ЕГЭ по русскому языку: подготовка к написанию сочинения-рассуждения
статья по русскому языку (10, 11 класс)

Пучнина Юлия Николаевна

Статья содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому яхыку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пучнина Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СШ № 40»

г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

ЕГЭ по русскому языку: подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Аннотация: статья содержит материалы для подготовки обучающихся к написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку в форме открытого занятия «ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения (К1-К3)» .

Вторая часть экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку, которая представляет собой написание сочинения-рассуждения, проверяет глубину понимания выпускниками содержания исходного текста, выявляет уровень постижения основной проблемы текста, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Текст рассуждения строится по строгим правилам, которые необходимо учитывать при подготовке обучающихся к этому виду работы. Самым сложным для школьников, безусловно, оказывается привлечение литературного материала для выражения собственной аргументированной позиции, что связано, как правило, с недостаточным читательским опытом обучающихся. Но, как показывает ежегодный анализ выполненных выпускниками работ, не менее сложной задачей становится формулирование поднимаемой в исходном тексте проблемы и особенно комментарий к предложенному для анализа тексту.

Предлагаемая статья содержит материалы для подготовки к написанию фрагментов сочинения ЕГЭ по русскому языку в форме открытого занятия «ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения (К1-К3)».

Оформление приложений:

Приложение 1 – текст Ивана Александровича Ильина, русского философа, писателя и публициста.

Приложение 2 –

  1. Как сформулировать проблему?
  1. В виде предложения:

Философ И.А. Ильин в своем тексте поднимает проблему (чего?) … .

  1. В виде риторических вопросов:

Почему человек чувствует себя (каким?)… ? Как можно избавиться от чувства (чего?) … ? Именно эти вопросы волнуют русского философа И.А. Ильина.

  1. В виде предложения-цитаты:

«Человек одинок, когда он никого не любит»,  – пишет И.А. Ильин, раскрывая проблему (чего?) … .

  1. В виде назывных предложений:

… (Что?) человека. Об этой проблеме размышляет русский философ И.А. Ильин.

  1. Языковые конструкции для оформления комментария:
  • автор обращает внимание читателей на …
  • стремится выявить причины …
  • напоминает, что …
  • упоминает о …
  • рассказывает историю о …
  • с горечью замечает …
  • обращается к …
  • объясняет, почему …
  • позволяет читателю увидеть …
  • не случайно автор приводит слова …
  1. Типовые конструкции при передаче АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ:
  • позиция автора такова: …
  • автор текста считает, что …
  • автор стремится донести до читателя мысль о том, что …
  • автор убежден в том, что …
  • в тексте доказывается мысль о том, что …
  • основная мысль текста заключается в том, что …
  • автор приходит к мысли, что …
  • позицию автора, на мой взгляд, можно сформулировать таким образом: …
  • автор осуждает (кого/что, за что) …
  • по мнению автора, …
  • автора волнует (удивляет / огорчает) …
  • автор призывает нас к …

Прослушаем текст и выполним ряд заданий к нему:

(1)Это было несколько лет тому назад. (2)Все, собираясь праздновать Рождество, готовили ёлки и подарки. (З)Витрины магазинов и окна домов сияли праздничными огнями. (4)Повсюду были развешаны гирлянды и большущие цветные шары. (5) Толпа горожан, пёстрая, шумная и весёлая, заполняла улицы.

 

(6)А я, бесприютный скиталец, был одинок в чужой стране — ни семьи, ни друга, и мне казалось, что я покинут и забыт всеми. (7)Вокруг была только пустота и не было любви: дальний город, чужие люди, холодные сердца. (8)Как-то раз в тоске и унынии я вдруг вспомнил о пачке старых писем, которую мне удалось сберечь через все испытания чёрных дней. (9)Явпервые за минувший год достал её из чемодана, развязал... (10)Потом развернул первое из писем — это было письмо моей матери, написанное двадцать семь лет тому назад.

 

(11)«Дорогое дитя моё, Николенька! (12)Ты жалуешься мне на своё одиночество, и если бы ты только знал, как грустно и больно мне от твоих слов. (13)С какой радостью я бы приехала к тебе и убедила тебя, что ты не одинок и не можешь быть одиноким! (14)Но ты, конечно, знаешь, что я не могу покидать папу, так как он очень страдает и постоянно нуждается в моём уходе. (15)А тебе надо готовиться к экзаменам, чтобы успешно окончить университет. (16)Ну, дай я хоть расскажу тебе, почему я никогда не чувствую одиночества.

(17)Видишь ли, сынок, человек одинок тогда, когда он никого не любит. (18) А если любит, то ему и в голову не приходит размышлять о том, одинок он или нет. (19)В любви человек забывает себя, он живёт в других. (20)А это и есть счастье.

(21)Я уже слышу твоё возражение, что счастье не в том только, чтобы любить, но и в том, чтобы тебя любили. (22)Но кто действительно любит, тот не рассчитывает и не выпрашивает: а что мне принесёт моя любовь?.. (23)Ждёт ли меня взаимность? (24)Или, может быть, я люблю больше, а меня любят меньше? (25)Человек, который меряет и взвешивает, не любит. (26)Отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи её светят и греют во все стороны. (27)И ты вскоре почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной любви. (28)Почему? (29)Потому, что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта, твоя бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь в ответ. (30)И тогда ты воспримешь этот обратный поток не как выстраданное счастье, которого надо было требовать и добиваться, а как незаслуженное земное блаженство».

(31)Я дочитывал мамино письмо со слезами на глазах. (32)Из дали прошедших лет я снова услышал её тёплый голос, который принёс мне любовь и утешение, как «незаслуженное земное блаженство».

(33)И тогда я подумал, что наша любовь — это нить, которой мы привязаны к любимому человеку. (34)Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает, и он дарит свою любовь так, как цветок свой запах. (35)Такой человек не чувствует себя одиноким.

(По И.А. Ильину.)*

Используемые задания:

  1. Определите стиль предложенного текста.

Стиль текста

Публицистический

Художественный

Цель – прямое воздействие, убеждение

Цель – косвенное воздействие через образы, композицию, речевое оформление

Проблема обычно формулируется прямо

Автор «прячется» за образы героев и события

Часто затрагивается только одна проблема

Как правило, в тексте поднимается несколько проблем

Итак, перед нами текст художественного стиля, в котором нет цитат, содержащих проблемный вопрос. Попробуем сделать акцент на:

  • начало и конец текста;
  • ключевые слова, повтор слов, однокоренные слова;
  • анализ средств выразительности.

2. Какие повторяющиеся слова обращают на себя внимание в тексте? (одиночество, любовь, счастье).

- Сделаем количественный анализ этих слов:

ОДИНОЧЕСТВО (+ слова данного ассоциативного ряда) – 21 раз;

ЛЮБОВЬ – 17 раз;

СЧАСТЬЕ – 3 раза.

Таким образом, мы можем утверждать, что в исходном тексте поднимается несколько проблем:

ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА

ПРОБЛЕМА БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИ

ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ

- Какая проблема, на ваш взгляд, первостепенна?

- С какого ощущения рассказчика начинается текст?

- Как заканчиваются его рассуждения?

- Что побудило маму главного героя текста написать ему письмо? (Смотрим начало письма)

Таким образом, мы приходим к выводу, что проблема ОДИНОЧЕСТВА – это первостепенный вопрос для автора.

3. А) Сделаем анализ изобразительно-выразительных средств в тексте.

«Чтобы наиболее ярко и точно передать чувства персонажа-рассказчика, автор использует тропы. Это __________ («скиталец» в предложении 6, «пустота» в предложении 7) и _________ («бесприютный» в предложении 6, «чужие», «холодные» в предложении 7, «черных» в предложении 8). Беспокойство состоянием главного героя и желание дать родительский совет выражены в письме его матери при помощи такого синтаксического средства, как ________ (в предложениях 11, 13), и приема _________ (в предложениях («одинок» в предложениях 17-18)».

Список терминов:

  1. метафора
  2. парцелляция
  3. риторический вопрос
  4. эпитет
  5. лексический повтор
  6. ряды однородных членов
  7. восклицательные предложения
  8. вводные слова
  9. сравнение

Б) Попробуем соотнести изобразительно-выразительные средства с понятиями «ОДИНОЧЕСТВО» и «ЛЮБОВЬ»

изобразительно-выразительные средства

ОДИНОЧЕСТВО

ЛЮБОВЬ

+

бесприютный скиталец

лучи любви светят и греют

покинут и забыт

струи ответной любви

пустота

бескорыстная любовь

дальний город

теплый голос

чужие люди

сердце цветет и благоухает

холодные сердца

дарит любовь так, как цветок запах

черные дни

земное блаженство

Обращаем внимание, что выразительные средства, выражающие негативную эмоциональную окраску, как правило, могут выражать ПРОБЛЕМУ, а положительную – пути ПРЕОДОЛЕНИЯ этой проблемы.

4.Итак, сформулируем одну из проблем исходного текста (К1):

- Вставьте подходящие по смыслу слова.

Как сформулировать проблему? (См. Приложение 2)

5. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (К2)

- Чтобы получить высший балл (3 балла) по данному критерию, необходимо привести два примера (иллюстрации) из прочитанного текста.

Примерами-иллюстрациями могут быть:

  • элементы цитирования (в виде прямой или косвенной речи);
  • ссылки на номера предложений (даются в скобках);
  • ссылки на абзацы текста.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Пример-иллюстрация может быть не только в комментарии к проблеме, но и после формулировки авторской позиции. В этом случае пример подтверждает и иллюстрирует мнение автора.

Языковые конструкции для оформления комментария (См. Приложение 2):

6. Найдите соответствия между типичными ошибками в комментарии и примерами:

1) замена комментария пересказом исходного текста

А) Чтобы наиболее ярко и точно передать чувства персонажа-рассказчика, автор использует тропы. Это метафора («скиталец» в предложении 6, «пустота» в предложении 7) и эпитеты («бесприютный» в предложении 6, «чужие», «холодные» в предложении 7, «черных» в предложении 8).

2) замена комментария описанием собственных впечатлений или рассуждением-выражением собственной позиции

Б) Автор описывает чувства рассказчика, которые тот пережил однажды перед Рождеством. Он ощущает себя покинутым и забытым, пока не вспоминает о пачке старых писем, среди которых он находит письмо своей матери, написанное двадцать семь лет назад…

3) замена комментария цитатой из текста

В) Русский философ и писатель И.А. Ильин пишет о том, как однажды перед Рождеством он почувствовал себя одиноким.

4) замена комментария текстом рецензии задания 24 или рассказом о средствах выразительности

Г) Мне текст понравился. Проблема одиночества очень актуальна и сейчас. Я думаю, что автор прав, утверждая, что любящий человек никогда не будет чувствовать себя одиноким.

5) выделена одна проблема, а комментируется другая

Д) И.А. Ильин пишет: «Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает, и он дарит свою любовь так, как цветок свой запах. Такой человек не чувствует себя одиноким».

6) не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик»

Е) Размышляя о проблеме счастья, автор утверждает, что оно заключается в умении человека жить для других.

1

2

3

4

5

6

Б

Г

Д

А

Е

В

7. Найдите грамматические ошибки:

А) Поставленная проблема в тексте заставляет задуматься о многом.

Б) Часть людей рассуждают так же, как и автор текста.

В) Главный герой текста вспоминает, что «я дочитывал мамино письмо со слезами на глазах».

Г) Читая письмо матери, на глазах рассказчика появились слезы.

8. Попробуем сформулировать комментарий к проблеме (К2):

Для этого разбиваем текст на смысловые части и анализируем, ЧТОДЕЛАЕТ в каждом отрывке автор, чтобы читатель мог увидеть аспекты проблемы.

Закончите высказывания:

(1)Это было несколько лет тому назад. (2)Все, соб(е/и)раясь праздновать Рождество, готовили ёлки и подарки. (З)Витрины магазинов и окна домов сияли праздничными огнями. (4)Повсюду были развеша(н/нн)ы гирлянды и большущие цветные шары. (5) Толпа горожан, пёстрая, шумная и весёлая, заполняла улицы.

Автор повествует о событиях, которые произошли с главным героем (когда?)… .

(6)А я, бе(с/з)приютный скиталец, был одинок в чужой стране — ни семьи, ни друга, и мне казалось, что я покинут и забыт всеми. (7)Вокруг была только пустота, и не было любви: дальний город, чужие люди, холодные сердца. (8)Как-то раз в тоске и унынии я вдруг вспомнил о пачке старых писем, которую мне удалось (с/з)беречь через все испытания чёрных дней. (9)Я(в)первые за минувший год достал её из чемодана, развязал...

Рассказчик передает свое чувство (чего?) … среди «чужих людей». Пытаясь избавиться от ощущения (чего?) «… и …», он перечитывает письмо, полученное от матери.

Потом развернул первое из писем — это было письмо моей матери, написа(н/нн)ое двадцать семь лет тому назад.

 (11)«Дорогое дитя моё, Николенька! (12)Ты жалуешься мне на своё одиночество, и если бы ты только знал, как грустно и больно мне от твоих слов. (13)С какой радостью я бы приехала к тебе и убедила тебя, что ты не одинок и не можешь быть одиноким! (14)Но ты, конечно, знаешь, что я не могу покидать папу, так как он очень страдает и постоянно нуждается в моём уходе. (15)А тебе надо готовиться к экзаменам, чтобы успешно окончить университет. (16)Ну, дай я хоть расскажу тебе, почему я никогда не чувствую одиночества.

(17)Видишь ли, сынок, человек одинок тогда, когда он никого не любит. (18) А если любит, то ему и в голову не приходит размышлять о том, одинок он или нет. (19)В любви человек забывает себя, он живёт в других. (20)А это и есть счастье.

(21)Я уже слышу твоё возражение, что счастье не в том только, чтобы любить, но и в том, чтобы тебя любили. (22)Но кто действительно любит, тот не рассчитывает и не выпрашивает: а что мне принесёт моя любовь?.. (23)Ждёт ли меня взаимность? (24)Или, может быть, я люблю больше, а меня любят меньше? (25)Человек, который меряет и взвешивает, не любит. (26)Отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи её светят и греют во все стороны. (27)И ты вскоре почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной любви. (28)Почему? (29)Потому, что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта, твоя бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь в ответ. (30)И тогда ты воспримешь этот обратный поток не как выстраданное счастье, которого надо было требовать и добиваться, а как незаслуженное земное блаженство».

Именно в нем он находит размышление о причинах одиночества: «…».

(31)Я дочитывал мамино письмо со слезами на глазах. (32)Из дали прошедших лет я снова услышал её тёплый голос, который принёс мне любовь и утешение, как «незаслуженное земное блаженство».

(33)И тогда я подумал, что наша любовь — это нить, которой мы привязаны к любимому человеку. (34)Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает, и он дарит свою любовь так, как цветок свой запах. (35)Такой человек не чувствует себя одиноким.

Так, автору удается донести мысль о том, что только тот, кто (что делает?) …, «не чувствует себя …».

Таким образом, соединив вторую часть таблицы, мы получаем не только КОММЕНТАРИЙ к сформулированной проблеме, но и отражение ПОЗИЦИИ АВТОРА исходного текста (К3).

9. При передаче АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ вы можете использовать

Типовые конструкции (См. Приложение 2)

10.Домашнее задание: сформулируйте свое мнение по сформулированной проблеме и аргументируйте его, опираясь на примеры из художественной литературы и/или из жизненного опыта.

Список литературы:

  1. Борисенко Н.А., Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9 – 11-х классах. – М,: ПУ «Первое сентября», 2014.
  2. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части 2. – М.: «Экзамен», 2017.
  3. Казбек-Казиева М.М. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть С). – М.: «Вако», 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...

Конспект урока русского языка "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ 15.3)

Подробный конспект урока с дополнительными материалами и презентацией. Тема сочинения: "Что такое материнская любовь?"...

Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"

Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока:   подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация по русскому языку. Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение .Часть 3.Задание 13.3

Сочинение-рассуждение .Часть 3.Задание 13.3.Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на тему "Как проявляется сострадание?" Работа над сочинением начинается с определения поняти...