайд 6

Проверь себя 1. Сазан, зап Е че НН ый с овощами. 2. Закуска из шампиньонов, смеша НН ых с изм Е льчё НН ым лук О м . 3. Рулеты из рыбн ОГО филе, отваре НН ые с укропом. 4. Кукуруза, зажаре НН ая с лук О м . 5. Телятина с ветчиной, украше НН ая белым соусом с клюквой.

Слайд 7

В «Заколдованном тесте» очень хорошо. В ресторане___________ , скатерти ___________и____________ . В зале очень уютно: пол _____________ковром , Шторы________________ , стены ____________ картинами . Все блюда очень вкусны. Обязательно вернемся в этот уютный ресторан. Слова для справок : прибрано выглажены выстираны накрахмалены застелен украшены

Слайд 9

РЕСТОРАН Заколдованное тесто



Предварительный просмотр:

Тема урока: Н и НН в страдательных причастиях.

Цель: формирование навыка написания Н, НН в страдательных причастиях прошедшего времени.

 Задачи: Познакомить учащихся с правилами написания - н - и - нн – в страдательных причастиях прошедшего времени

Сформировать навык написания – н – и – нн – в причастиях

Развивать самостоятельность, внимательность, аккуратность, чувства самоконтроля.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

проявление творческого отношения к процессу обучения; формирование познавательной потребности;

проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

развивать логического мышления;

воспитание любознательности.

Предметные

формирование умений правописания н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени.

Метапредметные

Регулятивные УУД

определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

умение высказывать свое предположение на основе работы с текстом;

определение степени успешности своей работы и работы других.

Познавательные УУД

нахождение ответов на вопросы в тексте;

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

извлечение информации;

осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста.

Коммуникативные УУД

умение оформлять свою мысль в устной речи; грамотно формулировать высказывания;

умение слушать и вступать в диалог;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методические приемы: прием «Лови ошибку!», лингвистический эксперимент, метод моделирования

Технология: plickers.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, выход в интернет, мобильный телефон у учителя, карточки plickers для учеников, карточки с рецептом, фломастеры, карандаши, листы А4 на группу.

Ход урока:

1. Оргмомент. Слайд 1Доброе утро, дорогие ребята! Доброе утро, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на уроке сладкоежек и настоящих гурманов. Сегодня я приглашаю вас посетить ресторан «Заколдованное тесто», где мы попробуем кулинарные «изыски»:

В ресторане нашем музыка играет,

Гости веселятся, но не отдыхают,

Рады все и счастливы вокруг,

Ты запомнишь этот день, мой друг!

Откроем тетради, запишем число, классная работа.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель: Я как шеф-повар беспокоюсь за репутацию своего заведения. Мне нужен грамотный персонал, образованные помощники. Для гостей я хотела испечь торт, но не могу, т.к. рецепт не точен. И я прошу у вас помощи.(Чтение рецепта вслух учеником) Слайд 2

Карточка на каждой парте: Торт «Трюфель».

Способ приготовления.

Бисквитный пласт, разрезанный на две части, разложить на две стеклянные  тарелки, украше..ые орнаментом. Каждую из частей, пропита..ую сиропом и прослоё..ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освещё..ую солнцем сторону. Через несколько минут обе пропита..ые половинки соединить. С помощью деревянной шпажки нужно убедиться, что половинки пропита..ы. Затем сверху и с боков,  смаза..ых кремом и обсыпа..ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Поверхность торта будет украше..а конфетами, охлаждё..ыми сливками. Рожде..ый шедевр поместить в холодильник на час.  

 

Учитель: -Слова какой части речи выделены курсивом? (причастие)               -Докажите, на примере из текста. (Причастие – это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию, отвечающая на вопрос КАКОЙ? Имеет признаки прилагательного и глагола. Признаки прил. – род, число, падеж, краткость; глагольные приз. – время, возвратность, вид. Синтаксическая функция – определение. Бывают действительными и страдательными).

-Это причастия действительные или страдательные? (страдательные)

-Докажите, что это перед нами страдательные причастия (испытывает действие на себе)

-Эти причастия наст. или прош. времени?

-А какие буквы пропущены в этих причастиях? (н)

-В какой морфеме они пропущены? (в суффиксе)

3. Выявление места и причины затруднения.

-А есть ли в этом рецепте слова, где правописание букв НН в суффиксе вы можете объяснить? (стеклянный, деревянный) 

-А можете мне объяснить, сколько Н вы вставите в выделенные причастия? (нет)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

-С какой проблемой мы столкнулись? (не можем объяснить правописание Н в страдательных причастиях прошедшего времени)

-Сформулируйте тему нашего урока (Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени)

-Какова цель нашего урока? (узнать, сколько Н пишется в страдательных причастиях ПВ)

5. Реализация построенного проекта.

-Для того чтобы выйти из затруднения, понаблюдаем за таблицей в учебнике §14-го стр. 71-ой.

-Перед вами причастия?

-Страдательные?

-В первой графе сколько букв Н?

-А во второй?

-Сравним эти причастия. Можете теперь сделать вывод? (в полных формах пишется НН, в кратких – Н).

-Обращаем внимание на выделение орфограмм (суффиксы, подчеркивание вставленных орфограмм).

-Теперь вернемся к нашему рецепту. Можете теперь вставить пропущенные орфограммы в страдательных причастиях ПВ?

-Поработаем у доски: 1 ученик выписывает полные, другой – краткие. Орфограммы обозначаем. Остальные работают в тетрадях.

Выпишите из данного рецепта все причастия в 2 столбика, НН и Н в суффиксах:

НН

Н

разрезанный

украшенные

пропитанную

прослоённую

освещённую

пропитанные

смазанных

обсыпанных

охлаждёнными

рождённый

пропитаны

украшена

Проверка:

-Так от чего зависит правописание Н и НН в страдательных причастиях в ПВ? (от формы)

-На данном слайде Слайд 3 представлено правило правописания Н и НН в страдательных причастиях ПВ. По моей модели, изображенной на экране, объясните правило (две рыбы –  это НН, соответственно ЗАЖАРЕННАЯ – полная форма, одна рыба – это Н, ЗАЖАРЕНА – краткая форма).

-Ваша задача – придумать свою модель правила, затем выйти и прикрепить к доске, потом объяснить. Далее учащиеся объединяются и составляют в группах свою модель,  представляют ее.

Музыкальная пауза (Слайд 4)

Теперь немного отдохнем. Согласитесь, что ресторан без приятной музыки не считается хорошим. Я включу вам самые популярные мелодии нашего заведения. В этих отрывках есть слова с нашей орфограммой. Ваша задача – услышать в песне страдательные причастия ПВ и объяснить, сколько Н необходимо написать.

1. Николаев – влюбленный

2. Гагарина – обезоружена

3. Земфира – замороженными, заторможенными.

6. Первичное закрепление с комментированием

Работа в парах.

-Всем известно, что в ресторан мы приходим не только послушать приятную музыку, но и вкусно поесть. У вас на столах лежит меню на сегодня. Посмотрите внимательно, вам нравится сегодняшнее меню? (нет)

-Почему? (в меню много ошибок)

-Действительно, меню составлено неграмотным человеком. Что нам необходимо сделать? Слайд 5 (исправить ошибки в карточках меню)

Меню

1. Сазан, запиченый с овощами.

2. Закуска из шампиньонов, смешаных с измильчёным лукам.

3. Рулеты из рыбнова филе, отвареные с укропом.

4. Кукуруза, зажареная с лукам.

5. Телятина с ветчиной, украшеная белым соусом с клюквой.

Проверка устно с объяснением. Слайд 6

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Наш ресторан посетило много человек. Многие из них оставили положительные отзывы о ресторане. Вот один из них, но в нем недостает причастий. Слайд 7 (работаем устно)

Лингвистический эксперимент.

Отзыв

В «Заколдованном тесте»  очень хорошо. В ресторане прибрано, скатерти выстираны и выглажены. В зале очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены, стены украшены картинами.

-Все причастия, которые мы с вами вставили, какие? (страдательные причастия ПВ в краткой форме)

-Сколько Н пишется в  кратких страдательных причастиях ПВ?

-А что нужно сделать с этими причастиями, чтобы в них писалось НН? (нужно образовать полную форму). *Устно можно образовать.

8. Рефлексия учебной деятельности.

1 )Тест на пять вопросов по технологии пликерс. Сначала нужно объяснить ученикам, как пользоваться карточками. Слайд 8.

2) -Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? (узнать, сколько Н пишется в страдательных причастиях ПВ)

-Достигли мы поставленной цели?

-Теперь скажите, почему в названии ресторана пишется НН? Слайд 9 (заколдованное – полная форма страдательного причастия ПВ, значит пишем НН)

9. Домашнее задание.

Дома составить своё меню с использованием полных и кратких форм страдательных причастий ПВ, не более 5 наименований.

10. Оценки за урок.

Большое спасибо, что вы помогли сегодня спасти репутацию моего заведения. Я всегда буду рада видеть вас в своем ресторане. До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Торт «Трюфель»

Способ приготовления

Бисквитный пласт, разреза..ый на две части, разложить на две стеклянные  тарелки, украше..ые орнаментом. Каждую из частей, пропита..ую сиропом и прослоё..ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освещё..ую солнцем сторону. Через несколько минут обе пропита..ые половинки соединить. С помощью деревянной шпажки нужно убедиться, что половинки пропита..ы. Затем сверху и с боков,  смаза..ых кремом и обсыпа..ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Поверхность торта будет украше..а конфетами, охлаждё..ыми сливками. Рожде..ый шедевр поместить в холодильник на час.  

Торт «Трюфель»

Способ приготовления

Бисквитный пласт, разреза..ый на две части, разложить на две стеклянные  тарелки, украше..ые орнаментом. Каждую из частей, пропита..ую сиропом и прослоё..ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освещё..ую солнцем сторону. Через несколько минут обе пропита..ые половинки соединить. С помощью деревянной шпажки нужно убедиться, что половинки пропита..ы. Затем сверху и с боков,  смаза..ых кремом и обсыпа..ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Поверхность торта будет украше..а конфетами, охлаждё..ыми сливками. Рожде..ый шедевр поместить в холодильник на час.  

Торт «Трюфель»

Способ приготовления

Бисквитный пласт, разреза..ый на две части, разложить на две стеклянные  тарелки, украше..ые орнаментом. Каждую из частей, пропита..ую сиропом и прослоё..ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освещё..ую солнцем сторону. Через несколько минут обе пропита..ые половинки соединить. С помощью деревянной шпажки нужно убедиться, что половинки пропита..ы. Затем сверху и с боков,  смаза..ых кремом и обсыпа..ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Поверхность торта будет украше..а конфетами, охлаждё..ыми сливками. Рожде..ый шедевр поместить в холодильник на час.  

Торт «Трюфель»

Способ приготовления

Бисквитный пласт, разреза..ый на две части, разложить на две стеклянные  тарелки, украше..ые орнаментом. Каждую из частей, пропита..ую сиропом и прослоё..ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освещё..ую солнцем сторону. Через несколько минут обе пропита..ые половинки соединить. С помощью деревянной шпажки нужно убедиться, что половинки пропита..ы. Затем сверху и с боков,  смаза..ых кремом и обсыпа..ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Поверхность торта будет украше..а конфетами, охлаждё..ыми сливками. Рожде..ый шедевр поместить в холодильник на час.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

Проект урока русского языка в 7 классе "Страдательные причастия прошедшего времени"

Данный урок по учебнику «Русский язык. 7 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уро...

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов»

Урок проводится в разделе «Морфология. Причастие». Он является вторым в ряду уроков по изучению правила «н-нн в причастиях», где дети знакомятся с отличительными признаками причастий и отглагольных пр...