Методический семинар "Прием «Фишбоун» как способ развития критического мышления"
статья по русскому языку

Серпутько Алеся Александровна

Разработка методического семинара на конкурс "Учитель года 2020". Разработка содержит материал о применении приема "Фишбоун" как способа развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priem_fishboun.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Серпутько А.А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ « СОШ с. Карловка»

Прием «Фишбоун» как способ развития критического мышления

Однажды учитель сделал вид, будто узнал ответ на вопрос у своего ученика.

        - Зачем ты спросил его? Разве ты сам не мог ответить? – упрекнули учителя люди.

        - Пока я знаю ответ лучше, чем мой ученик. Но, спросив его совета, я дал ему почувствовать вкус того, как человек делится своим знанием. Это поощрит его учиться лучше, чем что-либо другое.

Большинство учителей-словесников сталкиваются сегодня с одинаковыми проблемами: ученики неохотно  читают тексты по  литературе, от этого  не могут грамотно выразить свою мысль,  затруднено также творческое мышление  и навыки грамотного письма, у многих  низкая мотивация к познавательной деятельности и к учёбе в целом. Эти проблемы актуальны и для меня. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического. Критическое  мышление, по мнению американских ученых Ж. Пиаже и Л. Выготского – это поиск  здравого смысла (как поступить логично, с учетом своей точки зрения,  а также других мнений) и отказаться  от собственных предубеждений.

Таким образом, противоречие между необходимостью повышения уровня познавательной активности учащихся с одной стороны, и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения с другой, предопределило для меня проблему использования технологии критического мышления на своих уроках.

Цель моего педагогического опыта заключается в создании необходимых условий, способствующих развитию критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы с  помощью приема « фишбоун». 

Работа над опытом охватывает период  с 2017 года по настоящее время.

Технология развития критического мышления появилась в 1995 г. Эта технология не теряет своей актуальности. Особенно успешно она применяется педагогами гуманитарного цикла. Одним из приемов критического мышления является фишбоун.

Что такое «Фишбоун»?

Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.   Для того чтобы раскрыть суть данной методики, обратимся к истории её возникновения.

В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета.

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников индивидуально, в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

Мы все знаем, что с помощью зрительных образов ребёнок быстрее запоминает любую информацию. Так вот фишбоун как раз дает ребенку зрительно запомнить  факты или определения.

Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились быстро и чётко формулировать мысли.

«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с ребятами на уроке. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А4 или доске. Существуют два типа расположения:

горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы);

вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации.

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

головы, в которой обозначается вопрос или проблема;

косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;

косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;

хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. 

Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.

Схему Фишбоун я составляю либо заранее на ватмане, либо рисую на доске, используя цветной мел.  

«Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами.

 Что касается места технологии в конспекте урока, то она может выступать как способ организации части урока, либо же в качестве стратегии всего занятия по теме.

Все учителя русского языка знают, что морфологический разбор частей речи плохо запоминается. Пробовала разные методы и приемы. Но помог фишбоун. При изучении морфологического разбора частей речи составляли с учащимися фишбоун по изученной части речи. Когда все части речи были изучены, составили общий рисунок. С учениками  6 класса составили фишбоун изученных частей речи: существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, местоимение. Постоянные признаки – косточки сверху выделили синим цветом, непостоянные признаки – косточки снизу, зеленым цветом. Части речи выделили красным цветом. Данная методика помогает творчески подойти к составлению схемы и упростить запоминание учащимися материала. Это очень помогло при подготовке к ВПР по русскому языку. Морфологический разбор -  задание 2К3.При написании ВПР 2018-2019 году все шестеро учащихся справились с  данным заданием. Три человека получили 3б. из трех; 2 чел. допустили по одной ошибке, получив по 2б.; и только один учащийся получил 1б., допустив 2 ошибки.

Использование технологии Фишбоун развивает у моих учеников логическое мышление, зрительную память, умения работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче. 

Например, с помощью данного приема можно проводить целые уроки.  Одним из таких уроков был урок литературы в 7 классе. Подготовка к написанию сочинения по повести Н.В.Гоголя. В начале урока   объявляю тему сочинения «Тарас Бульба – патриот Русской земли».  Сразу же даю проблемный вопрос: кто такой настоящий патриот? И предлагаю ребятам составить фишбоун на этот проблемный вопрос. Так как речь в сочинении пойдет о Тарасе Бульбе, то и части рыбьего скелета заполняем о нем. Скелет нарисовала на ватмане. Дети рисуют себе такой же у себя на листах. Рассуждаем, чтобы заполнить верхние косточки. До этого урока уже составляли таблицу о Тарасе. Выбираем из таблицы только нужные нам понятия. Сверху заполняем: отношение к Родине, отношение к товариществу, отношение к предателям.  Разделила учащихся на три группы. Каждая группа заполняет только одну нижнюю косточку. Примеры брали  из текста повести. Планировалось работать 10 мин. Работали чуть дольше. Затем, записанное на листах, перенесли на плакат. Потом все вместе составили вывод. В результате получился хороший план сочинения с опорными словами. Учащимся было намного проще писать сочинение. Результат – в сочинении стало меньше логических, фактических, речевых ошибок. Предложения получились более связанными. Слова употреблялись в свойственном им значении. Метод оказался удачным. Планирую и дальше использовать его при подготовке к сочинению.

В любой работе важен результат. Приведенные мной примеры подтверждают правильность выбора  данного приема. Ведь при этом у учащихся развивается умение работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к уроку. Показателем успешности применения метода Фишбоун на уроках является положительная динамика предметных результатов. Новизна метода в том, что применение метода Фишбоун приобретает еще и исследовательский характер, умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом, повышение учебной мотивации,  И если вернуться к притче в начале моего выступления, то становится ясно, что прием фишбоун дает возможность ребенку поделиться своим знанием. А это и есть лучший стимул для обучения.

Использованная литература :

  1. Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.
  2. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ.
  3. Технология развития критического мышления. Фишбоун. // Новое образование. – 2006. № 4, с.19
  4. Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714 
  5. Прием « Фишбоун» как способ развития критического мышления . Электронный ресурс. Режим доступа: https://infourok.ru/ 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии "Развитие критического мышления"

Можно использовать на любом текстовом материале повествовательного характера. Читайте, вникайте, внедряйте!...

Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»

Данная разработка показывает, какие приёмы технологии развития критического мышления можно использовать на уроках литературы....

Методический доклад на тему: "Технология развития критического мышления. Приемы ТРКМ, используемые на занятиях.

Ведущим направлением модернизации современного российского образования является компетентностный подход. Компетентностный подход в обучении предполагает не простое увеличение объема знаний в различных...

Методическая разработка "Роль воспитателя в развитии критического мышления школьников".

Методическая разработка посвящена проблемам формирования критического мышления школьников в впроцессе обучения и воспитания в современных условиях....

Выступление на методическом объединении по теме самообразования "Развитие критического мышления школьников как способ формирования УУД"

Обществоведческое образование сегодня переживает трудные времена. Объем учебного материала постоянно увеличивается, а учебное время, отведенное на изучение общественных дисциплин, остается неизменным....

Методические рекомендации по теме «Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС»

АннотацияМетодические рекомендации по применению технологии развития критического мышления предназначены для педагогов школы. В них изложены стратегии технологии развития критического мышления в рамка...