Русский язык. 5 класс. Правописание разных частей речи с Ь и Ъ.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Веслополова Елена Николаевна

Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopis._i_.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Русский язык, 5 класс.  

(Технологическая карта урока).

                       ТЕМА:      Правописание слов с Ь и Ъ.

НОВОКУЗНЕЦК

Русский язык , 5 класс.

Тема: Правописание слов с Ь и Ъ. 

Тип урока: урок восстановления в памяти учащихся и обобщения знаний о  написании Ь и Ъ.

Цели :

        

Цель учителя: Повторить, расширить и обобщить сведения о написаниях Ь для обозначения мягкости согласных и после                  шипящих и разделительных Ь и Ъ.

Цель учащихся: научиться правильно писать слова, в которых есть   Ь и Ъ,  применяя правило.

Планируемые результаты:

Личностные : мотивация к учебной деятельности.

Метапредметные:

- регулятивные УУД: высказывать предположения, формулировать тему и цель урока, составлять алгоритм, оценивать свою деятельность, свой результат, работать по алгоритму.

- познавательные УУД:. выполнять анализ, делать вывод.

- коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать своё мнение, слушать других.

Предметные: правильно делать выбор при написании Ь или Ъ, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм.


                                                                    Технологическая карта урока .

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Задания

1.Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Приветствует учеников, создаёт эмоциональный настрой на урок, проверяет готовность.

Настраиваются на работу.

Готовность к уроку, эмоциональный настрой.

2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися

Организует работу по выполнению задания, организует беседу.

Выполняют задание. Формулируют тему урока: « Правописание слов с Ь и Ъ», и цель урока.

Выссказывают предположения, формулируют тему и цель урока ( Р )

Выссказывают и обосновывают своё мнение

( К )

Задание: На доске слова. Надо распределить их по группам.

 На какие группы вы разделили все слова?Какие буквы нужно вставить на месте пропуска в этих словах? Сформулируйте тему нашего урока .Что нам надо вспомнить? Распределяют их по группам (столбикам), вставляют пропущенные буквы, объясняют свой выбор.

3. Повторение правил употребления разделительных Ь и Ъ. Цель: организация совместного процесса сформулировать (вспомнить) правило написания разделительных Ь и Ъ.

Организует работу по теме.

Учащиеся наблюдают и анализируют слова.

Выполняют анализ, делают вывод ( П ).

На доске записаны слова:  шампиньоны, медальон, объявление, обезьяна, подъезд, компьютер, изъявить, съедобный, бильярд, листья, пьеса. Распределить их в 2 столбика. (1 ст. – с  Ь, 2 ст. – с Ъ) Учитель предлагает выявить условия написания Ь-Ъ в словах. Сделаем вывод: от чего же зависит написание Ь-Ъ, и перед какими гласными они пишутся. Сформулируйте правило. Проговариваем: Ъ пишется только после приставок перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. А Ь - в корне слов или перед суффиксом или окончанием после согласной и перед гласными Е,Ё,Ю,Я, И. Дети: (выделяют морфемы, подчеркивают Ь и Ъ)

Речевое проговаривание, обозначение орфограмм.

4.Повторение правописания –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах Цель: отработать написание тся и ться в глаголах.

Организует работу по составлению алгоритма. 

Строят алгоритм рассуждения.

Составляют алгоритм ( Р )

Делают выводы ( П )

Слушают других ( К ).

Алгоритм:

1. Задаем к данному глаголу вопрос .

2. Если глагол отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?», то пишем ТЬСЯ.(надо умываться, улыбаться, одеваться и т.п.)

3. Если глагол отвечает на вопрос «что делает?» или «что сделает?», то пишем ТСЯ (он умывается, улыбается, одевается и т.п.)

5.Повторение правописания Ь после шипящих. Цель: восстановит в памяти и обобщить сведения о написании Ь после шипящих.

Организует работу в парах и взаимопроверку.

Выполняют задание.

Оценивают свою деятельность, работают по алгоритму ( Р ).

Списать  с доски, распределяя по столбикам (1-сущ. Ж.р. 3-го скл. ; 2- гл. 2-го лица ед.ч.;

3- гл. в неопр. форме;

4- гл. повелительн. наклонения.

Взаимопроверка: Меняются тетрадями и проверяют. По цепочке 1 ученик вслух комментирует  написание слова.

6.Тренинг. Цель: организация закрепления и обобщения повторенных знаний .

Организует и контролирует работу учащихся.

Выполняют задание и аргументируют свой ответ

Оценивают свою деятельность ( Р )

 Слушают других ( К ).

Списать слова, вставляя, где необходимо, Ь : Дар*я, земл*я, счаст*е, вороб*и, сем*я, нян*я и т.п.

Списывая, изменим сочетания слов по образцу: шубка зайца - заячья шубка ; пасть волка -…, гнездо вороны -…, берлога медведя - …, шерсть овцы -… . Проверим.

7.Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

Организует самооценку учебной деятельности.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, сопоставляют цель и результаты.

Мотивация к учебной деятельности ( Л )

Оценивают свой результат (Р).

Выразите ваше впечатление от урока одним предложением, оцените себя:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Теперь я могу…

Я выполнял задания…

Было трудно…

8.Домашнее задание.

Подготовьте раздаточный материал по данной орфограмме (карточки).

Записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Трудные вопросы правописания разных частей речи"

Урок-практикум по русскому языку для 9-11 классов....

Урок русского языка " Самостоятельные и служебные части речи" 7 класс

Расширение и углубление знаний по разграничению частей речи; усвоение алгоритмических образцов рассуждения; подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий , как « часть речи» и « грамматичес...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи" в 5 классе.

Урок посвящен закреплению изученного материала по теме "Имя прилагательное как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Служебные части речи\'\' (6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему ''Служебные части речи'' (6 класс)...

Дистанционный урок русского языка "Повторение правописания служебных частей речи". 7 класс

Дана инструкция учащимся для самоподготовки по теме, даны ссылки на интернет-ресурсы информативного и контрольного характера, прикреплен тест для обязательного выпонения....

Контрольная работа по русскому языку по теме "Служебные части речи", 7 класс

Итоговая контрольная работа, проверяющая качество знаний учащихся, сформированность умений и навыков по темам "Предлог", "Союз", "Частица"....