Доклад "Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку

Наталия Алексеевна Дёмина

 

 

 

    В  докладе «Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы»  рассматривается актуальность использования диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы, приведены примеры упражнений в рамках указанной технологии.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему:

«Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы»

Подготовила:

 учитель русского, родного языков и литературы

Дёмина Н.А.

Добрый день, уважаемые коллеги!

    В своём докладе «Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы» я хочу рассмотреть актуальность использования диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы, привести примеры упражнений в рамках указанной технологии.
  Термин «технология» пришёл в педагогику из производственной сферы. Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.  Педагогическая технология ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения.

   Русский язык и литература являются прикладными и жизненно важными дисциплинами. Именно в рамках этих предметов развиваются коммуникативные способности и установка на их использование.
   Под термином «коммуникативные способности» подразумевается способность человека понимать других людей, правдивость, культура речи, адекватность, вежливость, такт, дисциплинированность, решительность.

    Задача современного учителя – словесника так сформировать учебную ситуацию, чтобы она помогла развитию коммуникативных способностей обучающегося.
  В основе всего вышеназванного лежит диалог. Понятие «диалог» рассматривается широко. В педагогике данный термин подразумевает общение, выполняющее различные функции: информационную, мотивационную, регулирующую и др. Самое главное, что сущность педагогического диалога раскрывается в ситуации общения учителя и ученика.

Диалоговые технологии представляют собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса обучающихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности.
 Учитель и ученик ищут истину вместе. Такой способ взаимодействия позволяет максимально раскрыться интеллектуальному и творческому потенциалу ребенка.
 Следует отметить, что организация занятий с использованием диалога – это серьезная и хорошо продуманная деятельность педагога. Уроки русского языка и литературы обладают в этом отношении широкими возможностями.
                                                            Формы диалоговой технологии.

1.Проблемно- поисковые диалоги.

2.Семинары-дискуссии.

3. Учебные дискуссии.

4. Эвристические беседы.

5. Анализ конкретных ситуаций.

  Цели проведения диалога могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диагностическое преобразование, изменение установок, стимулирование творчества.

Главное в диалоге – это процедура вопросов и ответов.

Умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции.

Ученый Джордж Мерсер выделяет 3 вида бесед: беседа-дебаты, кумулятивная беседа ( беседа, в которой каждый принимает участие и соглашается с тем, что говорят другие. Такая беседа используется для обмена знаниями,  но участники беседы терпимы по отношению к идеям других)  и исследовательская беседа. Я выбираю исследовательскую беседу, для которой  характерно следующее:

- Каждый предлагает уместную информацию.

- Идеи каждого расцениваются как полезные, но проходят тщательную оценку.

- Участники задают друг другу вопросы.

- Участники спрашивают и обосновывают то, что сказано; таким образом, обоснование «прослеживается» в беседе.

- Участники группы стремятся достичь согласия (хотя важен не факт достижения согласия, а стремление к нему).

Урок нужно построить так, чтобы диалоговое обучение длилось от начала до конца урока.

Этапы проблемного диалога традиционны:

1) формулирование проблемного вопроса;

2) выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы, обоснование путей решения;

3) доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения;

4) решение проблемного вопроса, выводы, обобщение результатов.

Необходимо учитывать, что не всякий вопрос является проблемным. Проблемный вопрос - это вопрос, требующий анализа. Будет лучше, если он возникнет постепенно, если учащиеся придут к нему сами. Проблемный вопрос предполагает неоднозначность ответов, часто выступает в форме противоречия, поэтому становится увлекательной задачей для учеников, стремящихся доказать свою точку зрения, оспаривая другие версии. Чтобы решение проблемного вопроса развернулось в дискуссию, он должен быть ёмким, охватывать не единичный факт, а широкий круг материала.

   Урок русского языка в 5 классе по теме «Склонение имен существительных».

 Какое главное задание нужно выполнить? (Вставить безударные гласные в окончания существительных).

Как мы должны действовать, чтобы правильно выполнить задание? (Найти слово, с которым связано существительное, задать вопрос, определить падеж, определить склонение существительного. Зная все это, выбираем нужное окончание).

На уроке литературы в 7 классе по теме «А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе» даю опорные карточки с литературоведческим материалом о трех жанрах лирики: поэма, послание, баллада. Изучив содержание, нужно определить жанр «Песни о вещем Олеге».

И на следующем этапе (доказательства) учащиеся приводят аргументы, доказывающие принадлежность произведения к балладе: в основу автор положил древнерусское сказание (зачитывают текст древнерусской летописи), в тексте обнаруживаем напряженный сюжет (выразительно читают самый драматический эпизод – змея, выползшая из черепа коня, кусает князя – является кульминацией баллады).

На уроках русского языка в 6 классе доказывают принадлежность слова к той или иной части речи, работая с омонимами.

К какой части речи относятся слова СТЕКЛО, СТРОЙ, ЗАПЕВАЛА, ЗУБРИЛА? Что нужно сделать, чтобы это стало ясно?

Но вступать в диалог ученик может не только с учителем, но и с автором произведения, с текстом учебника.

На уроке русского языка, посвященному причастному обороту, ученик вступает в диалог с учебным материалом параграфа.

В ходе этого диалога устанавливается роль причастия в словосочетании. Причастие может выступать и в качестве главного, и в качестве зависимого слова, может подчинять себе другие слова.

Я помогаю сделать вывод, задавая уточняющие вопросы. Мои вопросы зависят от хода мыслей учащегося, являются иногда уточняющими, а иногда – восполняющими.

На этапе подведения итогов можно предложить ученикам задать вопросы своим одноклассникам по теме урока или выделить и записать  ключевые  слова  по  теме. Учащиеся 9 класса при обобщении знаний о «Слове о полку Игореве» составили словарный диктант из таких слов:  опечаленный поражением, обращённый к потомкам и современникам, «изронил златое слово», обнажённый меч, калёные стрелы, многократно повторённый вздох “О Русская земля, ты уже за холмом!”, раненые воины, одарённый поэтической интуицией, плач Ярославны, половецкие полки, честолюбие, нетерпение, гордост.

 «Обучение через диалог» нужно внедрять и прослеживать на каждом уроке, чтобы добиться хороших результатов.

   Например, задание «Список известной информации» в начале урока побуждает учеников вспомнить все, что им известно по изучаемому вопросу. Обучающиеся получают задание и методом мозгового штурма составляют список того, что они знают. В данной ситуации можно работать индивидуально с каждым обучающимся, можно дать задание парам, группам. Важно, чтобы учитель выступал в роли проводника, побуждая учеников к размышлению и рассуждению.
 Начать урок можно с
«Волшебной коробочки», используя этот прием разными способами. Если содержимое коробочки неизвестно, то ученики пробуют ответить на вопрос: «Что в коробочке?», угадывая предмет по описанию учителя. Это может быть портрет писателя, фотография, предметы - символы - всё, что соответствует тематике урока. Например, в 6 классе на уроке литературы, перед изучением баллады Ф.Шиллера «Перчатка», ребята обнаружили в коробочке перчатку. Выяснили, что знают об этом предмете. Знатоки истории рассказали классу о том, что самые древние перчатки были обнаружены археологами в гробнице египетского фараона Тутанхамона, поведали о важности этого аксессуара в Средневековье. Любители моды вспомнили об определенном своде правил ношения перчаток и т.д. Безусловно, после такого предисловия все с нетерпением ожидали чтения баллады Шиллера, предугадывая сюжет.
  В 7 классе на первом уроке русского языка в нашей коробочке оказалась пазлы с названиями профессий и яркая карточка с вопросом: «В каких профессиях востребованы знания русского языка?» Отвечая на данный вопрос, ребята собирают пазлы (рисунки), убеждаясь в необходимости и актуальности изучения русского языка.
Если тема урока известна ученикам, то коробочка может содержать несколько предметов, картинок или карточек, связь между которыми ребята должны попытаться объяснить.
Интересно ведение обучающимися различных записей по изучаемой теме (дневников, анкет,  страничек интересных слов и т.д.) и активное обсуждение данных творческих заметок.
 Одно из любимых упражнений ребят на уроках русского языка –
«Сложная цепочка». Обучающийся придумывает пример на заданную тему (чередующиеся корни, непроизносимые согласные и т.д.), диктует данное слово, а объясняет другой ученик. Так проверяется знание правила, объяснение орфограммы, формируется умение приводить собственные примеры.
 На уроках литературы ребятам нравится самостоятельно составлять вопросы по тексту. В конце урока можно выбрать самый интересный вопрос. Это стимулирует внимательно читать, детально анализировать произведение.
  Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации может проходить индивидуально, в парах, в группах. На данном этапе обучающиеся заполняют кластеры и таблицы, составляют синквейны и, формируют лепбуки, обсуждают полученную информацию на круглых столах, семинарах и конференциях.
 Дистанционное обучение в 4 четверти 2019 – 2020 года показало важность перехода в новый формат деятельности. Занимаясь с ребятами онлайн, учителя-языковеды старались найти новые формы взаимодействия. В данном случае использование диалоговых технологий вышло на первый план. Изучение новых тем проходило онлайн через разные сервисы. Закрепление изученного материала старались проводить необычно. Посещали виртуальные экскурсии, писали друг другу письма на заданную тематику, проводили уроки – беседы и уроки – конференции. Самое главное – много беседовали. Наши диалоги вышли на новый уровень, в центре которого - сотворчество, сопереживание, взаимообогащение учителя и ученика.
 «Воплощение идей диалога в педагогическую практику – дело весьма сложное, и оно требует не «рецептурного» воспроизведения в действительности тех или иных приемов, а мастерского овладения каждой новой ситуацией по-новому», - верно отметила доктор педагогических наук, профессор, С.В.Белова.
  Грамотное использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы делают их интересными, насыщенными, качественными, результативными, повышают мотивацию к обучению.

Список литературы

Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения. Киров: ВГПУ, 1997

Машарова Т.В., Ходырева Е.А. Учебная деятельность. Среда. Развитие. Киров: ВГПУ, 1998

ОжеговС.И. Словарь русского языка. Москва, «Советская энциклопедия», 1973

Севрук А.И., Юнина Е.А. Тестовая компонента ЕГЭ: несоответствие замысла исполнению. Народное образование, 2003, №6.

Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной работы. Волгоград, «Учитель», 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

О применении технологии диалогового обучения на уроках русского языка и литературы

Работа представляет преимущества и достоинства  технологии диалогового обучения, позволяющей существенно активизировать учебный процесс, сфлрмировать важнейшие коммуникативные и личностные УУД об...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Презентация "Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы"

 Грамотное использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы делают их интересными, насыщенными, качественными, результативными, повышают мотивацию к обучению....

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...