Интерактивные плакаты
учебно-методический материал по русскому языку (9, 11 класс)

Семенякина Наталья Ивановна

Методическое сопровождение интерактивного плаката

 

         Данный образовательный ресурс предназначен для работы на уроках русского языка в 9 – 11 классах. ИП можно применять на любом участке урока, а также он может быть использован и как дополнительное пособие для выполнения домашнего задания по обозначенной теме.

Плакат может быть использован как часть дистанционного курса для подготовки к ЕГЭ и ГИА в независимой форме.

      ИП состоит  из одного слайда. Работа начинается автоматически : появляется название ИП и три прямоугольные выноски. А далее прямоугольные выноски работают через переключатели. Так что Вам необходимо кликнуть на нужную выноску, и Вы получите соответствующую теоретическую информацию, но не получите примеров. Для получения примеров кликните на необходимое название вида подчинения (нижние четыре выноски) и Вы получите соответствующие примеры предложений. Они исчезнут , если Вы еще раз кликните на их поле.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды подчинения придаточных частей в сложноподчиненном предложении с двумя или более придаточными частями. ПРИДАТОЧНЫЕ ЧАСТИ Одного типа (отвечают на один и тот же вопрос). Относятся Разных типов (отвечают на разные вопросы). Относятся Одного или разных типов. Относятся К одному и тому же опорному слову Ко всей главной части в целом К разным опорным словам К опорному слову и к главной части в целом Ко всей главной части в целом Первая придаточная – к главной части, вторая – к первой Однородное подчинение Неоднородное соподчинение Параллельное подчинение Последовательное подчинение И не видела Даша, какое было лицо у сестры, что с ней происходило. Где бы он ни находился, где бы он ни жил, он занимался нашими делами, устраивал наши судьбы. Я думал, что дорога где-то рядом, но вскоре понял, что заблудился. Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтобы он не ушел, взяла его за руку. Когда солнце уже начинало пригревать, тополь протягивал ветви на восток, чтобы встретить светило в самое первое мгновение его появления. Я спросил его, может ли он сказать откровенно, что бы он сделал, если бы получил такое объявление Шамиля.

Слайд 2

Т. Р. Наумова, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ № 18 имени А. М. Горького" города Воткинска Удмуртской Республики Использованные материалы З. Д. Гольдин. Русский язык в таблицах. ДРОФА. Москва. 2009 год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В любом слове есть В неизменяемом слове есть только В изменяемом слове обязательно есть Основа Окончание В любой основе есть В непроизводной основе есть только В производной основе обязательно есть Корень Приставка Суффикс В сложном слове два или более корня (между ними может быть соединительная гласная) В слове может быть две или более приставки или суффикса Как собрать и разобрать слово Схема морфемного состава слова

Слайд 2

Т. Р. Наумова, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ № 18 имени А. М. Горького" города Воткинска Удмуртской Республики Использованные материалы З . Д. Гольдин. Русский язык в таблицах. ДРОФА. Москва. 2009 год .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обособленные определения и приложения Обособляются все определение и приложения, ЕСЛИ: Обособляются согласованные распространенные определение и приложения, ЕСЛИ: Обособляются два или несколько однородных нераспространенных согласованные определение , ЕСЛИ: Обособляются согласованные приложения в то числе и одиночные, ЕСЛИ: ОНИ относятся к личному местоимению: Мы, очень радостные, вернулись домой. Всегда, ровный и хороший, он всегда радовал меня. ОНИ стоят после определяемого существительного: Дальний берег, освеженный и омытый грозой, рисовался в прозрачном воздухе. ОНИ стоят после определяемого существительного: Местечко было похоже на уютную беседку, темную и прохладную. ОНИ стоят после определяемого существительного: Светлана, студентка 5 курса, распределилась по специальности хирургия.

Слайд 2

Т. Р. Наумова, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ № 18 имени А. М. Горького" города Воткинска Удмуртской Республики Использованные материалы З. Д. Гольдин. Русский язык в таблицах. ДРОФА.Москва . 2009 год .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛОЖНОЕ БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ СЛОЖНАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ С ОДНИМ ПРИДАТОЧНЫМ С СОЧИНЕНИЕМ И ПОДЧИНЕНИЕМ С ДВУМЯ И БОЛЕЕ ПРИДАТОЧНЫМИ С БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗЬЮ ПОДЧИНЕНИЕ ОДНОРОДНОЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ НЕОДНОРОДНОЕ СОПОДЧИНЕНИЕ И СОЧИНЕНИЕМ И ПОДЧИНЕНИНЕМ С СОЧИНЕНИЕМ И ПОДЧИНЕНИЕМ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ОБЩАЯ СХЕМА СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРОСТОЕ Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и ушла себе в синее море. Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей; избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей… И Пушкин ласково глядит, и ночь прошла, и гаснут свечи, и нежный вкус родимой речи так чисто губы холодит… Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись!... Все бы слушал, как вершина ивы дремлющей шумит, как на темном дне оврага по камням родник журчит. Вот пес без хвоста, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в черном чулане хранится в доме , который построил Джек… Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству. На болоте крякнет цапля, четко хлюпает вода, а из туч глядит, как капля, одинокая звезда. По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывала впечатления: оно сохраняло одно и то же выражение, приветливое, тонкое… О Феничке , которой тогда минул уже семнадцатый год, никто не говорил, и редкий её видел: она жила тихонько, скромненько… Всем известно, что письма бывают веселые или печальные, и поэтому, пока мать читала, Чук и Гек внимательно следили за её лицом.

Слайд 2

Т. Р. Наумова, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ № 18 имени А. М. Горького" города Воткинска Удмуртской Республики Использованные материалы З . Д. Гольдин. Русский язык в таблицах. ДРОФА. Москва. 2009 год .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Односоставные предложения

Слайд 2

Односоставные предложения Сказуемные Подлежащные (назывные) Безличные Личные Определенно- личные Неопределенно- личные Обобщенно- личные

Слайд 3

Определенно-личные Есть указания на производителя действия, который известен – говорящий или собеседник Сказуемое выражено глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. А.С.Пушкин

Слайд 4

Неопределенно-личные Есть указания на производителя действия, который неизвестен – кто-то Сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа в форме настоящего, будущего или прошедшего времени Очень уж у нас в классах шуметь любят. А.П.Чехов

Слайд 5

Обобщенно-личные Есть указания на производителя действия, который обобщен – любой, всякий, каждый Сказуемое выражено глаголом в форме 2 лица единственного числа или 3 лица множественного числа с обобщенным значением Что посеешь, то и пожнешь.

Слайд 6

Безличные Нет указания на производителя действия, сказуемое обозначает: Явления природы Вечерело. Смеркается. Как пахнет грибами! Состояние человека Мне грустно. Нездоровится. Хорошо спится. Желательность, возможность, невозможность, необходимость действия Мне пора домой. Быть грозе. Можно было еще охотиться. Указание на отсутствие чего-либо Луны не было на небе. Лесу нет конца.

Слайд 7

Назывные Грамматическая основа предложения состоит из одного подлежащего, выраженного именем существительным Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. А. Блок

Слайд 8

Т. Р. Наумова, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 18 имени А. М. Горького" города Воткинска Удмуртской Республики Использованные материалы З. Д. Гольдин. Русский язык в таблицах. ДРОФА. Москва. 2009 год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«НЕ» – это интересно Правописание НЕ со словами различных частей речи

Слайд 2

Определяю, употребляется ли слово без НЕ нет да НЕ пишу слитно определяю часть речи существительное прилагательное глагол наречие причастие деепричастие

Слайд 3

Всегда раздельно Есть противопоставление с союзом А Нет противопоставление с союзом А слитно раздельно Образует с НЕ новое слово(можно заменить синонимом без НЕ) Неопределенные и отрицательные без предлога Без пояснительного слова Есть пояснительное слово Если оно отрицательное с предлогом Если оно краткое существительное местоимение глагол наречие причастие деепричастие прилагательное Есть слова: далеко,вовсе,ничуть,нисколько,никогда Производные предлоги Всегда СЛИТНО Не на –о , -е, употребляемые в роли сказуемых

Слайд 4

Т. Р. Наумова, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ № 18 имени А. М. Горького" города Воткинска Удмуртской Республики Использованные материалы З. Д. Гольдин. Русский язык в таблицах. ДРОФА.Москва . 2009 год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пишу приставки правильно

Слайд 2

Приставки делятся на 3 группы Чтобы правильно написать приставку, определяем, к какой группе она относится В- (во-) ( Взо ) Вы- До- За- Изо- Над- Надо- Не- Недо - О- Об- Обо- От- Ото- Па- Пере- По- Под- Подо- Пра - Пред- Предо-Про - Разо - С- Со- Су- У- Без- (бес-) Вз- (вс-) Воз- (вос-) Из- (ис-) Низ- (нис-) Раз- (рас-) Роз- (рос-) Через- (черес-) Пре- При-

Слайд 3

Если приставка относится к первой группе, то пишется всегда одинаково. В- Во- Вы- До- За- На- Над- Не- Недо- Об- О- От- Па- По- Пере- Под- Пра- Пред- Про- С- Су- У-

Слайд 4

Определяю, перед каким согласным стоит приставка Перед глухим Перед звонким С З

Слайд 5

Пишу в зависимости от смысла Пре- При- 1.В значении ОЧЕНЬ 2. Если по смыслу сходна с приставкой ПЕРЕ- 1.Приближение 2.Присоединение 3.Близость к чему-либо 4.Неполнота действия

Слайд 6

Т. Р. Наумова, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ № 18 имени А. М. Горького" города Воткинска Удмуртской Республики Использованные материалы З. Д. Гольдин. Русский язык в таблицах. ДРОФА. Москва. 2009 год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Шипящий Ь» Правописание Ь после шипящих в словах различных частей речи

Слайд 2

Определяю часть речи глагол краткое прилагательное наречие существительное Определяю, является ли слово исключением уж, замуж, невтерпеж Определяю склонение да нет 1 или 2 3 ь ь ь

Слайд 3

Т. Р. Наумова, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ № 18 имени А. М. Горького" города Воткинска Удмуртской Республики Использованные материалы З . Д. Гольдин. Русский язык в таблицах. ДРОФА. Москва. 2009 год .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На какие вопросы отвечают члены предложения ? О ком или о чем говорится в предложении О каком действии или состоянии говорится в предложении Что говорится о подлежащем Вопросы косвенных падежей Который? Какой? Чей? Как? Когда? Где? Куда? Откуда? С какой целью? Зачем? При каком условии? Почему? Для чего? В какой степени? Кто? Что? Подлежащее Что делает? Что делается? Сказуемое Кто такой? Что такое? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? Дополнение Сказуемое Определение Обстоятельство

Слайд 2

? Который? Какой? Чей? Как? Когда? Где? Куда? Откуда? С какой целью? Зачем? При каком условии? Почему? Для чего? В какой степени? Кто? Что? Подлежащее Что делает? Что делается? Сказуемое Кто такой? Что такое? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? Дополнение Сказуемое Определение Обстоятельство

Слайд 3

Способы выражения подлежащего Предложение Словосочетание Слово Собирательное числительное Местоимение кто, всякий, каждый + предлог ИЗ + родительный падеж Прилагательное любой Неопределенно-количественное слово (много, сколько и др.) + родительный падеж существительного Именительный падеж числительного + родительный падеж существительного Именительный падеж + предлог С + творительный падеж существительного Междометие Неопределенная форма глагола Именительный падеж существительного прилагательного, перешедшего в существительное числительного местоимения причастия, перешедшего в существительное «Не стреляйте в белых лебедей» – повесть Бориса Васильева За заставами ленинградскими вновь бушует соловьиная весна. А самый дерзкий и молодой смотрел на солнце над водой. И опять идут двенадцать… Она вмешивалась во все, знала все, хлопотала обо всем… Опоздавшие на спектакль не допускаются. Грамоте учиться всегда пригодиться. Далече грянуло ура. Не шутя, Василий Теркин, подружились мы с тобой. После этого вечера прошло семь недель. Пришло несколько новых журналов. Трое из них приехали сегодня. Кто из нас не знает этого? Всякий из нас готов помочь.

Слайд 4

Сколько слов в сказуемом? Одно Два Три и больше Глагол Простое глагольное Липы еще зеленели в таинственном летнем саду. ====== Оба слова глагола Глагол связка (может отсутствовать) + именная часть речи Составное глагольное Составное именное Давыдов на неопределенное время собрался поехать в бригаду. ============= Я – поэт. Лето чудесное. ==== ======= Дворец казался островом печальным. ============= Осложненное Он начал стараться писать более внимательно. ====================

Слайд 5

Дополнение прямое или косвенное? Без предлога. В каком падеже? С предлогом Любая падежная форма В винительном В родительном В значении «часть целого» (выпил чаю, купил хлеба) При переходном глаголе с отрицанием В других значениях (достичь цели, лишить сна) В дательном В творительном Прямое Косвенное Моя искренность поразила Пугачева. - - - - - - - Дай воды, дед! - - - - Я не люблю иронии твоей - - - - - - - - Больной лишился сна. - - - - Я никому не позволю себя обманывать. - - - - - - Олово плавим, машинами правим. - - - - - - - - Уже воображал, как он будет рассказывать об этом своем каламбуре . - - - - - - - - -

Слайд 6

Виды определений Стоит ли определение в том же роде, числе, падеже, что и определяемое слово? ДА. Выражено ли оно существительным? НЕТ. Выражено ли оно существительным? ДА. НЕТ. ДА . НЕТ. В именительном падеже В другом падеже Несогласованное приложение Несогласованное определение согласованное приложение согласованное определение Переменилась моя родная Сибирь. Он родился в городе Воронеже . Вам нужно доехать до платформы «Жаворонки». Несколько раз я прочел записку Аси. Сильна была в нем привычка спорить. Определения бывают распространенными. В роли распространенного определения могут выступать Причастный оборот Распространенное приложение Прилагательное с зависимыми словами Существительное с зависимыми словами Инфинитив с зависимыми словами След, оттиснутый на снегу моей ногой , быстро темнел и наливался водой. И Россия – мать родная – почесть всем отдаст сполна. Очень похожий лицом на мать , характером он был весь в отца. Старик нащупал возле себя длинную палку с крючком на верхнем конце и поднялся. Никто не допускал и мысли покинуть отряд в трудную минуту .

Слайд 7

Виды обстоятельств На какой вопрос отвечает обстоятельство? Как? Каким образом? В какой степени? Когда? Как долго? Где? Куда? Откуда? Почему? На каком основании? Зачем? С какой целью? При каком условии? Вопреки чему? Образа действия Меры и степени времени места причины цели условия или уступки Несмотря на плохую погоду , экскурсия состоялась. Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры . Сенокос запоздал из-за дождей . Я ночевал в городке у моря Дня через три потеплело. Его сопровождал молчаливый, не по годам серьезный Яков Сомов.. Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой . В роли распространенных обстоятельств могут выступать обороты Деепричастный Сравнительный Уступительный Целевой Поджав губы , помощник коменданта промолчал. Он наводил на нее взгляд, как зажигательное стекло , и не мог отвести. Жди меня, и я вернусь всем смертям назло. Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле..

Слайд 8

Т. Р. Наумова, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ № 18 имени А. М. Горького" города Воткинска Удмуртской Республики Использованные материалы З. Д. Гольдин. Русский язык в таблицах. ДРОФА. Москва. 2009 год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Простое предложение может быть распространено при помощи Второстепенных членов предложения определений дополнений обстоятельств Простое предложение может быть осложнено при помощи Дремлет чуткий камыш. Права не дают, права берут. В одну скверную осеннюю ночь Андрей ехал из театра . Однородных членов предложения Обособленных оборотов Слов, не являющихся членами предложения главных второстепенных Постепенно к плеску, стуку, шороху , бульканью воды присоединились тяжелый гул людских голосов. И гортанные выкрики. причастных деепричастных Пояснительных, Уточняющих и других. В лесу, казалось, шел говор тысячи могучих, хотя и глухих голосов, о чем-то грозно перекликавшихся во мраке. Потом Леля перевязывала меня, то плача от испуга и стыда , то тут же смеясь сквозь слезы над своей глупостью и моим жалким видом. Молодой, нежный месяц, будто забытый жницей серебряный серп, лежал на синем пологе ночи. междометий обращений Вводных слов и предложений Слов – предложений ДА и НЕТ -Эге, красавица, у тебя остры зубки! Тут Дубровский закрыл лицо руками; он , казалось , задыхался. Да , были люди в наше время! Распространение и осложнение простого предложения Швед, русский – колет, рубит, режет

Слайд 2

Т. Р. Наумова, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ № 18 имени А. М. Горького" города Воткинска Удмуртской Республики Использованные материалы 1. http://schools.keldysh.ru/sch148/images/C41-32.jpg З. Д. Гольдин. Русский язык в таблицах. ДРОФА. Москва. 2009 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный плакат "Синквейн"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Интерактивные плакаты по русскому языку

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Интерактивный плакат "Лексика"

Данная работа представляет собой интерактивный плакат  для изучения раздела "Лексика"...

Интерактивный плакат "Сферы употребления русской лексики"

Интерактивный плакат необходим:1.Информация, представленная на нем, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в каждом классе....

Интерактивный плакат "Односоставные предложения"

Интерактивный плакат по русскому языку для 8 класса по теме "Односоставные предложения" (для уроков обобщения)....

Интерактивный плакат "Тире между подлежащим и сказуемым"

Интерактивный плакат по русскому языку для 8 класса по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"....

Интерактивный плакат

Плакат используется для актуализация ведущих знаний. Учащимся необходимо сопоставить модель фигуры с названием и формулой объема. Плакат создан с использованием макроса. Применение к объектам данного...